logo search
uch_filosofiya_uchebnik_tom1 / Философия

Лекция 6. Томас гоббс и бенедикт спиноза план

1. Механистический материализм Т. Гоббса.

2. Философский пантеизм Б. Спинозы.

Томас Гоббс (1588-1679) родился в Мальмсбери, учился в Оксфорде, где стал противником еще преподававшейся там схоластической философии. Принимал активное участие в политической жизни Англии, что впоследствии подвигло его на разработку философских оснований политики, государства и права. Значительную часть жизни провёл во Франции и в Италии, где и сформировались, под влиянием континентального натурализма и рационализма, его философские взгляды. С рационалистической теорией познания, инициированной Галилеем и Декартом, Гоббс познакомился во время своего пребывания в Европе (с Декартом переписывался, с Галилеем встречался лично), хотя ещё раньше, случайно познакомившись с "Началами" Евклида, задумал построить рациональную, опирающуюся на геометрический метод, систему философии.

В Европе же Гоббс воспринял натуралистические идеи мыслителей Возрождения, став впоследствии ведущим представителем этого направления в новой философии. Гоббс находился в дружеских отношениях с Ф. Бэконом, но философски от него был независим, ценя в Бэконе не философа, а государственного деятеля. Гоббс сумел соединить две ведущие линии развития новой философии - рационализм и натурализм, создав оригинальную философскую систему. Полностью самостоятелен и оригинален он в политической философии, хотя отдельные идеи в этой области были высказаны ранее Макиавелли, Гроцием и Боденом. Однако Макиавелли был историком, Гроций - юристом, тогда как Гоббс, будучи философом, дал философское обоснование тем политическим идеям, которые его предшественники выводили из исторического опыта и юридической практики.

Систему своих взглядов Гоббс изложил в трех частях "Основ философии": "О теле" (1655 г.), "0 человеке" (1658 г.), "0 гражданине" (1642 г.). Последняя часть "Основ философии", посвящённая проблемам философии государства и права, вышла раньше первой и второй частей, которые служили ей философским обоснованием. В переработанном виде она издана в 1651 г. на английском языке (сделав Гоббса знаменитым политическим философом Нового времени), - "Левиафан, или Материя, форма и власть государства, церковного и гражданского".