logo search
УМКД Философия часть 2

Вопросы на понимание курса:

  1. В чем состоит роль философии в культуре?

  2. Почему нельзя понять философию без знакомства с ее историей?

  3. Имеется ли у философии свой язык? Чем он отличается от обычного языка и от языка науки?

  4. Прокомментируйте суждение Аристотеля: «Удивление побуждает людей философствовать».

  5. «Философский камень» - что за словосочетание? Что означает выражение «поиски философского камня»?

  6. «Знание есть только путь к силе» (Т. Гоббс) В чем сила философского знания?

  7. Какова польза философских знаний? При ответе используйте известные Вам учения философов.

  8. «Философия прирождена человеку» (И.Г. Фихте). Согласны ли Вы с этим? Что такое природа человека и включает ли она философию?

  9. Прокомментируйте высказывание А. Шопенгауэра: «Истинное философское воззрение на мир, т.е. то, которое учит нас познавать его внутреннюю сущность и, таким образом, выводит нас за пределы явления, не спрашивает, откуда и куда, и зачем, а всегда и всюду интересует его только что мира…»

  10. Прокомментируйте высказывание М. Хайдеггера: «Метафизика есть вопрошание, в котором мы пытаемся охватить своими вопросами совокупное целое сущего и спрашиваем о нем так, что сами, спрашивающие, оказываемся поставлены под вопрос».

  11. Сравните употребление понятия «диалектика» в античной и современной философии.

  12. Сравните представление о Боге с точки зрения античной и средневековой философии.

  13. Почему в любом философском учении возникает вопрос о бытии?

  14. Какое свойство мира отмечали мыслители всех эпох при формировании понятия «бытие»?

  15. В чем состоит специфика различных типов бытия? Можно ли утверждать существование бытия духовного?

  16. Обладают ли свойством бытия фантастические образы и галлюцинации?

  17. Существует ли развитие и как его понимать?

  18. Как вы понимаете высказывание Гераклита: «В ту же реку вступаем и не вступаем. Существуем и не существуем?»

  19. Как вы понимаете высказывание Сократа: «Я знаю то, что ничего не знаю»?

  20. Чьим детищем является атомарная гипотеза - философов или физиков? Чем отличается древний атомизм от современного?

  21. По мнению К. Поппера, философия Платона вредна для демократического общества. Справедливо ли это мнение?

  22. Как понимать суждение Аристотеля: «Счастье есть благосостояние, соединенное с добродетелью».

  23. Античные стоицизм, эпикуреизм, скептицизм - какое учение Вам более симпатично?

  24. Каковы философские истоки теоцентризма?

  25. Действительно ли в средние века философия была служанкой богословия?

  26. Какие черты средневековой философии сохранили свою актуальность сегодня?

  27. В чем состоит философский смысл заповедей Христа?

  28. Пробуйте опровергнуть Фому Аквинского: «Все, что движется, имеет причиной своего движения нечто иное... Следовательно, необходимо дойти до некоторого перводвигателя - «Бога».

  29. Что имел ввиду Августин, утверждая: «Лучше быть смиренным гражданином, чем гордым праведником»?

  30. Как понимать вопрос, поставленный в Евангелии от Луки: «Что пользы человеку, если он приобретет весь мир, а душу свою потеряет?»

  31. На каких христианских идеях основано поучение Л.Н. Толстого: «С грехом ссорься, с грешником мирись. Ненавидь дурное в человеке, а человека люби»?

  32. Почему доминирующим аспектом философии Возрождения является эстетический?

  33. Действительно ли главным принципом философии Возрождения является антропоцентризм?

  34. Каковы истоки ренессансного гуманизма?

  35. Как научная революция конца XVI - начала XVII вв. повлияла на предмет философии?

  36. Что объединяет и противопоставляет философские рассуждения Ф. Бэкона и Р. Декарта?

  37. Каково философское значение открытий Галилея и Ньютона?

  38. Каковы философские основания юридического мировоззрения Нового времени?

  39. Что означает высказывание Вольтера «Природа разумна, разум естественен»?

