1. Жизненный путь К. Маркса
Карл Генрих Маркс (1818—1883) родился в старинном городе Трире, который расположен в Рейнской провинции в Пруссии. Его отец Генрих Маркс был адвокатом. Поскольку по законам Прусского королевства евреи не имели права заниматься юридической
Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 317.
501
практикой и занимать государственные должности, Генрих Маркс вынужден был креститься в лютеранство. Надо сказать, что отец Маркса был вполне образованным человеком и оказывал большое влияние на сына, который, в свою очередь, питал неизменную любовь к отцу. Что касается матери Маркса, то она была простой домохозяйкой, и ее в основном заботило здоровье и материальное благополучие сына и еще троих дочерей.
Первоначальное образование Карл Маркс получил в Трирской гимназии, которую он успешно окончил в 1835 году. В «Аттестате зрелости воспитанника Трирской гимназии Карла Маркса» было, между прочим, сказано, что он обладает хорошими способностями и, прежде всего, проявляет себя в древних языках, а в немецком, истории, географии, физике и математике демонстрирует средние и слабые познания. Говорилось, в частности, что он легко переводит с латыни и «объясняет легкие места читаемых в гимназии классиков без подготовки, бегло и уверенно; а при надлежащей подготовке или при некоторой помощи часто и более трудные места, в особенности такие, где трудность заключается не столько в особенностях языка, сколько в сущности и в общей связи идей»2. Далее говорится, что сочинение Маркса «обнаруживает, объективно говоря, богатство мыслей и глубокое понимание предмета, но часто оно излишне перегружено»3. Что касается греческого языка, то здесь «его познания и его умение понимать читаемых в гимназии классиков почти такие же, как в латинском»4. И еще одно важное замечание: «Его знания христианского вероучения и нравоучения довольно ясны и обоснованны; и он до известной степени знает историю христианской церкви»5.
Уже в годы учебы у Маркса сформировалось совершенно определенное мировоззрение, которое нашло свое выражение в гимназическом сочинении «Размышления юноши при выборе профессии». «...
Главным руководителем, — пишет совсем еще юный Маркс, — который должен нас направлять при выборе профес-
2См.: Маркс К.,Энгельс Ф. Сочинения. М., 1938. Т. 1. С. 411-412.
3См.: Там же.
4См.: : Там же.
5См.: Там же.
502
сии, является благо человечества, наше собственное совершенствование. Не надо думать, что оба эти интереса могут враждебно выступать друг против друга, что один должен уничтожить другой; природа человека устроена так, что он может достичь своего усовершенствования, только работая для совершенства, для блага своих современников. Если он работает только для себя, то он, конечно, может стать знаменитым ученым, великим мудрецом, прекрасным поэтом, но никогда не может стать совершенным, истинно великим человеком»6.
Духовное развитие Маркса происходило бурно и стремительно. Поражает количество прочитанного и написанного им уже в студенческие годы. В письме к отцу он излагает свое видение системы права и добавляет: «При этом я усвоил себе привычку делать извлечения из всех прочитанных мной книг — например, из «Лаокоона» Лессинга, «Эрвина» Зольгера, «Истории искусства» Винкельмана, «Немецкой истории» Людена, — снабжая их своими замечаниями. В то же время я переводил Germania Тацита, Libri tristium Овидия и начал изучать самостоятельно, т. е. по грамматикам, английский и итальянский, в чем я до сих пор не успел; — читал «Уголовное право» Клейна и его «Летописи», а также все новинки литературы, но последнее лишь между прочим»7.
И чуть ниже Там же.: «Я изучил «Владение» Савиньи, «Уголовное право» Фейербаха и Грольмана, «De verborum significatione» Крамера, «Систему пандектов» Венинг-Ингенхейма и «Doctrina pandectarum» Мюленбруха, над которой я все еще работаю; я изучил далее отдельные титулы по
- Введение. Как изучать философию?
