Как вы владеете словом?
Прочитайте следующие словесные портреты и определите, какой из них в наибольшей степени похож на вас.
1. Говорит тихо, без эмоциональной выразительности. Темп речи не сколько снижен. Пессимист в суждениях.
2. Говорит тихо, с эмоциональным оживлением и долей кокетства. Настойчив в утверждении своей точки зрения и склонен иметь ее по любому поводу. Иногда в кругу близких людей «повышает голос». Тяготеет к критикующему содержанию разговора.
З. Говорит громко, эмоционально, без выраженной театральности. Темп речи умеренный. В разговоре внимательный и участливый. Справедлив и объективен в суждениях. Не любит пустых разговоров.
4. Говорит скорее тихо. Не смущается в разговоре и активно идет на общение. Учтив, внимателен и уступчив. Эмоциональный фон общения положительный. Темп речи умеренный. Не склонен судить, осуждать, раздражаться. В суждениях оптимист.
5. Говорит тихо. Темп речи снижен, слова не акцентируются. Не избегает общения, но чаще бывает пассивным слушателем, редко отстаивает свою точку зрения. Не склонен судить, осуждать, раздражаться и уходить в себя.
6. Больше любит говорить, чем слушать. Речь театральна, меняется от шепота до крика, сопровождается богатой мимикой. Отдельные слова и фразы акцентируются.
7. Говорит медленно, размеренно, уверенным тоном, акцентируя отдельные слова, со сдержанной театральностью.
Ключ
Наиболее оптимальным в педагогической деятельности является вариант 3. Варианты 1 и 2 свидетельствуют о необходимости упорно работать над постановкой голоса и дикцией. Вам будет полезно ознакомиться с основными положениями теории нейролингвистического программирования (НЛП), чтобы развивать в себе необходимые для учителя эмпатию и оптимизм как в речи, так и в поступках.
Вариант 4: необходимо уделить внимание постановке голоса, так же применяяупражнения на развитие дыхания.
В случае варианта 5 вам следует серьезно поработать над своей мимикой и выразительностью голоса, и самое главное — чаще вступать в вербальные контакты с учащимися и преподавателями, участвовать в различного рода спорах и дискуссиях.
Если ваш портрет больше всего напоминает вариант б и 7 — ваши проблемы сконцентрированы в области умения слушать и воспринимать мнение собеседника. Попробуйте принять участие в соответствующих играх и тренингах.
Литература
Бабанский, Ю.К. Оптимизпция учебно-воспитательного процесса.- М., 1982.
Кодекс Республики Беларусь об образовании: 13 января 2011 г. №243. – Минск : Амалфея, 2011. – 496 с. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, №13 от 01.02.2011г. или Настаунiцкая газета №30, 10 марта 2011 года.
Зайцев, Е. Л. Права, обязанности и ответственность участников образовательного процесса / Е. Л. Зайцев, Л. И. Семина. - М., 1997.
Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь : утв. Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 14 декабря 2006 г., №125 // Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь. – 2007. - № 2. С. 9-40.
Кочетов, А.И. Как заниматься самовоспитанием: 3-е изд., доп. И перераб.- Мн.: Выш. Шк., 1991.- 287 с.
Основы педагогики: учеб. пособие / А. И. Жук [и др.]; под общ. ред. А. И. Жука. – Мн., 2006.
Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс: учеб. для студ. пед. вузов: в 2 кн. – М., 1999.
Сластенин, В. А. и др. Педагогика: учеб. пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Слатенина – М., 2002.
Степаненков, Н. К. Педагогика школы: учеб. пособие. - Мн., 2007.
Степаненков, Н. К. Педагогика школы: пособие для студентов высш. учеб. заведений / Н. К. Степаненков - Мн., 2008.
Харламов, И. Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов. – Мн., 2001
Энциклопедия современного учителя: Вся необходимая информация для учителей и воспитателей. – М., 2000.
Десятибалльная система оценки результатов учебной деятельности учащихся (Общие положения): Инструкт.-метод.материалы / Мин-во образов. Республики Беларусь // Адукацыя і выхаванне.- 2002. - № 10.
Правілы фарміравання культуры вуснай і пісьмовай мовы у агульнаадукацыйных установах : загад Мiнiстэрства адукацыi Рэспублiкi Беларусь: зацв. 9 жнiўня 2007 г., № 534) // Зборнiк нарматыуных дакументау Мiнiстэрства адукацыi Рэспублiкi Беларусь.-2007.-№17.- С. 69- 97.
Методические рекомендации по совершенствованию качества образования: инструктивно-методическое письмо МО РБ // Настаунiцкая газета.- 2011.- 28 июля.
- Вопросы для контроля знаний
- 1. Что такое метод обучения?
- 2. Какие из перечисленных ниже признаков относятся к понятию «метод обучения»?
- 5. Какие факторы определяют выбор методов обучения?
- 6. Можно ли считать анализ, синтез, индукцию и дедукцию методами обучения?
- 7. Какой метод обучения характеризуется тем, что учащиеся самостоятельно воспроизводят явления, всесторонне наблюдают ход их и из своих наблюдений делают обобщенные выводы?
- 8. Проанализируйте словесные методы обучения и заполните таблицу.
- 9. Проанализируйте практические методы обучения и заполните таблицу.
- 10.Проанализируйте наглядные методы обучения и заполните таблицу.
- 111. Можно ли считать, что лишь некоторые специальные методы стимулируют интерес и потребность учиться, побуждают учащихся к учению?
- Темы для дискуссии
- Темы докладов и сообщений
- Темы сообщений
- Темы сообщений
- Как вы владеете словом?