logo search
Калинаускас И

Потребности и их обслуживание

Потребности человека подразделяются на три большие группы в соответствии с его принадлежностью одновременно к трем природам: биологической, социальной и идеальной (духовной).

В группе биологических потребностей лидирует потребность в продолжении рода. К этой же группе относятся такие потребности, как самосохранение, питание, поддержание приемлемых физических параметров среды обитания и т.д. Они удовлетворяются материальными, в том числе и биологическими объектами, являясь насыщаемыми как теоретически, так и практически. Эта группа потребностей доминирует в процессе взросления и становления человека, т.е. в возрасте от 12-ти примерно до 24-х лет. Впоследствии актуальность биологических потребностей заметно угасает, уступая место группе социальных потребностей.

В группе социальных потребностей лидируют потребности в эмоциональном контакте, социальном статусе, круге признания, круге понимания и т.д. Они удовлетворяются социальными объектами и также являются насыщаемыми, по крайней мере, теоретически. Диапазон возрастного доминирования этой группы потребностей в основном находится в промежутке 24-42 года.

После 42-х лет (иногда - раньше, иногда - позднее) доминирующую роль начинают играть идеальные потребности. К этой группе относятся потребности в новой информации, в новых впечатлениях, эстетическая и моральная потребности, потребность в самопознании, система верований и т.д. Эти потребности удовлетворяются идеальными объектами и являются ненасыщаемыми даже теоретически.

Кроме того, есть еще и специфические пограничные потребности: на стыке биологической потребности в продолжении рода и социальной потребности в эмоциональном контакте формируется потребность в любви; а на стыке социальной потребности в социальном статусе и идеальной потребности в новой информации формируется такая известная потребность, как власть. Обе эти пограничные потребности практически не насыщаемы и служат, в том числе возможности сублимации идеальных потребностей в более привычных формах - половые связи и властные взаимодействия.

Седина в бороду - бес в ребро!

Набор потребностей у человека не является раз и навсегда фиксированным. По мере обретения опыта удовлетворения потребностей, они имеют тенденцию развиваться. «Чем шире и разнообразней деятельность по удовлетворению потребностей, тем шире и разнообразнее сами потребности» (Леонтьев А. Н.). Кроме того, одна и та же потребность может одновременно относиться ко всем трем группам потребностей. Например, пища может выступать одновременно как средство питания, как символ социального статуса, как объект теоретического исследования и т.д.

Но в целом набор потребностей у людей примерно одинаков. Только их иерархия по степени субъективного предпочтения несколько отличается. Поэтому договориться с другими людьми на языке потребностей, может быть, и возможно, но психологически крайне неудобно: всем нужно одно и то же. А поскольку удовлетворение всех потребностей в человеческом сообществе социализировано, процесс их удовлетворения ограничивается конвенциональными нормами, допустимыми с точки зрения «общественной морали». Так, потребность в продолжение рода маскируется желанием вступить в брак, стремление к власти - заботой о благе народа, повышение социального статуса через брак по расчету - внезапно вспыхнувшими чувствами, желание обладать - стремлением познать и т.д., и т.п. Искреннее поведение очень часто может повлечь за собой отрицательные санкции: либо со стороны внутренней (идеальное представление о себе), либо со стороны внешней (реакция окружения), что зависит от жесткости социальной регламентации в данной общности людей.

В указанном процессе инструментальное сознание опирается прежде всего на память, где хранятся способы удовлетворения данной потребности в прошлом: так сказать, готовые рецепты, проекты и несбывшиеся мечты. В этом смысле память человека составляет уровень организации его инструментального сознания - его фундамент и опору.

Память о предыдущих способах удовлетворения потребности позволяет человеку перейти к анализу, какая из прошлых ситуаций наиболее подходит к настоящему моменту. Если же следов прошлых удовлетворений потребности обнаружить в памяти не удается, человек вынужден создавать соответствующий план действий заново. Но и в том, и в другом случае продукция инструментального сознания становится явленной человеку в форме задачи, которую необходимо решить. Поэтому уровнем функционирования инструментального сознания является рассудочная деятельность, т.е. процесс мышления, понимаемого в данном случае как процесс решения умственных задач.

А задачки-то с подковырочкой, не решишь - без обеда останешься!

Уровнем связи инструментального сознания является переработка информации. В самом деле, для нехаотичной деятельности сознания в нем должно сформироваться некоторое организованное представление об актуальном внешнем мире. Этому служит поток разнообразных сигналов, поступающих в сознание от всех психологических функций человека. Данные сигналы и формируют тот информационный комплекс, который воспринимается инструментальным сознанием как внешний (по отношению к нему) раздражитель, предопределяющий направленность его последующей реакции. На основе полученной информации формируется психологическая установка личности, которая отражается в сознании соответственно содержанию актуальной потребности. Тот факт, что психологическая установка личности, равно как и актуальная потребность, могут человеком вообще никогда не осознаваться, не отменяет самого процесса ее (установки) формирования.

Будь готов - всегда готов!

Потребности, как правило, не даны осознаванию непосредственно. Они представлены через набор мотивов, т.е. «хочу это». В том случае, когда истинное «хочу» снижает самооценку, происходит наиболее типичный обман себя, формируется так называемый защитный мотив, в котором истинная цель маскируется другой, более приемлемой для себя или окружающих.

Не о себе забочусь - о людях!!!

Потребности всегда удовлетворяются через социальную среду. И для удовлетворения потребностей в социальной среде необходимо найти соответствующие объекты или социально адаптированные формы отношений. Эти объекты и формы отношений составляют для человека субъективные ценности и реально представительствуют от имени его потребностей.