А.Г. Баумгартен (1714—1762)
Иначе говоря, он еще не пользуется нововведением своего современника А.Г. Баумгартена (1714— 1762), который стал называть эстетикой учение о прекрасном, поставив его в один ряд с этикой и логикой
Понятие красоты Кант связывает с целесообразностью Он различает внешнюю целесообразность и целесообразность внутреннюю Внешняя целесообразность выражается в пригодности предмета или существа для достижения определенной цели Например, сила и выносливость быка могут быть полезны для человека, который использует их для обработки земли Но эти качества могут быть целесообразными и с точки зрения собственной жизнедеятельности животного Именно внутренняя целесообразность, согласно Канту, составляет источник прекрасного
Однако эстетическое отношение возникает у человека отнюдь не всякий раз, когда он сталкивается с чем-то внутренне целесообразным Условием эстетического восприятия должна быть незаинтересованность в этом предмете с практической точки зрения Созерцание прекрасного должно давать, по Канту, незаинтересованное удовольствие, которое мы получаем главным образом от формы созерцаемого предмета
Второе условие эстетического отношения связано с тем, что это именно чувство и переживание красоты
441
Красота, по Канту, есть переживание целесообразности предмета без представления о цели. Иначе говоря, прекрасное — это то, что нравится нам без всякого понятия. Рассудок убивает красоту, ибо он разлагает целостность предмета на его отдельные детали, пытаясь проследить их связь. Восприятию красоты поэтому нельзя научить. Но чувство красоты возможно воспитать на основе общения с гармонично организованными формами. Гармоничная форма, по Канту, — это и есть «целесообразное без цели». Именно так определяет Кант в «Критике способности суждения» прекрасное.
Внутренне целесообразные, гармоничные формы, как уже говорилось, мы можем повстречать в первозданной природе. Другое дело — мир искусства, который специально создается в поисках прекрасного. Именно поэтому общение с произведениями искусства — это основной способ воспитания чувства красоты. Произведение искусства воспитывает у человека способность в единичном видеть общее, в явлениях раскрывать сущность. А потому способность эстетического восприятия, безусловно, превышает возможности простого восприятия, хотя и базируется на той же чувственной основе.
Помимо прочего, Кант различает прекрасное в искусстве, созидаемом творческим гением, и возвышенное, встречающееся и в мире людей, и в первозданной природе. Переживание возвышенного, согласно Канту, ближе к моральному переживанию, чем к эстетическому. Восприятие возвышенного, отмечает он, связано с тем волнением, которое мы испытываем, созерцая нечто, выходящее за свои пределы или превышающее обычные размеры, к примеру, египетские пирамиды Если прекрасное однозначно привлекает нас, то возвышенное одновременно привлекает и отталкивает. Но человеку свойственны поиск меры в несоразмерном и бесстрашное отношение к страшному. А потому, преодолевая собственный страх, мы испытываем моральное удовлетворение по этому поводу.
Таким образом, чувство возвышенного оказывается двойственным по своей природе. Это чувство переходного характера: от эстетического к моральному. Суждение о возвышенном, отмечает Кант, требует более развитого воображения и большей культуры, чем эстетическая оценка. Отделяя в «Критике способности суждения» прекрасное от возвышенного, Кант пы-
442
тается нащупать мосты и переходы между способностями человека. Уже в «Критике чистого разума» он замечает, что у таких априорных способностей человека, как чувство и рассудок, существует общий корень — воображение. В «Критике способности суждения» эта тема получает свое развитие. Кант пытается здесь обнаружить новые связи между способностями человека. Он помещает между противостоящими друг другу миром природы и миром свободы опосредующее звено — мир искусства, в котором человеческой свободной деятельностью воспроизводятся, хотя и бесцельно, целесообразные формы природы.
