logo search
Филос / Лекц комплекс

Тема 5. Арабо-мусульманская средневековая философия

Источники формирования философии мусульманского Востока. Исламская культура и рационалистическая традиция философии. Коран и рациональное богословие. Исламская модель мира.

Универсализм, энциклопедизм, пантеизм, перипатетизм арабоязычной философии: аль-Кинди, аль-Фараби, Ибн-Сина, Ибн-Рушд. Философские аспекты классического суфизма: взгляды Ходжа Ахмета Яссауи. Философия Юсуфа Баласагуни: поэтика словесного творчества и актуальность нравственного учения. Философские взгляды Махмуда Кашгари.

Онтология и теория познания, учения об обществе и человеке, нравственные и политико-правовые учения в арабоязычной средневековой философии: глубина традиции и современное значение.

Арабоязычная философия развивалась параллельно с ранней схоластикой, однако ее развитие происходило на основе элементов аристотелизма и неоплатонизма. В то же время ее развитие в рамках арабоязычной мусульманской культуры существенно отличается от становления западноевропейской философской мысли V-XII вв.

Арабоязычными философами (фалисафами) были предприняты попытки, разработать единую согласованную теорию познания, дополненную суфистским мистическим гносисом, зороастризма и буддийским самосозерцанием. Эта философия как часть исламской культуры не имела собственного предшествующего этапа, но, тем не менее, XI-X вв. сформировалась как самостоятельная дисциплина со своим кругом проблем и видением мира.

Как уже говорилось, в первые века существования ислама основным был вопрос о единобожии (таухиде). Проблема единобожия обсуждалась как с позиции мистического видения, так и в плане умозрительно-теологического, рационального обоснования. В обсуждении этого вопроса принимало активное участие одно из влиятельных направлений в теологии мусульманства, представленное мутазилитами (от араб. «удаляться», «отстраняться», т.е. отколовшимися), теоретиком которых был Васыл Ибн-Ата (699-748).

Эти религиозные философы-рационалисты не признавали множественности атрибутов бога, поскольку единство и вечность исключают эту множественность. О боге можно утверждать лишь то, что он существует как закономерность, пронизывающее все сущее, как нечто, которое придало в единовременном акте несущему существование. Другой тезис заключается в том, что справедливость Аллах исключает, чтобы большинство людей было осуждено им на вечные и безысходные мучения. Мутазилиты полагали, что Коран не совечен Богу, потому Мухаммед не его творец, а провозвестник. Они утверждали, что Коран сотворен Богом во времени и создали схоластику ислама – калам (слово, речь).

Распространение религиозной догматики и отсутствие интеллектуального развития и научной глубины стали причиной нападок со стороны ашаритов, на философию и разум, которые призывали всех к покорности и послушанию. Именно против них выступали мутазилиты, которые были защитниками рациональной науки и философии. Они стремились подвергнуть все принципы вероучения суду разума, поскольку он должен был быть мерилом истинности всякого утверждения. Это были первые знатоки и ценители греческой философии в Багдадском халифате. Опираясь на логику и метафизику античных философов, в частности, на понятие единого Платона, они единственность Бога понимали как отсутствие в нем каких-либо множественных атрибутов, качеств. В этом случае Бог выступает как предельная абстракция и не имеет ничего общего божеством, представленном в Коране. Из такого положения вытекало, что Коран не может быть извечным, ибо в противном случае он тоже существовал бы наряду с Богом. А коль это так, то Коран сотворен Богом, что противоречило исламской догматике. Подобная рационалистическая интерпретация идеи бога приводила мутазилитов к выводу, что Бог есть закономерность, пронизывающая все сущее, но не определяющая его конкретные формообразования, процессы. Разумеется, они не были безбожниками, как их пытались представить мутакаллимы (первые спорщики в исламе). Просто, мутазилиты полагали, что место спекулятивной теологии должна занять философия, способная рационально обосновать положения ислама. Заимствованное из античной философии слово «фальсафа» указывает на определенное течение в духовной культуре Востока, в которой место бога занимает категория единого, отображающая единство всего сущего, его цельность, единое начало или первопричину. Мутазилиты не разделяли догмат о божественной абсолютной предопределенности в мире, исключающего полностью свободу воли человека. Они способствовали развитию свободомыслию, потому подвергались гонению со стороны догматически настроенных мусульманских ортодоксов (мутакаллимов).

Последователи калама – мутакаллимы, видным представителем которых является Маймонид ал-Ашари (873-935), критиковали представления о естественной причинности событий природной и социальной жизни. Утверждая множественность имен бога, которые не могут быть постижимы человеческим разумом, они тем самым укрепляли позиции креационизма и фатализма. По их мнению, сущность Корана от вечности в боге, а словесная его форма дана во времени. Хотя Аллах не наделил человека полной свободой, он все же ему предоставил некоторую свободу действий.