- Глава 1. РОДИНА ФИЛОСОФИИ - ВОСТОК ИЛИ ЗАПАД?
- 3. Древний Китай: даосизм и конфуцианство
- Конфуций
- Глава 2. АНТИЧНОСТЬ И РОЖДЕНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
- 1. «Фисиология» ранних греческих философов
- Фалес (ок. 640 — ок. 545 до н. э.),
- 2. Пифагор и пифагорейцы
- Пифагор (ок. 580 — ок. 500 до н. э.),
- 3. Парменид о Бытии и путях его познания
- Парменид (ок. 540 — ок. 470 до н. э.)
- 4.Атомизм как вершина греческой натурфилософии
- Левкипп (ок. 500 — ок. 440 до н. э.),
- 5. Софисты и первый опыт субъективизма
- Протагор (ок. 480 — ок. 410 до н. э.)
- Разум как субъективная способность
- 6. Сократ о человеке и сути добродетели
- Сократ (469—399 до н. э.)
- 7. Философия Платона и проблема идеального
- Платон (427—347 до н. э.)
- 8. Учение Аристотеля как энциклопедия античной философии
- Аристотель (384—322 до н. э.)
- Этические и политические идеи Аристотеля
- 9.Эллинизм и разложение античной классической традиции
- Сократические школы
- Эвклида (ок. 450—380 до н. э.)
- Кинизм как образ жизни я философия
- Антисфен (450—360 до н. э.)
- Основные идеи стоицизма
- Зенон из Китиона (333/32—262 до н. э.),
- Скептицизм и эклектицизм
- Глава 3. СРЕДНИЕ ВЕКА: ФИЛОСОФИЯ КАК «СЛУЖАНКА БОГОСЛОВИЯ»
- 1. Отражение кризиса римского общества в философии. Эпикуреизм и стоицизм
- 2. Филон Александрийский - «настоящий отец христианства»)
- Филон (20 г. до н. э. — 54 г. н. э.),
- 3. О своеобразии христианского вероучения
- 4. Апологеты против языческой мудрости
- Юстин-мученик
- Тертуллиан: вера претив разума
- Квинт Септимий Флорент Тертуллиан (ок. 160— после 220 н. э.)
- 5. "Отцы церкви» и основы христианской философии
- «Истинный гносис» Климента Александрийского
- Тит Флавий Климент (ок. 150—216 н. э.)
- Теологическое учение Оригена
- Ориген Александрийский (185—263)
- Наследие Августина Блаженного
- Аврелий Августин (354—430)
- 6. Неоплатонизм как антитеза христианству
- 8. Схоластика как «школьная» философия средневековья
- Первый схоласт Иоанн Скот Эриугена
- Иоанна Скота Эриугену (ок. 810—877)
- Ансельм Кентерберийский как второй «отец схоластики»
- Ансельм Кентерберийский (1033—1109)
- Средневековый спор об универсалиях
- Крайний реализм
- Пьер Абеляр (1079—1142)
- 9. Фома Аквинский как великий систематизатор схоластики
- Фома Аквинский (ок. 1226—1274)
- 10. Средневековый номинализм и его вызов схоластике
- Иоанн Дунс Скот (1270—1308)
- Уильяма Оккама (1290—1349/50
- Джон Уиклиф (1330—1384)
- Глава 4. ГУМАНИЗМ И ПАНТЕИЗМ В ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
- Джорджо Вазари (1511—1574)
- 1. Социокультурные основы философии Возрождения
- Н. Макиавелли (1469—1527)
- 2. Возрожденческий гуманизм и флорентийская Академия
- Пико делла Мирандола (1463—1494)
- 3. П.Пампонацци: смертная душа в присутствии Бога
- 4. Учения И. Казанского и Д. Бруно
- Пантеизм Николая Кузанского
- Николай Кузанский (1401—1464)
- Атеизм Д. Бруно