Но подлинного синтеза картины мира и человеческих способностей в учении Канта мы так и не находим. Мир природы, мир искусства и мир свободы остаются разными мирами в философии Канта. Задача состояла в том, чтобы обнаружить некий единый принцип и основу, из которой можно было бы вывести все здание философской науки. За решение этой задачи взялся последователь Канта И.-Г. Фихте. Однако уточнение философских позиций этих двух мыслителей обрело скандальную окраску.
- Введение. Как изучать философию?
- Глава 1. РОДИНА ФИЛОСОФИИ - ВОСТОК ИЛИ ЗАПАД?
- 3. Древний Китай: даосизм и конфуцианство
- Конфуций
- Глава 2. АНТИЧНОСТЬ И РОЖДЕНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
- 1. «Фисиология» ранних греческих философов
- Фалес (ок. 640 — ок. 545 до н. э.),
- 2. Пифагор и пифагорейцы
- Пифагор (ок. 580 — ок. 500 до н. э.),
- 3. Парменид о Бытии и путях его познания
- Парменид (ок. 540 — ок. 470 до н. э.)
- 4.Атомизм как вершина греческой натурфилософии
- Левкипп (ок. 500 — ок. 440 до н. э.),
- 5. Софисты и первый опыт субъективизма
- Протагор (ок. 480 — ок. 410 до н. э.)
- Разум как субъективная способность
- 6. Сократ о человеке и сути добродетели
- Сократ (469—399 до н. э.)
- 7. Философия Платона и проблема идеального
- Платон (427—347 до н. э.)
- 8. Учение Аристотеля как энциклопедия античной философии
- Аристотель (384—322 до н. э.)
- Этические и политические идеи Аристотеля
- 9.Эллинизм и разложение античной классической традиции
- Сократические школы
- Эвклида (ок. 450—380 до н. э.)
- Кинизм как образ жизни я философия
- Антисфен (450—360 до н. э.)
- Основные идеи стоицизма
- Зенон из Китиона (333/32—262 до н. э.),
- Скептицизм и эклектицизм
- Глава 3. СРЕДНИЕ ВЕКА: ФИЛОСОФИЯ КАК «СЛУЖАНКА БОГОСЛОВИЯ»
- 1. Отражение кризиса римского общества в философии. Эпикуреизм и стоицизм
- 2. Филон Александрийский - «настоящий отец христианства»)
- Филон (20 г. до н. э. — 54 г. н. э.),
- 3. О своеобразии христианского вероучения
- 4. Апологеты против языческой мудрости
- Юстин-мученик
- Тертуллиан: вера претив разума
- Квинт Септимий Флорент Тертуллиан (ок. 160— после 220 н. э.)
- 5. "Отцы церкви» и основы христианской философии
- «Истинный гносис» Климента Александрийского
- Тит Флавий Климент (ок. 150—216 н. э.)
- Теологическое учение Оригена
- Ориген Александрийский (185—263)
- Наследие Августина Блаженного
- Аврелий Августин (354—430)
- 6. Неоплатонизм как антитеза христианству
- 8. Схоластика как «школьная» философия средневековья
- Первый схоласт Иоанн Скот Эриугена
- Иоанна Скота Эриугену (ок. 810—877)
- Ансельм Кентерберийский как второй «отец схоластики»
- Ансельм Кентерберийский (1033—1109)
- Средневековый спор об универсалиях
- Крайний реализм
- Пьер Абеляр (1079—1142)
- 9. Фома Аквинский как великий систематизатор схоластики
- Фома Аквинский (ок. 1226—1274)
- 10. Средневековый номинализм и его вызов схоластике
- Иоанн Дунс Скот (1270—1308)
- Уильяма Оккама (1290—1349/50
- Джон Уиклиф (1330—1384)
- Глава 4. ГУМАНИЗМ И ПАНТЕИЗМ В ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
- Джорджо Вазари (1511—1574)
- 1. Социокультурные основы философии Возрождения
- Н. Макиавелли (1469—1527)
