4.1. Темы контрольных работ для студентов-заочников (темы на выбор)
Предназначение и смысл философии.
Мифология и философия.
Философия и религия.
Философия и искусство.
Жизнь и учение Будды.
Проблема человека в философии конфуцианства.
Космоцентризм как основа философии Древней Греции.
Личность и философская позиция Сократа.
Понятие знания у Платона.
Учение Платона о государстве и обществе.
Проблемы логики и теории познания в философии Аристотеля
Категория «единого» в неоплатонизме (Плотин, Прокл).
Античная культура глазами других эпох (Ф. Ницше, А.Ф. Лосев, Г. Гегель и др.)
«Священная» история и идеи провиденциализма в средневековой философии.
Формирование теории креационизма.
Фома Аквинский: учение о человеке.
Влияние реформационного движения на христианскую философию. Философия и протестантизм.
Антропоцентризм и гуманизм эпохи Возрождения.
Эмпиризм и рационализм философии Нового времени.
Монадология Г. Лейбница: основные идеи и принципы.
Р. Декарт и философия Нового времени.
Социальная философия французского Просвещения.
Этическая теория Иммануила Канта.
Трансцендентное и трансцендентальное сознание в философии И. Канта.
Диалектика Г.В.Ф. Гегеля.
Философия истории Г.В.Ф. Гегеля.
И.Г. Фихте о назначении человека.
Антропологический принцип философии Л. Фейербаха.
Понимание общества и истории в работах К. Маркса.
Апология «естественного состояния» в работах Ж.-Ж. Руссо и Л.Н. Толстого.
Вольтер и русская культура XVIII столетия.
Этика Б. Спинозы.
Проблема воли и жизни в работе А. Шопенгауэра «Мир как воля и представление».
Ф. Ницше об особенностях развития европейской культуры.
Проблема сверхчеловека в философии Ф. Ницше.
О. Шпенглер о развитии цивилизаций («Закат Европы»).
Философское содержание учения З. Фрейда.
К.Г. Юнг об архетипах коллективного бессознательного.
Теория отчуждения Э. Фромма.
Религиозно-философские взгляды С. Кьеркегора.
Экзистенциализм К. Ясперса.
Экзистенциализм Ж.-П. Сартра.
Анализ проблемы самоубийства в философии экзистенциализма.
Философские проблемы церкви и государства в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы».
Нравственно-философская концепция человека в творчестве Ф.М. Достоевского.
Дискуссия славянофилов. Евразийцев и западников о путях развития русской культуры и истории.
Проблемы культуры в философии М.М. Бахтина.
Проблема человека в русской религиозной философии.
Религиозно-нравственная концепция И.А. Ильина.
Историко-культурная проблематика в философии Н.А. Бердяева.
Религиозно-философский смысл учения П.А. Флоренского.
Природа, Бог и человек в философии Л. Шестова.
«Русская идея» В.С. Соловьева.
Материя, пространство, время, движение: проблемы понимания.
Монистические и плюралистические концепции бытия.
Психика, мышление, сознание: философский анализ.
Проблема бессознательного в философии.
Познание как социальный процесс.
Социальное и гуманитарное познание.
Общество как система.
Формационный и цивилизационный подходы к пониманию процесса развития общества.
Общество и природа: проблемы взаимосвязи.
Общество как развивающаяся система.
Индивид, индивидуальность, личность.
Личность и общество.
Личность и власть.
Национальное самосознание и национализм.
Человек в информационно-техническом обществе.
Человечество перед лицом глобальных проблем.
Философия и наука.
Компьютеризация как основа информационных технологий.
Проблема истины в научном познании.
Философские проблемы технической реальности.
Место техники в духовной культуре общества.
Роль науки и техники в решении глобальных проблем современности.
Интуиция и ее роль в познании.
Сознание и язык. Язык как знаковая система. Основные функции языка.
Восток-Запад: диалог культур. Место России в диалоге культур.
Проблема смысла жизни человека.
Человек как личность, социальная роль личности.
- Философия
- Часть II
- Философия
- Пояснительная записка
- Место курса в системе социогуманитарного образования
- Требования к уровню освоения содержания курса
- 1.2. Содержание курса Содержание государственного образовательного стандарта (гсэ.Ф.10)
- Темы и краткое содержание
- Тема 1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества
- I. История философии
- Тема 2. Философия Древнего мира
- Тема 3. Античная философия
- Тема 4. Средневековая философия
- Тема 5. Философия эпохи Возрождения
- Тема 6. Философия Нового времени (XVII-XVIII вв.)
