Вопрос 12. Сознание как высшая форма отражения действительности. Творческая роль сознания.
Сознание - одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее человеческую способность идеального воспроизведения действительности в мышлении.
Происхождение сознания связано, прежде всего, с формированием культуры на основе практически-преобразовательной деятельности людей, с необходимостью закрепления, фиксации навыков, способов, норм этой деятельности в особых формах отражения. Эти навыки, способы, нормы специфической человеческой деятельности имеют специфическую природу; возникают, осуществляются и воспроизводятся в совместной коллективной деятельности; поэтому закрепляющие их формы отражения всегда носят социальный характер. Таким образом, в более узком смысле сознание - высшая форма психического отражения, свойственна общественно развитому человеку. Без сознания оказывается невозможной совместна деятельность людей в одном поколении, а также передача опыта культуры от одного поколения к другому. Сознание, таким образом, выполняет функцию социальной памяти человечества, вырабатывая некоторые схемы воспроизводства накопленного человечеством опыта.
Возникновение и развитие сознания неразрывно связано с развитием языка как материального воплощения норм сознания.
Сознание выступает в двух формах: индивидуальной (личной) и общественной. Общественное сознание - отражение общественного бытия; формы общественного сознания - наука, философия, искусство, нравственность, религия, политика и т. д.
В целом в философии существует несколько подходов к проблеме сознания:
• физикализм;
• солипсизм;
• объективный идеализм;
• умеренный материализм.
Физикализм — крайне материалистический подход к проблеме сознания, согласно которому сознания как самостоятельной субстанции не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук.
Данная точка зрения основана на множестве естественнонаучных достижений, и, в частности, на следующих фактах:
• головной мозг человека действительно является сложнейшим "механизмом" природы, высшим уровнем организации материи;
• сознание конкретного человека не может существовать без мозга, а мозг — биологический орган;
• человечество получило возможность создавать искусственный интеллект, носителем которого является машина (компьютер) — материальный объект;
• медикаментозное влияние на организм человека может отражаться на сознании (например, применение психотропных веществ). Единственная проблема, на которую наталкиваются (и зачастую при этом разрушаются) логические доводы физикалистов, — это идеальность сознания:
• образы, существующие в уме человека, не имеют материальных характеристик - массы, запаха, четких размеров, формы;
• сознание может "господствовать" над образами — увеличивать, уменьшать, вызывать их, "стирать";
• никому со стороны не удавалось "увидеть" сознание другого человека (хирург, оперирующий мозг, видит серое вещество под микроскопом — нейроны, но он не видит ни образов, ни мыслей оперируемого человека).
Тем не менее физикализм (в рамках неопозитивизма) широко распространен. Его ответвлениями являются:
• "теория тождества" (Д. Амстронг, Дж. Смарт) - отождествляет духовные процессы с другими телесными процессами — кровообращением, дыханием, мозговыми процессами);
• теория "элиминации" (Ф. Фейербенд) — пытается доказать то, что само понятие "дух", "духовное" — устаревшее и ненаучное, предрассудок (сродни тому, что болезни вызываются ведьмами);
• теории вульгарных материалистов (например, утверждение Фохта о том, что "мозг выделяет мысль, как печень — желчь"). Солипсизм — другой крайний взгляд на природу сознания,
согласно которому сознание индивида — единственная достоверная реальность, а материальный мир — его порождение (субъективный идеализм — Беркли, Юм, Фихте и др.).
Между физикализмом и солипсизмом (крайними направлениями) находятся:
• объективный идеализм - признает наличие как сознания, так и материи, однако сознанию отводит первичную (творческую) роль и рассматривает его в отрыве от личности индивида как часть "мирового сознания";
• умеренный материализм — считает сознание особым проявлением материи, способностью высокоорганизованной материи отражать саму себя (хотя и признает за ним качество идеальности) — точка зрения, наиболее распространенная в российской философии.
3 . Помимо основных подходов к самой проблеме сознания в философии существуют различные точки зрения на вопрос о
происхождении сознания. Можно выделить три основополагающие из их числа:
• сознание имеет космическое (либо божественное) происхождение;
• сознание присуще всем живым организмам;
• сознание — свойство исключительно человеческое. Согласнокосмической (божественной) точке зрения сознание
существует само по себе, независимо от его материальных носителей — живых организмов, человека. Сознание "исходит" непосредственно из космоса (другой вариант - из разума Бога), едино, неделимо, цельно по своей сути. Частицы "мирового сознания" рассеяны в природе в виде сознания живых организмов и человека. Существуют теории происхождения сознания,близкие к космической (божественной) точке зрения:
• теория монад (монадология) - первоначально выдвинута Лейбницем, развита Даниилом Андреевым, согласно которой в мире существует огромное количество неделимых и бессмертных монад — первичных духовных единиц, в которых заключена энергия Вселенной и которые являются основой сознания и порождаемой им материи;
• теория Шардена, согласно которой сознание — надчеловеческая сущность, "внутренняя сторона", "мозг" материи;
• теория Толбета, согласно которой Вселенная — гигантский разум, сознание — результат взаимодействия полей, которые образуют материю;
• теория психосферы Рейзера, согласно которой Галактика — громадный разум, который вступает в контакт с человеческим мозгом и "заряжает" его разумом;
• теория гилозоизма, согласно которой вся материя (живая, неживая, все ее проявления) имеет душу, одушевленность — свойство материи.
Основная идея другой, "биологической" точки зрения: сознание - порождение живой природы и присуще всем живым организмам.