- 2. Возрожденческий гуманизм и флорентийская Академия
- Пико делла Мирандола (1463—1494)
- 3. П.Пампонацци: смертная душа в присутствии Бога
- 4. Учения И. Казанского и Д. Бруно
- Пантеизм Николая Кузанского
- Николай Кузанский (1401—1464)
- Атеизм Д. Бруно
- Джордано Филиппо Бруно (1548—1600)
- Литература
- Глава 5. НОВОЕ ВРЕМЯ: ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
- 1.Ф. Бэкон: знание - сила
- 2. T. Гоббс: между эмпиризмом и рассудочным рационализмом
- 3. Д. Локк: нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах
- О Боге и материи с позиции эмпиризма
- Локк как идеолог либерализма
- 4. Дж. Беркли: существовать - значит быть непринимаемым
- Джордж Беркли (1685—1753)
- 5. Скептицизм Д. Юма: против религиозного и метафизического догматизма
- Давид Юм (1711-1776)
- Этическое учение Юма
- 6. Р. Декарт и истоки новоевропейского рационализма
- Рене Декарт (1596—1650)
- 7. Пантеизм Б. Спинозы: Бог как Природа
- Бенедикт Спиноза (1632— 1677
- Спинозизм и атеизм
- 8. Монадология Г.В. Лейбница
- Метафизика X. Вольфа как продолжение лейбницианства
- Христиан Вольф (1679-1754)
- Глава 8. ПРОСВЕЩЕНИЕ О ПРИРОДЕ, ЧЕЛОВЕКЕ И ПУТЯХ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГРЕССА
- 1. Вольтер и Монтескье: «дух времени» и «дух законов»
- Вольтер (1694—1778)
- 2. Ж.-Ж. Руссо и проблема отчуждения
- Жан Жак Руссо (1712-1778)
- 3. Механистический материализм барона Гольбаха
- 4. «Человек-машина» Ламетри
- 5. Ощущение как основа познания
- Этьенн Бонно (1715—1780)
- Клод Адриан Гельвеций (1715—1771)
- 6. Теория социальной среды: «воспитание создает все»
- 7. Дидро н парадоксы «разорванного сознания»
- Дени Дидро (1713—1784)
- 8. П.Ж.Ж. Кабанис и «вульгарный материализм»
- Пьер Жан Жорж Кабанис (1757—1808)
- Глава 7. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИКА КАК ВЕРШИНА КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ
- 1. И. Кант - основоположник классической немецкой философии
- Переворот в философии и трансцендентальная логика
- Этика Канта
- Эстетика Канта
- А.Г. Баумгартен (1714—1762)
- 2. И. -Г.Фихте обоснование деятельной природы субъекта
- Социально-политические взгляды Фихте
- 3. Философская эволюция Ф.В.Й. Шеллинга: натурфилософия - эстетический идеализм - философия откровения
- Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775—1854)
- 4. Система объективного идеализма Г.В.Ф. Гегеля
- Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831) был
- Философия духа
- 5. Антропологический материализм Д. Фейербаха
- Фейербах об истории и отчуждении сущностных сил человека
- Глава 8. К. МАРКС И «ОБМИРЩЕНИЕ ФИЛОСОФИИ»
- 1. Жизненный путь К. Маркса
- 4. Критика антропологизма Л. Фейербаха и историческое понимание сущности человека
- 6.Критика «казарменного коммунизма»
- 8. Материалистическое понимание истории и диалектический метод
- 9. Ф. Энгельс: от сражения с Шеллингом до «Диалектики природы»
- 10. О марксизме сегодня
- Глава 9. ФОРМИРОВАНИЕ НЕКЛАССИЧЕСКОГО ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ (ПРЕЛЮДИЯ)
- 1. А. Шопенгауэр и зарождение неклассической традиции
- Артур Шопенгауэр (1788—1860)
- 2. О. Конт и начало позитивизма
- О. Конт (1798—1857).