- Тема 7. Классический и неклассический этапы философии Нового времени
- Тема 8. Русская философия
- Тема 9. Современная западная философия
- II. Философские проблемы
- Тема 10. Учение о бытии (онтология)
- Тема 11. Учение о развитии
- Тема 12. Философская проблема сознания
- Тема 13. Основные проблемы теории познания (гносеология)
- Тема 14. Научное познание и его специфика
- Тема 15. Природа человека и смысл его существования
- Тема 16. Ценность как способ освоения мира человеком (аксиология)
- Тема 17. Учение об обществе (социальная философия)
- Тема 18. Проблемы и перспективы современной цивилизации
- 1.3. Распределение часов по темам и видам работ
- 1.4. Форма итогового контроля
- 1.5. Учебно-методическая карта дисциплины _ф_│_р_│_в Философия (132 часа)
- 1.6. Карта согласования рабочей программы дисциплины вузовского компонента цикла гос (гсэ.Ф.10) Философия с другими дисциплинами
- 1.7. Карта обеспечения дисциплины учебно-методической литературой _ф_│_р_│_в Философия (132 часа)
- Обязательная литература
- Дополнительная литература
- 1.8. Карта обеспечения дисциплины учебными материалами _ф_│_р_│_в Философия (132 часа)
- 1.9. Карта обеспечения дисциплины оборудованием _ф_│_р_│_в Философия (132 часа)
- 2. Дидактические материалы
- 2.1. Практические занятия
- 2.1.1. Формы проведения практических занятий
- 2.1.2. Темы и материалы по проведению семинарских занятий
- Тема 1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества
- 1. Место и роль философии в культуре. Философия как мировоззрение.
- 2. Основной вопрос философии. Структура философского знания.
- 3. Философия и частные науки.
- 4. Функции философии.
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 2. Античная философия
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 3. Философия Нового времени (XVII-XVIII вв.)
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 4. Немецкая классическая философия.
- 1. Философия и. Канта. Априорные формы чувственности и рассудка.
- 2. Философия г. Гегеля.
- 3. Философия л. Фейербаха как учение о сущности человека.
- 4. Философия к. Маркса. «Тезисы о Фейербахе».
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 5. Современная западная философия.
- 1. Критика, обновление и защита в западной философии классических философских традиций XIX века (неотомизм, неокантианство, неогегельянство).
- 2. Проблема знания, языка и методологии. Неопозитивизм, герменевтика, структурализм. Их значение в понимании и толковании языка и науки.
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 6. Русская философия.
- 2. Идеология славянофилов и западников
- 3. Философия русской радикальной демократии и идея «русского социализма»
- 6. Русская философия XX века
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 7. Учение о бытии (онтология)
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 8. Учение о развитии
- Контрольные вопросы
- Рекомендуемая литература
- Тема 9. Проблема человека в философии
- 1. »Человек есть тайна». Образ человека в истории философской мысли.
- 2. Проблема антропосоциогенеза.
- 3. Смысл человеческого существования.
- 4. Свобода и ответственность.
- Контрольные вопросы
- Рекомендуемая литература
- Тема 10. Учение об обществе (социальная философия)
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 11. Ценность как способ освоения мира человеком (аксиология)
- 1. Ценности, их природа и принципы классификации
- 2. Моральные и нравственные ценности, их теоретическое освоение в рамках этики
- 3. Особенности эстетического способа ценностного освоения действительности
- 4. Разнообразие и взаимосвязь религиозных ценностей
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 12. Проблема сознания
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 13. Основные проблемы теории познания (гносеология)
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 14. Научное познание и его специфика
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 15. Будущее человечества (философский аспект)
- Контрольные вопросы
- Литература
- 2.2. Словарь основных понятий и терминов
- Вопросы по философским проблемам
- Вопросы на понимание курса:
- 3.2. Тесты по всему курсу
- 3.3. Рейтинг-контроль
- 3.3.1. Технологическая карта дисциплины
- 3.3.2. Рейтинговая книжка студента
- Формы рейтингового оценивания:
- 4. Методические рекомендации
- 4.1. Темы контрольных работ для студентов-заочников (темы на выбор)
- Литература
- 4.2. Методические рекомендации по написанию контрольной работы
- Структура работы
- Оформление контрольной работы
- Оценка контрольной работы.
- 4.3. Методические рекомендации по работе с первоисточниками
- 4.4. Карта самостоятельной работы студента по дисциплине _ф_│_р_│_в Философия (132 часа)