Сторонники данной точки зрения обосновывают ее тем, что:
• жизнь животных происходит не спонтанно, а подчинена их сознанию, имеет смысл;
• инстинкты бывают не только врожденные, но и приобретенные;
• животное в течение жизни накапливает и умело использует опыт;
• многие действия, совершаемые животными (особенно высшими - кошачьими, собачьими, приматами и др.) сложны (например, охота) и требуют большой работы сознания;
• животным присущи своя "мораль", правила поведения, привычки, качества, борьба, лидерство, внушаемость и т. д. Согласно "человеческой" точке зрения сознание — продукт исключительно человеческого мозга и присуще только человеку, а животные обладают не сознанием, а инстинктами.
Данная точка зрения была особенно распространена с середины XIX в. до середины ХХ в. Новейшие научные исследования ставят ее под сомнение: животные руководствуются не только инстинктами; высшим животным (обезьянам, собачьим, кошачьим и др.) свойственны сложные умственные операции, наличие интеллекта, животные обучаемы, видят сны (вращение зрачков, эмоции во сне), имеют склонность к достаточно высокой "социальной" организации с распределением ролей.
Правильнее, вероятно, считать, что сознание в различной степени присуще живой природе в целом (в частности, высшим животным), а самый высокий уровень сознания имеет человек.
- Вопрос 1.Философия как форма духовного освоения мира. Предназначение и функции философии.
- Вопрос 2.Глобальные проблемы современности и пути их решения.
- Вопрос 3.Философия как основа мировоззрения. Виды мировоззрений.
- Вопрос 4.Методы и формы научного познания. Эмпирический и теоретический уровни познания.
- Вопрос 5.Специфика философского знания, общие и особенные черты. Философия и наука.
- 1. Философия, её предмет и характерные черты
- 2. Философия и наука
- Вопрос 6.Поведенческий механизм человека, действие как главный критерий оценки человека.
- Вопрос 7.Философия и религия, формы их взаимоотношений.
- Сходства и различия философии и религии
- Вопрос 8. Человек как индивидуальность, его основные индивидуальные характеристики.
- Вопрос 9. Основная проблематика философии, школы и направления в философии.
- Вопрос 10. Природа как среда обитания человека, ее роль в развитии общества.
- Вопрос 11. Диалектика и метафизика как методы познания и действия. Критика софистики и эклектики.
- Вопрос 12. Сознание как высшая форма отражения действительности. Творческая роль сознания.
- Вопрос 13. Материализм и идеализм в истории философии, их позитивные и негативные черты
- Вопрос 14. Принципы, законы, категории диалектики. Диалектика как наука о развитии.
- 2. Общее понятие законов диалектики.
- 3. Закон единства и борьбы противоположностей.
- 4. Закон перехода количественных изменений в качественные.
- 5. Закон отрицания отрицания.
- 6. Основные принципы диалектики.
- 7. Категории диалектики.
- Вопрос 15. Философия Древней Греции и Древнего Рима (философия Демокрита и Платона), ее космоцентрический характер.
- Вопрос 16. Роль народных масс и выдающихся личностей в развитии общества.
- Вопрос 17. Философия Средневековья, ее теоцентрический характер (философия Августина и ф.Аквинского.
- Вопрос 18. Диалектический процесс познания. Критика рационализма и сенсуализма.
- Вопрос 19. Классический и неклассический направления развития философии в хх веке.
- Вопрос 20. Человек как личность. Социальная характеристика человека.
- Вопрос 21. Классическая немецкая философия (и.Кант, г.Гегель, л.Фейербах).
- Вопрос 22. Природа, сущность человека. Человек как космобиопсихосоциальное, духовное существо.
- Вопрос 23. Русская религиозная философия. Философия всеединства в. Соловьева.
- Вопрос 24.Общество и человек, формы взаимоотношений общества и человека.
- Вопрос 25. Русская революционно-демократическая философия. Философия марксизма в России.
- Вопрос 26. Общественное сознание, его сущность, структура и формы.
- Вопрос 27.Философия западной, восточной и арабско-мусульманской цивилизаций.
- Вопрос 28. Истина как цель познания, критерий истинности
- Вопрос 29.Русская философская мысль, ее проблематика, особенности, направления развития.
- Вопрос 30.Экономическая сфера общества, диалектика производительных сил и производственных отношений.
- Вопрос 31. Татарская философская мысль, ее проблематика, особенности, направления развития.
- Вопрос 32.Социально-политическая сфера общества, основные социальные институты и социальные общности людей.
- Вопрос33. Культура как система материальных и духовных достижений человечества.
- Вопрос 34.Человек и общение. Межличностные отношения человека, их основные формы.
- Вопрос 35.Марксистская философия, ее особенности, позитивные и негативные черты.
- Вопрос 36.Будущее человека. Основные модели будущего человека. Всеобщая декларация прав человека (оон, 1948)
- Вопрос 37.Познание как отражение действительности. Принципы познания. Критика агностицизма.
- Вопрос 38.Смысл жизни человека. Жизнь и смерть.
- Вопрос 40.Общество как форма совместной жизнедеятельности людей.
- Вопрос 41.Философия Нового времени (XVII- XVIII в.В.), ее логоцентрический характер (р. Декарт, д. Локк).
- Вопрос 42.Общество как развивающаяся система. Формационная, стадиальная и цивилизационная теории общества.
- Вопрос 43.Бытие мира. Соотношение материального и идеального в мире.
- Вопрос 44. Философия неопозитивизма: проблемы логики и языка науки
- Вопрос 45. Будущее мирового сообщества. Основные общечеловеческие ценности.
- Вопрос 46. Практика как освоение действительности. Теория и практика.
- Вопрос 47 .Просветительская философия русских писателей. Философские идеи ф.М. Достоевского и л.Н. Толстого.
- Вопрос 48. Философия экзистенциализма: проблемы подлинности и не подлинности человеческого существования.