logo search
Филос / Лекц комплекс

Тема 3. Средневековая европейская философия

Основные периоды средневековой философии: патристика и схоластика. Философия и теология: теоцентристский тип философствования. Основные черты и главные темы размышлений средневековых философов.

Предтечи и "отцы" средневековой философии: Экклезиаст, Филон, Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген, Августин. Философия и вера, разум и откровение: философское кредо эпохи (ап. Павел - Тертуллиан - Августин - Ансельм Кентерберийский - Фома Аквинский). Основные духовны ценности христианской религии.

Проблема универсалий. Номинализм и реализм. Философия Уильяма Оккама. Нравственные искания и гуманистический смысл средневековой философии Западной Европы, ее влияние на формирование приоритетных духовных ценностей, моральности сознания западного человека.

Средневековье - это почти тысячелетний период истории (IV-V вв. до XIV в.), т.е. от распада Римской империи до эпохи Возрождения. Это также время распространения христианства, которое зародилось в I-II в. нашего летоисчисления в восточных провинциях Римской империи, в частности, Палестине в период кризиса рабовладельческого строя.

Христианство возникло как протест против устоев Римского государства, в котором жизнь отдельного человека не имела цены, а моральные и этические нормы попирались на каждом шагу. Поэтому оно, как религия, основанная на любви к ближнему, провозгласившая высшими ценностями моральные устои и равенство всех перед богом, нашло отклик в сердцах жителей империи. Оно вселяло надежду, что на земле может быть построено общество, в котором человек, а не государство имеет первостепенное значение. Это был моральный протест социальным устоям. И несовершенство общественных условий христианство объясняло несовершенством всего рода человеческого - носителя первородного греха. Оно уравняло в правах римлянина и иудея, эллина и варвара.

Священной книгой христиан является Библия, канонический текст которой состоит из 39 книг Ветхого Завета, написанного до III в. до н.э. и 27 книг Нового Завета, написанных в I-II вв. н.э. Он включают в себя четыре Евангелия – от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, Деяния апостолов, 21 Послание апостолов, Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис). Основным источником христианства является иудейская религия с ее культом бога Яхве. Христиане полностью приняли еврейский Старый завет. Из десяти ветхозаветных заповедей четыре относятся к религиозному культу, а остальные являются нравственными предписаниями, а именно - не сотвори себе кумира, не кради, почитай отца твоего и мать твою, не возжелай ничего, что у ближнего твоего и пр. Восприняв это десять заповедей Ветхого Завета, христианство дополнило его учением о любви к ближнему, последовательно изложенным в Нагорной проповеди Иисуса Христа. Суть этой христианской любви как общечеловеческой ценности звучит в следующих словах: «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой». В основу христианства легла вера в искупительную миссию Иисуса Христа, который своей мученической смертью на кресте искупил грехи всех людей, во второе, будущее пришествие Христа, Страшный суд, в небесное воздаяние праведникам и грешникам и установление Царства Божьего.

С этой христианской религией «униженных и оскорбленных» непосредственно связана средневековая философия. Она представляет собой длительный отрезок времени (VIII-XV вв.) в истории европейской философии. Все философские системы средневековья религиозно ориентированы, т.е. развитие философии происходит в рамках теологии.

Первый этап становления средневековой философии неразрывно связан с деятельностью так называемых отцов церкви - систематизаторов и популяризаторов Священного писания. В I-III вв. н.э. они защищают в своих работах христианскую доктрину от язычников, евреев, государственной власти и влияния античной философии, уходившей своими корнями в политеизм. Их учение получило название патристика. Но уже с III в.н.э. патристика активно использует для обоснования христианских догм идеи неоплатонизма.

Между патристикой и схоластикой, цель которых была общей - нести слово Божье в массы, формировать христианскую идеологию, - существует различие: патристика систематизировала и обосновывала религиозные догмы, схоластика, упорядочивает их и делает доступными для простых людей. Собственно христианская философия развивается с VIII по XV вв.н.э. Это период схоластики, т.е. логического обоснования теологии.

В рамках средневековой философии христианством поднимаются вопросы соотношения веры и разума, теологии и философии. При этом философия, выполняя социальный заказ, выступала в роли служанки богословия. Ее задача сводилась к комментированию и обоснованию религиозных догматов и рассмотрению с теологической точки зрения проблем веры и знания, морали и нравственности, ответственности человека перед Богом и ближним. Человек мыслился посредником между царством духа и царством материи и понимался как единство души и тела, но без смешения их, ибо Бог в душе только отражается. Благодать в христианстве трансформируется в такие слагаемых его духовной нравственности, как любовь, труд, справедливость, красота и добро. Эти нравственные постулаты христианской философии (философствования в вере) развил выдающийся мыслитель IV-V вв., один из семи учителей церкви, Аврелий Августин (Блаженный).

