logo search
Социальная философия эпохи Просвещения: Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо

2. Томас Гоббс глазами исследователей его социологического наследия

Социологическое учение Томаса Гоббса с момента своего появления было встречено с большим вниманием широкими кругами общественности как в Англии, так и во всей Европе, и стало предметом самой оживленной полемики.

В XX - начале XXI в. теория Гоббса не утратила своей актуальности и привлекает все новых и новых зарубежных и отечественных исследователей его творчества. Это во многом объясняется схожестью политической обстановки в Европе XVII в. и на современном этапе исторического развития, которая характеризуется коренной ломкой ценностей традиционной цивилизации, присущей переходному периоду.

Дж. Лэрд одним из первых английских исследователей заинтересовался истоками политического учения Гоббса. Однако он видел в нем философа средневекового толка с устаревшими композиционными построениями, единственной заслугой которого посчитал обновление методологической базы политической философии Laird J. Hobbes. L., 1934. . С ним солидарен М.М. Голдсмит, заметивший, что Гоббс опирался на методы научных знаний времен Галилея Goldsmith M. M. Hobbess Science of Politics. N. Y., 1966. .

Особый вклад в изучение идей мыслителя сделал Л. Строе, высоко оценив новизну его умозаключений, логических конструкций, методов (главным образом, синтетическо-аналитического метода) и полный разрыв со средневековыми философскими традициями.

Последнее утверждение, по нашему мнению, несколько преждевременно, поскольку более глубокий анализ произведений Гоббса все же свидетельствует о дуализме его философских воззрений, хотя близость к рационализму очевидна. Главным достижением политической концепции философа Л. Строе считает выведение естественного закона из начал естественного права и признание его мерой обязанностей подданных Strauss L. Natural Right and History. Chicago, 1953. . Источник философских воззрений Гоббса ученый видит в жизненном опыте мыслителя, признавая эмпирический характер его суждений.

Сторонником идеи признания непосредственного жизненного опыта Гоббса как первопричины, повлиявшей на становление его политического мышления, является исследователь К. Макферсон, пытавшийся доказать, что за отвлеченными сентенциями, которыми оперировал философ в своих произведениях, скрываются реальные события и проблемы современной ему Англии, ее общественных и политических кругов Macpherson C. B. The Political Theory of Possessive Individualism. Hobbes to Locke. Oxford, 1962. .

Однако некоторые ученые отказывали Гоббсу в наличии связи между его изысканиями и реальными событиями в Англии середины XVII в. Так, К.П. Миноуг отмечает, что Гоббс написал свои произведения в такой абстрактной манере, что невозможно установить связь между положениями его теории и событиями реальной жизни, и добавляет, что труды Гоббса не "испорчены" "историческими категориями".

Ему вторят А.Г. Уорендер в том, что "коллекция исторических примеров" не имеет особого значения для Гоббса, и Дж.П. Пламенанц. Поэтому отдельно отметим точку зрения П.А. Загорина, который первым попытался связать идеи Гоббса с Английской буржуазной революцией.

Еще одним спорным моментом в историографии является вопрос об исключительном феномене учения Гоббса. Так, например, историк Дж. Боул, приведя в своем труде обширную критику идей Гоббса, пришел к мнению, что мыслитель был своего рода белой вороной среди современников. X.Р. Тревор-Ропер подкрепил эту мысль замечанием: "Это изолированный феномен в английской мысли. " Немченко И.В. Томас Гоббс и Английская буржуазная революция середины XVII века. М, 1981. .

По мнению исследователя творчества Гоббса И.В. Немченко, заслуга опровержения взгляда на Гоббса как на "одинокого оригинала" принадлежит Квентину Скиннеру, "который. доказал существование позитивных связей между политическим учением Гоббса и убеждениями его современников" и совершил "переворот в представлениях о политических взглядах Гоббса" Немченко И.В. Томас Гоббс и Английская буржуазная революция середины XVII века. М, 1981. .

Однако мы возьмем на себя смелость утверждать, что эта мысль была известна и до К. Скиннера. Еще ряд современников мыслителя и более поздних поклонников его учения называли философа своим предшественником. Среди последних трудов по рассматриваемому вопросу отметим работы Дж. Стейнберга, С.А. Ллойда, В.Б. Салливан, посвященные глубокому анализу утверждений самого Гоббса и точек зрения других его исследователей.

Отечественная историография тоже не обошла вниманием учение Гоббса. Из дореволюционных исследований стоит упомянуть труд юриста В.Е. Вальденберга "Закон и право в философии Гоббса", посвященный подробному анализу состояния чистой природы, соотношения понятий права и закона в естественном состоянии и в рамках государства Валъденберг В.Е. Закон и право в философии Гоббса. СПб., 1900. . Политическая теория Гоббса рассмотрена в трудах В.Г. Камбурова Камбуров В.Г. Томас Гоббс и его политическое учение. Киев, 1900. , а его этическая система нашла отражение в исследовании А.О. Маковельского Маковелъский А.О. Этико-политическая система Гоббса. Казань, 1992. .

В советской историографии анализу теоретических установок мыслителя посвящено немного работ. Первая советская работа, исследующая систему Гоббса, принадлежала перу Л.А. Ческиса, который высоко оценил заслуги философа в разработке и изложении этико-политической концепции государства, заметив, что "Гоббс первый положил основу положительной науке о морали или науке о нравах" Ческис Л.А. Томас Гоббс, родоначальник современного материализма. М, 1994. .

Отметим "Предисловие редактора" А. Деборина к Избранным сочинениям Томаса Гоббса, в котором автор признает за социологической теорией мыслителя "известное революционное звучание" Гоббс Т. Избр. соч. М; Л., 1996. Впрочем, позднее без каких-либо мотивировок он назвал философа ярым врагом революции, что было не удивительным, учитывая дух времени Деборин А. Социально-политические учения нового времени. М, 1958. Т. 1. .

Противоположную точку зрения высказывает М. Петросова, утверждавшая, что защита Гоббсом идеалов абсолютной монархии была единственной возможностью "обеспечить могущество государства и граждан". Это мнение разделяет и Д. Бихдрикер Бихдрикер Д. Учение Гоббса о государстве и праве // Под знаменем марксизма. 1938. № 6. .

Мы, в свою очередь, также согласимся с данной оценкой. К сожалению, приходится констатировать, что современная отечественная историография не уделяет должного внимания анализу работ Томаса Гоббса. За последнее десятилетие не появилось ни одного серьезного труда, посвященного изучению данного вопроса.

В заключение еще раз подчеркнем, что творческое наследие Томаса Гоббса вызывало и вызывает неподдельный интерес уже у не одного поколения историков, философов и социологов, что свидетельствует о высокой значимости, актуальности и оригинальности учения мыслителя.