  40. Объясните понимание свободы Вольтером: «Когда я могу делать то, что хочу, это значит - я свободен, но то, что я хочу, я хочу в силу необходимости»?

  41. Как соотносятся знание и вера в философии И. Канта?

  42. Можно ли руководствоваться принципами этики Канта сегодня?

  43. В чем состоит «коперниканский переворот» Канта в философии?

  44. В чем Вы видите основные достоинства и недостатки идеализма Гегеля?

  45. «Все действительное разумно и все разумное действительно» (Гегель). Так ли это?

  46. В чем Вы видите основные достоинства и недостатки философии Маркса?

  47. В чем отличие классического марксизма и его ленинского варианта?

  48. Какие идеи Маркс получило развитие в философии 20 века?

  49. Каковы достоинства философии жизни?

  50. Прокомментируйте высказывание Ф. Ницше: «Человек - это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком - канат над пропастью. В человеке ценно то, что он мост, а не цель».

  51. Прокомментируйте слова Ф. Ницше: «Ты называешь себя свободным. Свободным от чего или для чего?»

  52. Какое отношение имеет психоанализ к философии?

  53. В чем особенность подхода к проблеме бытия в экзистенциализме?

  54. Как соотносятся сущность и существование в философии экзистенциализма?

  55. Как Вы понимаете высказывание Ж.-П. Сартра: «Человек осужден быть свободным. Осужден потому, что не сам себя создал, и все-таки свободен, потому что однажды брошенный в мир, отвечает за все, что делает»?

  56. Как соотносятся понятия «свобода выбора» и «свободный выбор»? Проанализируйте взаимосвязь понятий «свобода» и « ответственность».

  57. Какой философский смысл заключен в призыве М. Хайдеггера: «Пойми самого себя! Сбудься! Свершись! Посвяти себя собственной судьбе, а не (трансцендентному) возвышающемуся над тобой и не соизмеримому с тобой историческому процессу?»

  58. Чем отличается русская философия от философии западноевропейской?

  59. Каковы общие черты философии западников и славянофилов?

  60. Сохранила ли свою актуальность философия всеединства?

  61. Прокомментируйте высказывание Л.Н. Толстого: «Если добро имеет побудительную причину, оно уже не добро; если оно имеет своим последствием награду, оно тоже не добро. Добро вне цели, причин и следствий».

  62. Прокомментируйте высказывание В. Соловьева: «Человек должен быть нравственным свободно, это значит, что ему должна быть предоставлена и некоторая свобода быть безнравственным».

  63. Как, на ваш взгляд, соотносятся современная научная, философская и религиозная картины мира?

  64. Каковы основные ценности и идеалы науки?

  65. Стоит ли наука вне этики?

  66. Какие проблемы рассматривает философия науки?

  67. С чем связано возникновение дилеммы «сциентизм - антисциентизм»?

  68. Существует ли истина в гуманитарных науках? В каких философских направлениях разрабатываются гносеологические проблемы гуманитарных наук?

  69. Что изучает философия техники?

  70. Каково соотношение науки и техники?

  71. Как проводится оценка техники?

  72. Каковы основные принципы инженерного отношения к миру?

  73. Каковы философские истоки экологических бед человечества?

  74. Почему противоречие между природой и обществом приобрело в XX веке глобальный характер?

  75. Существует ли смысл и цель в истории?

  76. В чем проявляется единство и многообразие исторического процесса?

  77. Существует ли прогресс в истории?

  78. Можно ли говорить о прогрессе в духовной жизни человека? Если да, то каковы критерии этого прогресса?

  79. Можно ли говорить о прогрессе нравственности?

  80. Что имел виду О. Шпенглер, утверждая: «Культура и цивилизация - это живое тело душевности и ее мумия?

  81. Прокомментируйте высказывание: «Цивилизация как завершение культуры, как оцепенение после развития, как смерть после жизни, как ставшее после становления»?

  82. В чем проявляется кризис современной цивилизации?

  83. Какой мировоззренческий смысл имеют высшие ценности?

  84. Способно ли человечество создать новую систему ценностей? Какова здесь роль философии?

  85. Каковы гуманистические ориентиры современной философии?