Августин Аврелий (354-430 гг.) - крупнейший христианский философ и теолог. Главные теолого-философские произведения - «О граде божьем», «О прекрасном и пригодном» и др. «Ты нас создал для себя, и наше сердце будет неспокойным, пока не упокоится в тебе» - основная идея «Исповеди». Развивая эту мысль, Августин говорит о том, что не мир загадка, а сам человек для себя, стал большим вопросом. Обращение к себе предполагает познание бога и божественной любви, что является смыслом человеческого духа. Бог является центром философских рассуждений, поскольку он является причиной существования всего сущего. Сущность духа рассматривается им как свободная воля. Его учение - это синтез христианских доктрин и философских идей, в первую очередь, платонизма и неоплатонизма. По мнению Августина, главная цель религиозной философии - это познание единого Бога и божественной любви. Бога он представлял как бесконечное, вечное первоначало, а реальный мир - как продукт его творения. В центре такого типа философствования находится Бог. Он мыслит Бога как идеальное абсолютное первоначало, творца и причину всего сущего. Мир развивается лишь потому, что Бог, создав его из ничего, продолжал непрерывно творить его

Схоластика развивается с IX по XV вв., ее представители не занимались поиском истины, которая, по их мнению, уже дана в откровении, в Священном писании, а излагали эту истину и обосновывали ее с помощью философии. Они использовали формально-логический способ доказательства религиозных догм, а их суждения сводились к силлогизмам. В рамках схоластики разрабатываются две основные проблемы: 1) всесторонне обосновывается существование Бога; 2) выясняется, существуют ли универсалии - общие понятия, - и, если существуют, то, соответствуют ли им реальные предметы.

Спор по поводу универсалий был спором между реалистами и универсалистами (номиналистами). Реалисты настаивали на том, что универсалии первичны, а вещи вторичны. Номиналисты не признавали существование универсалий, утверждая, что общие понятия появляются после вещей. Номинализм был идеализмом с материалистическими тенденциями. Он подрывал схоластику изнутри. Это одно из основных направлений средневековой философии в период расцвета схоластики.

Самым крупным схоластом XIII в., мыслителем аристотелевского круга был Фома Аквинский (Аквинат). Его учение оказало решающее влияние на дальнейшее развитие философии на столетия вперед. Почти все его философские искания были подчинены единой цели - богопознанию. Аквинат исходил из того, что разум и философия являются преамбулой веры. Теология и философия взаимосвязаны, так как вера совершенствует разум, а теология - философию. Разница между философией и теологией не в предмете исследования, поскольку и та и другая говорят о Боге, человеке, мире. Но философия дает несовершенное знание о том, о чем теология говорит более внятно, ведя к вечному спасению. Божественная благодать, подчеркивает Фома, облагораживает и людей, и философию. Теология не выталкивает философию из ее ниши, но делает ее корректной, поскольку вера ориентирует разум. Поэтому не следует преувеличивать познавательные способности философии. Но ее союз с теологией создает условия для того, чтобы теология стала действенной. В то же время философия как «преамбула веры» остается автономной. Ее методы исследования не подменяются теологическими инструментами познания. Иными словами, философия помогает укрепить веру, делает ее осознанной: разум умеет всех примирить в своей универсальности.

Фома Аквинский обосновывает принцип приоритета разума над волей. Вслед за Аристотелем он рассматривает разум как высшую человеческую способность, а волю называет практическим разумом, направленным на действие, а не на познание. Разум есть могущественная природа человека. Назначение человека - понимать и действовать с пониманием. Разум делает человека свободным. Руководствуясь им, человек сам выбирает - подчиняться или не подчиняться Богу. Зло кроется не в утрате рациональности, как это понимали греки, и не в неверной ориентации человеческой воли, действующей подчас иррационально, как это понимал Августин Блаженный, а в сознательном неподчинении рационального существа Богу. Корень зла, по мнению Фомы, в порче духа и свободы.

В учении о бытии Фома также широко использует категории аристотелизма. Но при этом рассматривает проблемы, не поднимавшиеся Аристотелем, который для философских обобщений опирался на естественнонаучные изыскания. Метафизика же Аквината - это предельно обобщенные, логически выверенные обоснования существования Бога без естественнонаучных посылок. Согласно Фоме, бытие есть Бог: «Нет ничего кроме Бога, и этот Бог - бытие. Это бытие высшее, совершенное, истинное.