Учение ортодоксальных представителей Ислама подвергалась критике со стороны т.н. «Братьев чистоты», которые выступали за то, чтобы Коран понимался не буквально, а иносказательно, и проповедовали веротерпимость. Они подчеркивали, что день смерти тела становится днем рождения души. Задача мудреца на пути получения все более глубокого знания - просветить свою душу, очистить ее от телесных наслоений и сосредоточит в ней максимум добродетелей. Религия лишена смысла, если она не направлена на очищение и улучшения нравов людей. Будучи тесно связаны с исмаилитами, члены союза «Братьев чистоты» не были ни противниками, ни фанатиками той или иной религии. Они с большой терпимостью относили к «небесным» книгам - Торе, Библии и Корану. Опираясь на разум и науку, по их мнению, можно построить совершенное общество, где религиозная вражда уступит место всеобщему благу. Их деятельность продолжалась почти два столетия и оказала огромное влияние на мировоззрение народов исламского мира, а их гуманистические идеи были развиты суфиями, перипатетиками и ибн Рушдом.

В конце VIII в. внутри ислама возникло также мистическое направление - суфизм. Он отражал интересы широких слоев населения халифата, недовольных усилением эксплуатации. Это была разновидность пассивного протеста, бегства от реальности в аскетизм и созерцательное постижение Бога. Зародился суфизм как движение дервишей - бродячих монахов. Учение суфиев довольно расплывчато. Оно включает неоплатоновскую идею эманации (излияния), индуистское учение о растворении человеческой души в Боге и зороастрийскую «теорию сияния»: Бог присутствует в свете солнечных лучей и в сиянии огня. Суфии заменили главную формулу мусульманства «Нет божеств, кроме Аллаха» постулатом «Нет сущего, кроме Аллаха», утверждая тем самым, что все сущее есть Бог и Бог присутствует во всем. Это уже не монотеизм, а пантеизм. Согласно концепции эманации, единое божество изливается в мир, в том числе и в души верующих. Но страдания побуждают людей бежать из этого мира и вновь соединиться с Богом. Им это удается в порыве экстаза, когда божественный дух общается с душой суфия. Это - мистический пантеизм.

Одним из первых в средневековом Востоке занялся активной переводческой деятельностью произведений древних философов основоположник арабоязычной философии Абу Юсуф ибн-Исхак аль-Кинди (800-879), заслуживший звание «философа арабов» (800-879 гг.).

Он известен как врач, математик, астроном, переводчик и комментатор наследия Аристотеля и Платона. Отдавая положенную дань теологии, аль-Кинди, тем не менее, остро критикует «ограниченных людей» - чрезмерных ревнителей веры, которые «торгуют верой, будучи сами врагами веры» и истины. В противовес мусульманским теологам, отрицавшим возможность познания бытия с помощью науки и довольствовавшихся откровениями Священного писания, «философ арабов» считал человеческий разум единственным источником и критерием познания действительности. Он подразделяет знание на чувственное и разумное. Разумное знание доступно лишь человеку, оно строится на доказательствах. Для него, как и для Аристотеля, философия есть основа и завершение энциклопедического научного знания, добываемого другими науками. Философия дает знание об истинной природе вещей. Из философских произведений аль-Кинди наиболее известны «О первой философии», «Трактат о количестве книг Аристотеля и о том, что необходимо для усвоения философии», «Книга о пяти сущностях». В них он предстает как последователь Аристотеля, рационалист, противопоставляющий знание вере, как энциклопедически образованный ученый, широко использующий естественнонаучные знания, а также данные и методы исследования комплекса математических наук - арифметики, геометрии, астрологии и гармонии. Аль-Кинди считал, что «гармония имеет место во всем, и очевиднее всего она обнаруживается в звуках, в строении Вселенной и в человеческих душах».

Абу Наср Мухаммад ибн Мухаммад ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби (870-950) - выдающийся мыслитель, последователь аристотелизма, первый полностью самобытный философ средневекового Востока, тюрок по происхождению, уроженец города Фараба (Отрара). Аль-Фараби усвоил и критически переосмыслил достижения античных философов, собрал и упорядочил весь комплекс аристотелевского «органона», написал комментарии ко всем его произведениям и доработал логическое наследие Стагирита с учетом последних достижений науки и требований средневековой идеологии. Его заслуги в развитии логики и теории музыки были так велики, что аль-Фараби и по сей день, именуют «Вторым учителем» (Муаллим ассана) после Аристотеля. До нас дошло около 130 работ Абу Насра.