- Джордано Филиппо Бруно (1548—1600)
- Литература
- Глава 5. НОВОЕ ВРЕМЯ: ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
- 1.Ф. Бэкон: знание - сила
- 2. T. Гоббс: между эмпиризмом и рассудочным рационализмом
- 3. Д. Локк: нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах
- О Боге и материи с позиции эмпиризма
- Локк как идеолог либерализма
- 4. Дж. Беркли: существовать - значит быть непринимаемым
- Джордж Беркли (1685—1753)
- 5. Скептицизм Д. Юма: против религиозного и метафизического догматизма
- Давид Юм (1711-1776)
- Этическое учение Юма
- 6. Р. Декарт и истоки новоевропейского рационализма
- Рене Декарт (1596—1650)
- 7. Пантеизм Б. Спинозы: Бог как Природа
- Бенедикт Спиноза (1632— 1677
- Спинозизм и атеизм
- 8. Монадология Г.В. Лейбница
- Метафизика X. Вольфа как продолжение лейбницианства
- Христиан Вольф (1679-1754)
- Глава 8. ПРОСВЕЩЕНИЕ О ПРИРОДЕ, ЧЕЛОВЕКЕ И ПУТЯХ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГРЕССА
- 1. Вольтер и Монтескье: «дух времени» и «дух законов»
- Вольтер (1694—1778)
- 2. Ж.-Ж. Руссо и проблема отчуждения
- Жан Жак Руссо (1712-1778)
- 3. Механистический материализм барона Гольбаха
- 4. «Человек-машина» Ламетри
- 5. Ощущение как основа познания
- Этьенн Бонно (1715—1780)
- Клод Адриан Гельвеций (1715—1771)
- 6. Теория социальной среды: «воспитание создает все»
- 7. Дидро н парадоксы «разорванного сознания»
- Дени Дидро (1713—1784)
- 8. П.Ж.Ж. Кабанис и «вульгарный материализм»
- Пьер Жан Жорж Кабанис (1757—1808)
- Глава 7. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИКА КАК ВЕРШИНА КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ
- 1. И. Кант - основоположник классической немецкой философии
- Переворот в философии и трансцендентальная логика
- Этика Канта
- Эстетика Канта
- А.Г. Баумгартен (1714—1762)
- 2. И. -Г.Фихте обоснование деятельной природы субъекта
- Социально-политические взгляды Фихте
- 3. Философская эволюция Ф.В.Й. Шеллинга: натурфилософия - эстетический идеализм - философия откровения
- Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775—1854)
- 4. Система объективного идеализма Г.В.Ф. Гегеля
- Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831) был
- Философия духа
- 5. Антропологический материализм Д. Фейербаха
- Фейербах об истории и отчуждении сущностных сил человека
- Глава 8. К. МАРКС И «ОБМИРЩЕНИЕ ФИЛОСОФИИ»
- 1. Жизненный путь К. Маркса
- 4. Критика антропологизма Л. Фейербаха и историческое понимание сущности человека
- 6.Критика «казарменного коммунизма»
- 8. Материалистическое понимание истории и диалектический метод
- 9. Ф. Энгельс: от сражения с Шеллингом до «Диалектики природы»
- 10. О марксизме сегодня
- Глава 9. ФОРМИРОВАНИЕ НЕКЛАССИЧЕСКОГО ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ (ПРЕЛЮДИЯ)
- 1. А. Шопенгауэр и зарождение неклассической традиции
- Артур Шопенгауэр (1788—1860)
- 2. О. Конт и начало позитивизма
- О. Конт (1798—1857).
