logo search
filosofia_mishi

10) Философия Нового времени.Рационалистический метод познания Рене Декарта («Рассуждение о методе»).

В философии Нового времени (16-17 вв.) познание становится центральной проблемой философии, а его отношение к изучаемым материальным предметам - стержнем новых философских направлений.

Этот период в развитии философии получил название гносеоцентристского.

Одно из таких направлений рационализм - выдвигает на первый план логические основания науки. Главным источником знания считаются идеи, т.е. мысли и понятия, которые якобы изначально присущи человеку или являются его врожденными способностями.

Другая концепция философский эмпиризм (Ф. Бэкон). Все знания возникают из опыта и наблюдений.

Декарт (основоположник рационализма) обращался не к опыту, а к разуму. Стремился разработать универсальный метод для всех наук. Основная черта его философии – дуализм, двойственность (субстанций – мышления и материи, души и тела; идеалистической метафизики и материалистической физики; дуализм метафизики и диалектики как теории развития; дуализм рационализма и религиозной веры)

Главной задачей Декарта становится обоснование объективности разума и независимости науки от религии. Этой проблеме он посвящает свой труд "Рассуждение о методе".

В работе выдвигаются 4 главных правила, дабы достичь объективности, отличить ложное от истинного, постичь истину:

1.Правило очевидности: «Никогда не принимать ничего на веру, в чем с очевидностью не уверен… включать в свои суждения только то, что представляется уму столь ясно и отчетливо, что никоим образом не сможет дать повод к сомнению». 

2. Правило простоты: «Разделять каждую проблему, избранную для изучения, на столько частей, сколько возможно и необходимо для наилучшего ее разрешения».

3. Правило перехода от простого к сложному: «… Располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легкопознаваемых, до познания наиболее сложных…».

4.Правило контроля предполагает постоянный надзор со стороны мысли за ходом исследовательского процесса на всех его этапах.

Декарт говорит о безграничных возможностях разума в познании истины, считает, что поиск истины – главная ценность и ничто не может сравниться с ним по красоте.

Решая задачу создания достоверной системы знания, Декарт обосновывает философию сомнения как основу методологии научного исследования.

Декарт же ставит задачу преодоления скептицизма путем выявления того исходного положения, которое не вызывает никаких сомнений. Для этого необходимо последовательное проведение скептической точки зрения, превращение сомнения в подлинный инструмент познания. Он призывает сомневаться всегда и во всем. Наличие сомнения, по Декарту, - признак ложного знания.

Субъект, разум, сознание выступают у него высшими критериями истинности знания. «Я мыслю, следовательно, существую». В свою очередь, сомнение есть деятельность мысли, а значит, и наличие мысли не вызывает сомнения. Мыслящая субстанция - мысль в действии, а мысль в действии - мыслящая реальность. Так Декарт приходит к выводу о наличии самостоятельной мыслящей субстанции, абсолютно независимой от тела - души. Сущностью души, ее главным свойством является мышление, сознание.