Этико-социальную доктрину аль-Фараби излагает в ряде трактатов. Он подчеркивает, что главная цель человеческой деятельности - счастье. Его не постигнуть без познания и свободной воли: «Счастье - цель человека. Для достижения ее необходимо познание, воля и свобода. Воля связана с чувственным познанием, свобода - с логическим рассуждением. Только сообща можно достичь счастья». В «Трактате о взглядах жителей добродетельного града» аль-Фараби вслед за Платоном и Аристотелем выстраивает собственную модель идеального государства. Он убежден, что людям легче всего добиться счастья и добродетели в пределах конкретного города. Классы такого города-государства аль-Фараби уподобляет частям человеческого тела: все органы в теле взаимосвязаны и помогают друг другу, чтобы тело было здорово. Акцент здесь делается на этико-нравственные проблемы человеческого общежития. Но ценно уже то, что аль-Фараби первым на Востоке поднимает и пытается решить вопросы общественной жизни.

В этом трактате, большая часть посвящена общемировоззренческим вопросам, а последние главы - этико-социальным проблемам. Он исходит из того, что человеческий разум есть проявление рационалистического духа божества, который взывает к действию, на различение добра и зла. Задача государства и общества должна быть направлена на удовлетворение потребностей человека. Для успешного решения этой задачи во главе государства должен стоять добродетельный, разумный, волевой, просвещенный человек. Он должен сочетать в себе духовную и светскую власть, быть добродетельным, здоровым телом и духом, мудрым. Такой ученый правитель будет создавать условия для распространения просвещения и науки, которые будут направлять человека на обуздание своих неуемных страстей, любить и быть терпимым к другим. Он полагает, что добродетельный город, это город, в котором люди объединяются для взаимопомощи в делах, коими обретаются истинное счастье.

Классифицируя науки, аль-Фараби определяющее место среди них отводит «божественной науке» - метафизике. Первый раздел в классификации наук он посвящает «науке о языке» - грамматике. Здесь он подчеркивает универсальный характер законов, управляющих словами языка. Второй раздел посвящен логике. Для аль-Фараби, логика - не просто наука, но искусство, родственное грамматическому. Отношение логики к интеллекту и умопостигаемым объектам интеллекции такое же, как отношение грамматики к языку и словам». Логика аль-Фараби - это наука о правильном мышлении, в основу которой легли законы и категории аристотелевского «Органона». Следующие подразделы посвящены музыке; наука о тяжестях; наука об искусных приемах строительства, плотницкое дело и т. д., алгебре, как науке «о числовых хитростях», общей для арифметики и геометрии.

Даже простое перечисление классифицируемых аль-Фараби наук свидетельствует о том, как далеко по сравнению с античностью и средневековой Европой ушли вперед арабоязычные фалисафы.

Философское объяснение проблемы Бога у «Второго учителя» сродни неоплатоновскому абсолюту. Это позволяет аль-Фараби объяснить возникновение мира: он подразделяет бытие на две разновидности - вещи «возможно, сущие», которые могут существовать или не существовать. Для их существования необходимы внешние причины; вторая разновидность бытия (вещей) не требует никакой внешней причины, так как их существование совершенно необходимо и высшая разновидность такого бытия - Бог. Бог есть начало начал, абсолют, «Первый Сущий». В Боге объект и субъект совпадают. Бог обладает абсолютным знанием, волей, всемогуществом, он бестелесен, един, неделим, лишен противоположностей и являет собой «чистое умопостигаемое и чистое умопостигающее». В процессе эманации Бога последовательно создаются условия для эволюции различных сфер бытия - небесные и земные стихии, природа и человек.

Авиценну (Ибн Сину) - 980-1037 гг., называют князем философии и медицины на Востоке. Этот врач, юрист, астроном, поэт, музыкант и философ написал более 100 книг. Как и другие перипатетики (сторонники аристотелизма), он был, гоним ортодоксальными приверженцами ислама. Что же не устраивало теологов в учении Авиценны? Он отвергал нападки ортодоксов на философию, настаивая на том, что роль разума в познании неоспорима и развивал идеи аристотелизма в области метафизики, гносеологии, логики, а в онтологии придерживался концепции неоплатонизма, отрицая творение мира во времени.

Основное философское произведение Авиценны – «Книга исцеления», включает основы логики, физики, математики и метафизики. Он рассматривает все сущее как вневременную эманацию Бога. Только через углубление знаний можно найти дорогу к Богу.