- 3. С. Киркегор: первый опыт экзистенциализма
- Серен Киркегор (1813—1855)
- Экзистенция и поиск «повторения»
- 4. Ф. Ницше и «философия жизни»
- Фридрих Вильгельм Ницше (1844—1900) родился в Лютцене в Германии
- Глава 10. ОТ ЛОГИЧЕСКОГО ПОЗИТИВИЗМА К АНАЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
- 1. «Логический атомизм» Б. Рассела
- 2. «Языковая игра» Д. Витгенштейна
- 3. «Критический рационализм» К. Поппера
- Карл Раймунд Поппер (1902—1994) родился в Вене
- К. Поппер о врагах «открытого общества»
- Глава 11. 3. ФРЕЙД И ФИЛОСОФИЯ XX ВЕКА
- 1. Теория Фрейда: истоки и перспективы
- Зигмунд Фрейд (1856—1939)
- 2. «Аналитическая психология» К.Г. Юнга
- 3. «Фрейдомарксизм» Э. Фромма
- Эрих Фромм (1900—1980)
- Глава 12. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ XX ВЕКА В РЕЛИГИОЗНОЙ И АТЕИСТИЧЕСКОЙ ФОРМЕ
- 1. М. Хайдеггер: экзистенция как «здесь-бытие»
- 2. К. Ясперс: от экзистенциальной коммуникации к философской вере
- Карл Ясперс (1883—1969)
- 3. Ж. -П. Сартр: «другие - это ад»
- Жан Поль Сартр (1905—1980)
- 4. А. Камю: между метафизическим и историческим бунтом
- Глава 13. ГЕРМЕНЕВТИКА В XX ВЕКЕ (ЕЕ ИСТОРИЯ И ОСНОВНЫЕ ИДЕИ)
- 1. Христианская «герменевтика» Р. Шлейермахера
- Фридрих Шлейермахер (1768—1834)
- 2. В. Дильтей о герменевтике «сочувствия»
- Вильгельм Дильтей (1833—1911)
- 3. Герменевтический круг Х.Г. Гадамера
- Ханс Георг Гадамер (1900—2002)
- Глава 14. ПОСТМОДЕРНИЗМ: ФИЛОСОФИЯ КАК ЛИТЕРАТУРА
- 1. О понятиях «модерн» и «постмодерн»
- 2. Философия как «письмо»
- Ролан Барт (1915—1980)
- Фердинандом де Соссюром (1857—1913).
- 3. «Ризома» вместо логики
- Ж. Делёза (1925-1995) и Ф. Гваттари (1930-1992)
- 4. Телесное "событие" как антипод идеи
- 5. Цинизм против нравственного закона
- Глава 15. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ В КОНТЕКСТЕ МИРОВОГО ФИЛОСОФСКОГО РАЗВИТИЯ
- 1. О6 основных зтапах русской философской мысли
- Максим Грек (ок. 1470—1556
- 2. П.Я. Чаадаев как основоположник оригинальной русской философии. Славянофилы и западники
- Духовная эволюция П. Чаадаева и главное противоречие русской жизни
- Петр Яковлевич Чаадаев (1794—1856)
- Философско-социологические воззрения славянофилов: И.В. Киреевский, A.С. Хомяков
- Русский «гегелизм» и западничество: либеральное и революционное направление
- Николай Владимирович Станкевич (18Î3—1840)
- 3. Философские основания идей русских революционеров-демократов
- А.И. Герцен и идея революции
- Александр Иванович Герцен (1812—1870)
- Антропологическая философия Н.Г. Чернышевского
- Н.Г. Чернышевский (1828—1889)
- 4. Учение B.C. Соловьева как вершина русской религиозной философии
- Философия всеединства и начала софиологии
- 5. Русская философия «серебряного века» и персонализм Н.А. Бердяева
- Николай Александрович Бердяев (1874—1948)
- Философия свободы
- Философия неравенства: критика демократии
- 6. Лев Шестов и русский экзистенциализм
- Лев Исаакович Шварцман (1866—1938),
- «Философия абсурда»: Шестов как экзистенциалист
- Литература
- Заключение. Можно ли говорить о «конце философии»?
- СОДЕРЖАНИЕ