logo search
Ответы на экзаменационные билеты / Билеты-- Examination

1. Философия, ее предмет и структура, функции в культуре.

Философия- продукт духовного развития человечества и особая форма общественного сознания. Под философией понимается стремление к высшему познанию, что отличало ее от житейской и иных форм знания, а также от религиозно-мифического познания мира. Философы пытались осмыслить основания бытия, способы познавательной деятельности, сущность не только явлений природы, но и общественной жизни. Философия есть любовь к мудрости (софия). Под софией Платон имел в виду не благоприобретенное, субъективное свойство человеческого ума, а некое великое и приличествующее лишь божеству, объективное качество разумно устроенного и гармоничного мира. Философия - систематическое завершенное учение о законах развития природы, общества.

С появлением философии в отличие от мифологического мироощущения в духовной культуре человечества закрепилось рефлективное, а не непосредственно-эмпирическое отношение к миру, к себе и к своему мышлению, именно она создала тот интеллектуальный настрой и стиль мышления, который как бы зафиксировал особенность положения человека в мире и потому его ответственность перед собой и перед миром. В современных культурах философия также мыслиться одной из форм общественного сознания, выполняющей синтетическую рефлексивную миссию по отношению к культуре в целом и имеющей свои особенности и в отношении типа мышления, и в отношении своих целей, и, конечно в отношении своего предмета.

Предмет Философии: является не индивидуальный субъект с его особенными качествами, но субъект как общее, субъект как универсальная категория, противопоставленная столь же универсальной категории объекта. Философия - это такая область духовной деятельности человека, которая основывается и на особом, философском типе мышления, лежащем в основе именно философского познания, и на самостоятельности предмета философии. Предмет философии - та область духовной деятельности человека, в основании которой лежит рефлексия над самой этой деятельностью и, следовательно, над ее смыслом, целью и формами и, в конечном счете, над выяснением сущности самого человека как субъекта культуры, то есть сущностных отношений человека к миру. В отличие от мифологии философия как форма духовной активности человека возникла с появлением нового предмета и нового типа мышления - с перенесением основного внимания с идеи бога на человека в его отношении к миру, то есть на человека познающего, исполняющего или опротестовывающего божественную идею. Изучение философии доставляет не только интеллектуальное, но и эстетическое и нравственное наслаждение, а главное это относится к передовой гуманистической философии - воспитывает чувство гражданственности.

Структура философии: античная философия включала в себя состав знаний, который отошел к естественным наукам: 1)онтология(учение о бытии), 2)гносеологияили эпистемология (учение о познании), 3)социология(наука об обществе и человеке), 4)аксиология(изучение ценностных ориентаций людей, их нравственно-эстетических идеалов, духовных регулятивов поведения человека в мире культуры); логика (учение о формах мышления), зарождается этика как отдельная наука и эстетика (наука о гармоничном строении мира и соответствующем отношении к нему человека).