Авиценна подразделяет знания на теоретические (умозрительные) и практические. Дает классификацию наук: теоретические науки напрямую не связаны с действиями людей, но помогают им ориентироваться в этом мире. К ним относятся высшая наука - метафизика, то есть учение о бытии вообще и о том, что лежит вне природы; средняя наука - математика, которая представляет собой комплекс самостоятельных наук (арифметика, геометрия, оптика, астрономия, музыка); низшая наука - физика. Это наука о природе. Практические науки: этика (о поведении людей), экономика (об управлении хозяйством), политика (об управлении государством и народом).

Эта классификация близка к аристотелевской, но с учетом новых реалий. Заслуга Авиценны здесь заключается в том, что он указал на связь между метафизикой как наиболее общим учением о бытии и знании и конкретными, частными науками. В духе аристотелизма мерилом наук, введением в философское и любое знание он считает логику.

Выдающийся поэт XI века, философ, ученый Юсуф Баласагуни в поэме «Кутадгу билиг» раскрывает смысл ценностей в жизни человека. В качестве важных ценностей он выделяет понятия справедливости, счастья, разума и воздержанности. Юсуф Баласагуни полагает, что чувство справедливости заставляет людей выступать за свободу, бороться против насилия и произвола. Люди достигают счастья, когда проявляют заботу о благе всех, излучают по отношению к ним доброту. На основе разума люди осознают себя, раскрывают закономерности, гармонию бытия. Воздержанность проявлялась в непритязательности, в соблюдении нравственных устоев общества. Благодатность знания раскрывалась в том, что оно формировало человека разумного, справедливого и свободного. Кроме того, по его глубокому убеждению, знание делает человека миролюбивым, верным, гуманным, благим и добрым. Потому он должен c любовью относиться к людям и природе, которая придает всему сущему высокий гуманистический смысл, духовность. До сих пор не потеряли своей значимости многие его изречения. «Хорошее слово, половина достатка»; «Человек умирает, но слово его живет»; «Красота ума – во вдумчивом слове, красота языка – в речи, красота человека – в выражении его лица, красота лица – в глазах» и др.

Эта гуманистическая линия продолжается в работах М.Кашгари, который высоко ценил знание и ученость, патриотизм и готовность служить Отечеству. Он полагал, что необходимо хранить культуру и язык народа, помнить о земле отцов и могиле предков, проявлять доблесть и стремиться к мирной жизни. По его убеждению, человек должен любить природу, не забывать о чувстве долга, быть почтенным и уважительным к старшим. Ему должны быть присущи такие черты, как совестливость, великодушие и гордость. Эти гуманистические ценности были описаны им в работе «Дивани лугат ат тюрк». Он полагает, что данные ценные качества присущи представителям тюркских народов, народов героических, благовоспитанных, уважающих старших и верных своим обещаниям.

В своем учении Ходжа Ахмет Йассауи развивает нашбандийскую ветвь суфизма, элементы которого стали проявляться в трудах Ю.Баласагуни. Он родился в 1103 г. в Туркестан и жил в период расцвета суфизма. Он нашел в нем много общего тенгрианством Ходжа Ахмет Йассауи в Бухаре обучался у суфия ходжи Юсуфа, стал главой суфийского ордена. Вернулся в Туркестан. Его почитали как мудреца, поэта, святого. В возрасте пророка - в 63 года принял: решение: чтобы дать людям цель - познать бога как личность, любовь и сущность, а человека как царственной единицы мироздания, помочь им задуматься о смысле жизни, он вырыл возле мечети яму и провел в ней 2 года - до смерти. Своим духовным подвигом и пропагандой суфийских истин он привлек на сторону ислама казахов. Пантеизм, любовь ко всему живому, элемент имевшихся к тому времени в Казахстане других религий – зороастризма, христианства, буддизма.

В книге «Дивани Хикмет» он предпринимает попытку раскрыть мировоззренческие ориентиры, моральные нормы своих современников. Как известно, в суфизме прохождение пути (тарикат) означало восхождение человека на определенные ступени нравственно-духовного совершенства, этапы подавления плоти и возвышения духа. Целью совершенствования человека являются отрешение и желание «умереть прежде, чем придет смерть», т.е. во имя духа умертвить в себе все плотское, низменное. Возвышая в себе духовное, человек познает бога как некую абсолютную истину и тем самым познает себя. Путь от самопознания к познанию бога и любви к нему, поиски истины проходит только тот человек, у которого любящее сердце, вера и мудрость. Он должен восхвалять и уважать женщин, быть молчаливым, что является знаком высшей мудрости. Для него символы и притчи оказываются естественными способами передачи знаний. Любовь же к богу является движущим мотивом нравственно-духовного совершенствования человека и через познание мира придает истинный смысл его жизнедеятельности.