logo search
Ответы на экзаменационные билеты / Билеты-- Examination

17. Проблема человека в религиозной философии хх века: неотомизм и персонализм

Неотомизм - философская школа в католицизме, исходящая из учения Фомы Аквинского и являющаяся современным этапом в развитии томизма. Наиболее известные представители неотомизма - Жильсон, Маритен, А. Сертийанж (Франция) В. Бруггер, А. Демпф, И. Лоц, М. Грабман, И. де Фриз (ФРГ), Д. Мерсье, А. Дондейн, Л. де Реймекер, Ф. паи Стенберген (Бельгия), У. Падовани, Ф. Ольджати, К. Фабро (Италия). Неотомизм резко противостоит как материализму, так и субъективному идеализму. Он претендует на универсализм, объединение в целостном синтезе веры и разума, умозрения и эмпирии, созерцательности и практицизма, индивидуализма и соборности. Это объединение осуществляется в неотомизме на жёстко фиксированной догматической основе, определяемой непререкаемостью и общеобязательностью для философии божеств, откровения: неотомистская философия является служанкой богословия. Основная задача философии усматривается в рациональном раскрытии и оправдании истин теологии.

Человеческий интеллект, чтобы быть истинным, должен сообразовываться с божественным интеллектом.

Личность в неотомизме есть незыблемая и самодеятельная духовная субстанция. Атрибуты личности - свобода, самосознание, способность проявления в духовном акте, творческой возможности - получают, однако, своё ценностное подтверждение лишь в соотнесении с богом.

Человеческое общество в социально-политической философии неотомизма понимается как естественное общество; его основные формы - семья, община, профессия, родина, государство. Частная собственность отождествляется в неотомизме с собственностью вообще, т. е. с присвоением человеком предметов природы. Различие между классами выводится из разделения труда и представляется в основе своей различием между профессиями. Согласно неотомизму, существуют три типа отношений личности к обществу, связанных с социальной организацией: индивидуализм, коллективизм и солидаризм. Отвергая индивидуализм и коллективизм как ложные крайности, неотомизм пропагандирует солидаризм, обосновываемый христианским принципом любви к ближнему. На практике это выливается в проповедь социального мира между классами.

Персонализм(от лат. личность), теистическое направление современной буржуазной философии, признающее личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью, а весь мир проявлением творческой активности верховной личности - бога. Идеи персонализма развивали: Н.А. Бердяев, Л. Шестов, Н.О. Лосский, Б. Боун, Дж. Ройс, У. Хокинг, М. Калкинс, Э. Брайтмен, Дж. Хауисон, Р. Т. Флюэллинг, П. Ландсберг, М. Недонсель, П. Рикёр, Э. Мунье и Ж. Лакруа. Представителями нерелигиозного персонализма были Б. Коутс, В. Штерн.

Принципу идеалистического монизма и панлогизма персонализм противопоставляет идеалистический плюрализм - множественность существований, сознаний, воль, личностей. При этом удерживается принцип теизма, т. е. творения мира верховной личностью (богом). Персоналисты выдвигают на первый план не познающего истину субъекта классической философии, а человеческую личность в полноте её конкретных проявлений. Личность превращается в фундаментальную онтологическую категорию, основное проявление бытия, в котором волевая активность, деятельность сочетается с непрерывностью существования. Но истоки личности коренятся, по персонализму, не в ней самой, а в бесконечном едином начале - боге. Существует аналогия между этими принципами персонализма и монадологией Лейбница. Задачу ориентации человека в мире персонализма возлагает на религиозную философию, которая должна найти смысл существующего с точки зрения волеизъявления человека в соотнесенности с высшим началом, богом.

Распространение персонализма - симптом кризиса позитивистского мировоззрения и усиления тенденций иррационализма. В России персонализм разрабатывался в русле философско-литературного идеалистического движения начала 20 в., представители которого считали личность единств, субъектом истории и носителем культуры в противоположность народным массам и выступили одними из первых теоретиков "массовой культуры" и "массового общества". Личность была противопоставлена обществу и его притязаниям определять всю её жизнь, а судьба личности была противопоставлена теории исторического прогресса. По мысли Бердяева и Шестова, все учения о человеке, рассматривающие его в соотношении с природой или обществом, а не самого по себе, недостаточны. Согласно персонализму, существование индивида, вплетённое в сложную сеть обществ, отношений, подчинённое социальным изменениям, исключает для него возможность утвердить своё неповторимое "Я". Персонализм различает понятия индивида и личности. Человек как часть рода, как часть общества есть индивид; о нём - биологическом или социальном атоме - ничего не известно, он лишь элемент, часть, определяемая соотношением с целым. Человек же как личность может утвердить себя только путём свободного волеизъявления, посредством воли, которая преодолевает и конечность жизни человека и социальные перегородки как бы изнутри человека. Таким образом, в основе учения персонализма о личности лежит тезис о свободе воли. С позиций персонализма вопрос о закономерностях социального развития не может быть решён рациональным познанием. Решение всегда исходит из личности, предполагает направление воли, выбор, нравственную оценку.