17. Духовное своеобразие русской религиозной философии (Соловьев, Бердяев, Булгаков)
Соловьев. Своего наивысшего развития русская философская мысль достигает во второй половине XIX – начале XX века, когда появились предпосылки для образования философских систем. Владимир Сергеевич Соловьев (1853 – 1900) первым в России создал свою особую философскую систему. По Соловьеву Бог олицетворяет положительное всеединство сущего. Все неисчислимое многообразие сущего скреплено божественным единством. Все материальное одухотворено божественным началом, выступая в качестве мировой души, или Софии. Таким образом, стержневым принципом философии Соловьева является философия положительного всеединства. Сущее содержит в себе благо как проявление воли, истину как проявление разума и красоту как проявление чувства. Из этого вытекает принцип: Абсолютное осуществляет благо через истину в красоте. Эти три начала – благо, истина и красота – составляют нерасторжимое единство, предполагающее любовь.
В творческой деятельности Соловьева важное место занимает проект воссоединения церквей. Философ видит в мире противостояние двух соблазнов: соблазн Запада – «безбожный человек», соблазн Востока – «бесчеловечное божество». Призвание России – это «призвание религиозное в высшем смысле этого слова». Оно состоит в объединении церквей. Соловьев предлагает проект всемирной теократии, в которой главенствующую роль играла бы католическая церковь (теократия – политическая система, основанная на правящей роли церкви). В последние годы жизни он разочаровался в своей теократической утопии, им овладевают мысли о конце истории.
Соловьев оказал огромное влияние на целую плеяду русских мыслителей, которые в период распространения марксизма в России составили религиозно-философское направление. Так с философией всеединства связана и значимая для отечественной философии и науки традиция русского космизма. Русский космизм – особое мировоззрение, получившее развитие в XIX – XX веках. В идеологии космизма важное место занимают идеи преодоления смертности человека, освоения космоса, любви как связующей и преображающей силы.
Бердяев. Н.А. Бердяев (1874 – 1948) – философ и публицист. Особой чертой его творчества была страсть к философской публицистике, имевшей чаще всего характер проповеди; в этом он был моралист. К философской систематике Бердяев относился довольно презрительно, поэтому мышление его весьма афористично и фрагментарно. Бердяев высказал очень важные и глубокие мысли по вопросам метафизики, гносеологии, истории философии, антропологии, но главным в его творчестве были все же этические искания.
Отправной точкой его учения является человек. Бердяев отчасти обожествляет человека, рассматривая его как богоподобное существо. Основные темы его философии: свобода, творчество, личность. Свобода, согласно философии Бердяева, – основа бытия. Свобода является основой творчества, подлинное творчество свободно. Творчество – важнейшая религиозная задача человека, его долг. Свобода и творчество предполагают бытие свободной личности. «Свобода для меня первичное бытие», – пишет Бердяев, принимая ее за главную и исходную идею.
Важное место в творчестве Н. Бердяева занимают проблемы социальной философии, философии истории. Смысл истории философ видит в конечном торжестве «царства Божьего», но реальная история рассматривается им как история объективации, как «неудача духа», так как «в ней не образуется Царство Божье». Основа истории – это свобода зла.
Булгаков. Традицию философии всеединства в ХХ веке продолжает С.Н. Булгаков (1871 – 1944) Обоснование целостного христианского мировоззрения, вслед за Соловьевым, считал что все социальные отношения и культура должны быть оценены и перестроены на религиозных началах. Спасение России для него возможно только на путях религиозного возрождения. Вклад Булгакова в философию всеединства связан в основном с учением о Софии как «принципе мировоззрения и совокупности творческих энергий в Единстве». София – «живая связь между миром и Богом». При этом он отмечает двойственность Софии, различая божественную и земную Софию. Ввиду этой двойственности противоречив и мир. Религиозное возрождение в России обострило споры философов идеалистического и материалистического направлений, которое представлено в первую очередь марксизмом.
- 1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества
- 2. Сущность мировоззрения и его формы: мифология, религия, философия
- 3. Основные философские направления, их основания и различия
- 4. Рождение античной философии. От допонятийного мышления к понятийному (Милетская школа, Гераклит, пифагорейцы, Элеаты)
- 5. Материалистическая теория Демокрита
- 6. Открытие мира идей: Сократ и Платон
- 7. Философия Аристотеля
- 8. Основные проблемы и идеи средневековой философии
- 9. Возникновение науки Нового времени и проблема научного метода. Эмпиризм и рационализм (Бекон, Декарт)
- 10. Английская философия XVII XVIII вв. (Гоббс, Локк, Беркли, Юм)
- 11. Философия французского Просвещения
- 12. Гносеология и этика Канта
- 13. Система и метод философии Гегеля
- 14. Философия марксизма и ее место в истории философской мысли
- 15. Западная философия науки: от позитивизма к постпозитивизму
- 16. Экзистенциализм и его место в истории философии и культуры
- 17. Духовное своеобразие русской религиозной философии (Соловьев, Бердяев, Булгаков)
- 18. Проблема бытия в развитии философской мысли (бытие, субстанция, материя)
- 19. Основные законы диалектики
- 20. Категория движения, пространства, времени в философии и науке
- 21. Проблема развития в философии. Диалектика и метафизика
- 22. Сознание, его происхождение и сущность
- 23. Сознание и бессознательное. Сознание и язык
- 24. Познание как философская проблема. Критика эмпиризма, рационализма и агностицизма
- 25. Проблема истины в теории познания
- 26. Соотношение эмпирического и теоретического в познании. Факт и теория
- 27. Человек как философская проблема
- 28. Личность. Свобода личности
- 29. Общенаучные методы познания (анализ и синтез, индукция и дедукция)
- 30. Общество как система. Основные подходы в современном философском познании общества
- 31. Формационный анализ общества (Маркс)
- 32. Цивилизационный подход к анализу общества. Цивилизация и культура (Данилевский, Тойнби, Шпенглер)
- 33. Сущность культуры. Многообразие культур
- 34. Философские основы теоретических учений о государстве (Платон, Аристотель, Гоббс, Локк, Гегель, Маркс)
- 35. Направленность общественного развития и проблема прогресса. Смысл истории
- 36. Понятие субъекта исторического прогресса (личность, народ, классы, элиты, этнос)
- 37. Общественное сознание и его структура
- 38. Философский смысл глобальных проблем современности