- 3. С. Киркегор: первый опыт экзистенциализма
- Серен Киркегор (1813—1855)
- Экзистенция и поиск «повторения»
- 4. Ф. Ницше и «философия жизни»
- Фридрих Вильгельм Ницше (1844—1900) родился в Лютцене в Германии
- Глава 10. ОТ ЛОГИЧЕСКОГО ПОЗИТИВИЗМА К АНАЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
- 1. «Логический атомизм» Б. Рассела
- 2. «Языковая игра» Д. Витгенштейна
- 3. «Критический рационализм» К. Поппера
- Карл Раймунд Поппер (1902—1994) родился в Вене
- К. Поппер о врагах «открытого общества»
- Глава 11. 3. ФРЕЙД И ФИЛОСОФИЯ XX ВЕКА
- 1. Теория Фрейда: истоки и перспективы
- Зигмунд Фрейд (1856—1939)
- 2. «Аналитическая психология» К.Г. Юнга
- 3. «Фрейдомарксизм» Э. Фромма
- Эрих Фромм (1900—1980)
- Глава 12. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ XX ВЕКА В РЕЛИГИОЗНОЙ И АТЕИСТИЧЕСКОЙ ФОРМЕ
- 1. М. Хайдеггер: экзистенция как «здесь-бытие»
- 2. К. Ясперс: от экзистенциальной коммуникации к философской вере
- Карл Ясперс (1883—1969)
- 3. Ж. -П. Сартр: «другие - это ад»
- Жан Поль Сартр (1905—1980)
- 4. А. Камю: между метафизическим и историческим бунтом
- Глава 13. ГЕРМЕНЕВТИКА В XX ВЕКЕ (ЕЕ ИСТОРИЯ И ОСНОВНЫЕ ИДЕИ)
- 1. Христианская «герменевтика» Р. Шлейермахера
- Фридрих Шлейермахер (1768—1834)
- 2. В. Дильтей о герменевтике «сочувствия»
- Вильгельм Дильтей (1833—1911)
- 3. Герменевтический круг Х.Г. Гадамера
- Ханс Георг Гадамер (1900—2002)
- Глава 14. ПОСТМОДЕРНИЗМ: ФИЛОСОФИЯ КАК ЛИТЕРАТУРА
- 1. О понятиях «модерн» и «постмодерн»
- 2. Философия как «письмо»
- Ролан Барт (1915—1980)
- Фердинандом де Соссюром (1857—1913).
- 3. «Ризома» вместо логики
- Ж. Делёза (1925-1995) и Ф. Гваттари (1930-1992)
- 4. Телесное "событие" как антипод идеи
- 5. Цинизм против нравственного закона
- Глава 15. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ В КОНТЕКСТЕ МИРОВОГО ФИЛОСОФСКОГО РАЗВИТИЯ
- 1. О6 основных зтапах русской философской мысли
- Максим Грек (ок. 1470—1556
- 2. П.Я. Чаадаев как основоположник оригинальной русской философии. Славянофилы и западники
- Духовная эволюция П. Чаадаева и главное противоречие русской жизни
- Петр Яковлевич Чаадаев (1794—1856)
- Философско-социологические воззрения славянофилов: И.В. Киреевский, A.С. Хомяков
- Русский «гегелизм» и западничество: либеральное и революционное направление
- Николай Владимирович Станкевич (18Î3—1840)
- 3. Философские основания идей русских революционеров-демократов
- А.И. Герцен и идея революции
- Александр Иванович Герцен (1812—1870)
- Антропологическая философия Н.Г. Чернышевского
- Н.Г. Чернышевский (1828—1889)
- 4. Учение B.C. Соловьева как вершина русской религиозной философии
- Философия всеединства и начала софиологии
- 5. Русская философия «серебряного века» и персонализм Н.А. Бердяева
- Николай Александрович Бердяев (1874—1948)
- Философия свободы
- Философия неравенства: критика демократии
- 6. Лев Шестов и русский экзистенциализм
- Лев Исаакович Шварцман (1866—1938),
- «Философия абсурда»: Шестов как экзистенциалист
- Литература
- Заключение. Можно ли говорить о «конце философии»?
- СОДЕРЖАНИЕ