logo search
Kotsuba

Демокрит

Онтология. Весьма проста: «существуют только атомы и пустота». Атом нельзя увидеть, это реальность, постигаемая только умом. Атомы по Демокриту — это «бытие» по Пармениду, только в множестве; атомы вечны, неделимы и неизменяемы. Движение — это не иллюзия. У Демокрита вводится принцип пустоты, противоположной атому.

Всё, что существует, есть комбинация атомов. Демокрит проводил прямую аналогию между атомами и буквами, вещи отличаются набором атомов, их взаимосвязью и порядком. Он вводит в философию понятие детерминизма — убеждения, что всё определяется некими причинами, а в мире нет ничего беспричинного, так как всё есть следствие движения атомов. Действует и закон сохранения структуры: атомы, отстающие от структуры, некоторое время сохраняют форму структуры, что объясняет наши чувственные ощущения.

Этика Этика не следует из детерминизма Демокрита. Её тема — счастье не в понимании «везение», а в понимании «хорошее расположение духа» (греч. ευθυμÐα). Счастье, как и несча­ стье, находится в душе, оно зависит только от душевного расположения, а не от внешних факторов и сил. Демокрит вводит также несколько терминов, описывающих условия счастья:

атараксия (греч. αταραxÐα) — невозмутимость духа, способность не ударяться в гнев;

апатия (греч. απάθεια) — бесстрастие (но не безразличие).

Человек опутывается страстями, которые делают его несчастливым: завистью, алчно­ стью и прочим. Демокрит тем самым продолжает древнегреческую традицию «счастье — это мера». Демокрит полагает, что нужно обращать внимание в первую очередь на необходимое. Также он вводит понятие совести, отличая это понятие от стыда. Стыдится человек других людей, совесть же — стыд перед самим собой.