logo search
Шпоры по философии за 1 семестр

8. Средневековая философия. Аврелий Августин

Религиозный характер философии средневековья объясняется двумя причинами:

– идеологическим диктатом христианской церкви;

– глубоко религиозным мировоззрением интеллектуальной элиты того времени.

Церковь в средние века стремилась к единовластному управлению обществом и

выполняла множество функций, которые лишь гораздо позже перешли к государствам.

В этих условиях философия хоть и была разрешена Церковью, но разрешена с

единственным условием – философия должна была служить задачам богословия,

то есть должна была использовать всю мощь своего рационального аппарата только

для подтверждения догматов христианства. Эта философия получила название

«схоластика» (латинское «scholastica» – школьный, ученый). Принципы

схоластики: 1. Вечная Истина уже дана человеку в библейских текстах, но

она дана ему откровением, то есть нелогическим актом сознания, и задача

философии состоит в рассудочном её обосновании, а не в поиске

какой-то новой истины. 2. Всякое знание имеет два уровня. Один верхний –

откровение Библии, полученное сверхъестественным путем. Другой низкий – это

знание, полученное естественным путем человеческого разума. Оба этих уровня не

противоречат друг другу, но низкое человеческое знание подчиненно

верхнему, и предназначено для того, чтобы сделать

сверхъестественное содержание веры доступным человеческому уму, как это

сделано в догматах, разработанных Отцами Церкви. 3. Человеческое знание

основывается на логическом рассуждении. Но доступная человеческому знанию

истина может постигаться, не каким угодно, а только правильным логическим

рассуждением. А правильное логическое рассуждение только то, которое

подтверждает Вечную Истину библейских писаний. 4. Человеческое знание

ограничено, философия может достичь лишь его предела, но не достичь Вечной

Истины. Поэтому познать Бога можно только сверхъестественным откровением,

которое изложено в богословии, а философия нужна только для того, чтобы

придать богословию научный характер.

В условиях обязательного единодушия философов относительно христианских

догматов, единственной отдушиной для философии в средние века был спор об

универсалиях, то есть о природе так называемых общих понятий,

представляющих собой обозначения родов или видов тех или иных единичных

элементов бытия (деревья, животные, растения, водоёмы, птицы и т.д.).

Патри́стика (лат. pater - отец) философия и теология отцов

церкви, то есть духовно-религиозных вождей христианства до VII века. Учения,

выработанные отцами церкви, стали основополагающими для христианского

религиозного мировоззрения. Патристика внесла огромный вклад в формирование

этики и эстетики позднеантичного и средневекового общества.

Аврелий Августин (святой Августин Блаженный). Один из Отцов

Церкви. Участник нескольких вселенских соборов. Августин настоял, чтобы в

Библии были сохранены 2 книги: ветхий завет (основа иудаизма ) и новый завет

(основа христианства). Его основной ф/труд «О граде Божьем». Люди: Град Божий,

живут по установленным Богом законам, и Град Земной - по законам,

установленным возгордившимися людьми, которые отказались от Бога.

Принадлежность к граду определяет , будет ли человек спасён после Страшного

суда. По Августину, каждому человеку заранее определено, к какому Граду он

принадлежит, но никто не может узнать свою судьбу до Страшного суда. Он считал,

что светская государственная власть дана людям свыше, чтобы в мире был хоть

какой-то порядок.

Учение Августина о соотношении свободы воли человека, божественной благодати

и предопределения является достаточно неоднородным и не носит системного

характера. Августин первый сформулировал социальные положения христиан:

1. Как человек живет – такие социальные качества в нем формируются.

2. Какие перспективы видит человек, так он и видит себя. (Поменяйте

перспективы – поменяете поведение).

3. Человек видит и слышит только то, что готов видеть и слышать.

4. Людей (детей) можно спаси любовью.

“Быть свободным – значит покорить свою волю воле Бога”.