12.Теоцентризм средневековой философии. Основные идеи Библейского послания. Специфика средневековой философии и перироды её развития.
СРЕДНЕВЕКОВАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ - ведущее философское направление в Европе с 1 по 15-16 вв. н.э. Признавала Бога в качестве высшего начала, а мир – его творением. Зарождение этой философии относится к первым векам новой эры и связано с появлением библейского Нового Завета. Библия ознаменовала собой новую ступень гуманизма, духовную революцию, суть которой - в открытии и создании личностного горизонта человечества. Согласно Библии, Бог через Христа дал людям дар любви, не требующий возврата. Бог – это любовь, человек способен к любви только посредством радикальной внутренней перемены, уподобляясь Богу в поступках. Такая любовь беспредельна и бесконечна. Главное в ней смирение, основная добродетель, открывающая путь в Царство Небесное.
Основные идеи Библии:
-
Моноцентризм (единобожие) троица Бог-отец(творец),Бог-сын(источник любви),святой дух(всеобщая связь)
-
Креационизм (идея творения) первичность Бога по отношению к миру
-
Человек имеет троичную структуру – тело, душа (жизненное начало), дух (частица Бога).
-
Человек – единственное существо, созданное по образу и подобию Бога. Сближает человека и Бога – интеллект, воля, свобода выбора.
-
Провиденциолизм – Бог всё предвидит, но даёт человеку свободу выбора.
-
Ч имеет тритичную структуру (тело,душа,дух, частица Бога – интеллект)
-
Центр.идея христианства – спасение души. Для этого нужна БЛАГОДАТЬ (вера в Бога,молитва,покояние)
-
Свобода-это выбор
-
Греховность ч- моральная испорченность.Потребность тела-тварные желания.
-
Основная ценность-смирение(внутренние согласие)
Специфика средневековой философии и природы её развития:
-
Теоцентризм
-
Способ познания мира через познание Бога
-
Преобладание дедуктивного мышления
-
Догматизм (положения, которые принимаются как неизменные и единственно верные)
-
Пространственно – этическое понимание мира.
Периоды патристика 1-5вв н.э. и схоластика 6-16вв н.э.
- 1.Ф. И мировоззрение
- 2. Возникновение философии. Основной вопрос. Направления философской мысли.
- Причины возникновения философии:
- Основной вопрос философии
- 3.Структура и функции философского знания. Специфика философских проблем.
- 4.Взаимодействие философии с другими формами культуры. Наука и философия.
- Философия и медицина
- 5.Античная философия
- 6.Демокрит.Софисты.Сократ.
- 7.Философское учение Платона.
- 8.Философия Аристотеля.
- 9.Философские школы эпохи эллинизма: эпикуреизм, неоплатонизм, стоицизм, скептицизм. Влияние античной философии на медицину и фармацию.
- 10. Философские школы Древней Индии. Основные принципы традиционной медицины востока. Особенности древнеиндийской философии:
- 11.Философские школы Древнего Китая. Основные принципы традиционной медицины востока.
- 12.Теоцентризм средневековой философии. Основные идеи Библейского послания. Специфика средневековой философии и перироды её развития.
- 13) Патристика и её основные представители
- 14) Схоластика и её основные представители.
- 15.Философия Возрождения. Сущность гуманистического подхода к проблеме человека. Влияние философских идей Возрождения на развитие медицины и фармации.
- 16. Зарождение нового естествознания в эпоху Возрождения. Неоплатонизм. Н. Кузанский, д. Бруно, Парацельс.
- 17. Социально-политические теории возрождения. Лютер. Макиавелли. Мор. Компанелла
- 18.Наукоцентризм философии нового времени. Научная революция.
- 19.Проблема метода в философии нового времени. Р.Декарт и ф.Бэкон
- 20.Философские системы Спинозы и Лейбница.
- 21. Философия просвещения и французский материализм 18т века, их влияние на науку,медицину и фармацию.
- 22.Английская эмпирическая философия: Гоббс,Локк,Беркли, Юм.
- 23. И.Кант- родоначальник немецкой классической философии.
- 24. «Наукоучение» г. Фихте и «Система трансцендентального идеализма» ф. Шеллинга
- 25. Философская система г. Гегеля
- 26. Антропологический материализм л. Фейербаха
- 27. Диалектико-материалистическая философия (к. Маркс и ф. Энгельс)
- 28. Философия иррационализма XIX века: а. Шопенгауэр, ф. Ницше, а. Бергсон, о. Шпенглер.
- 29. Феноменология.
- 30. Герменевтика.
- 31. Позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм.
- 32.Экзистенциализм.
- 33. Философия психоанализа, ее влияние на медицину и фармацию.
- 34 . Отличительные особенности русской философии. Русская среднеековая философия. Влияние религии на русскую философию.
- 35.Русское Возрождение, его основные представители
- 36. Русская философия первой половины XIX века. П.Я.Чаадаев, славянофилы и западники.
- 37. Русский космизм (н.Федоров, в.Вернадский, к.Циалковский)
- 38. Религиозно-философские искания л.Н.Толстого и ф.М.Достоевского.
- 39.Русская религиозная философия х1х – начала хх вв.:
- 40. Философские идеи русских врачей и естествоиспытателей.
- 41. Онтология о категории бытыя. Его основные формы и диалектика. Роль в становлении мировоззрения врача и фармацевта.
- 42. Картина мира. Отношение « Человек и мир» как философская проблема. Основные принципы понимания мироздания: космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм
- 43. Материальная субстанция. Современная наука о сложной, системной организации материи. Основные уровни организации живой и неживой природы.
- 44. Понятие движения, его типы и формы. Движение и развитие.
- 45. Пространство и время как формы бытия материи. Биологическое и социальное пространство и время.
- 46. Философская концепция человека как основание наук о человеке. «Природа» и «сущность» человека.
- 47. Проблемы антропогенеза, основные факторы, подходы. Социальное и биологическое в человеке.
- 48. Исторические и социальные аспекты бытия человека. Проблема смысла человеческого существования.
- 49. Биологическое и социальное в человеке. Роль медицины и фармации в формировании научной картины человека.