logo search
методичка по ИЗФ

Раздел IV.

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

II. Содержание курса

  1. Разделы курса, темы, их краткое содержание

  2. Темы лабораторных, семинарских занятий и коллоквиумов (если предусмотрены)

  3. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

  4. Примерная тематика рефератов, курсовых работ (если предусмотрены)

  5. Примерный перечень вопросов к экзамену (зачету)

ПРОГРАММА

Общая характеристика немецкой классической философии

Общая концепция истории западно-европейской философии. Определение «классического» и «неклассического» периода в истории философии. Периодизация истории философии. Немецкая философия на рубеже XVIII – XIX веков как часть классической философии Нового Времени. Преемственность философской проблематики: отражение и переработка философии античности, средневековья, Возрождения, Нового Времени. Связь немецкой классической философии с немецким просвещением: философская, религиозная, моральная, эстетическая проблематика. Лейбницианство как важнейший источник немецкой классической философии.

Хронологические рамки. Социально - политическая и духовная ситуация времени. Задачи социально-политических преобразований и национального объединения. Влияние Великой Французской Революции. Свобода как основная проблема метафизики.

Роль эстетическо-философской системы образования в формировании философской элиты. Влияние немецкого языка на содержание философских систем.

Синтез и снятие различий предшествующих философских традиций. Формулировка, трансформация и эволюция трансцендентальной позиции от Канта к Гегелю. «Теологическая» и атеистическая интерпретации немецкой классической философии. Тенденция к построению завершенных философских систем. Принципы развития и историзма. Эволюция понимания диалектики. Теоретическое обоснование исторического взгляда на культуру.

Философия И. Канта (1724–1804)

Космологические, метафизические и антропологические идеи И. Канта в работах раннего периода. Натурфилософские воззрения И. Канта. Космогония. Вселенная как система систем. Понятие системы. Проблема метода научного познания. Специфика метода метафизики в отличие от методов естествознания и математики. Необходимые и достаточные условия для построения истории вселенной. Несводимость органической природы к механическому движению. Гипотеза распространения разумной жизни во вселенной.

Проблема существования в работе И. Канта «Единственно возможное основание для доказательства бытия бога». Соотношение возможности и действительности. Анализ доказательств бытия бога и их классификация по возможным основаниям. Философия как наука о «первых принципах» познания.

Фиксация антропологической проблематики в ранних работах И. Канта. Проблема человека: нравственный, эстетический и религиозный аспекты.

«Докритический» и «критический» периоды в творчестве И. Канта как историко-философская проблема. Возможность и условность такого разделения.

Философия И. Канта «критического» периода. Понятие критической философии. Общая задача критики разума. Разум как целостная система. Основные способности и формы деятельности разума. Системообразующие философские вопросы: «что я могу знать?», «что я должен делать?», «на что я могу надеяться?», «что такое человек?». Принципы и основные сферы деятельности разума.

«Критика чистого разума». Духовная ситуация в Европе времени написания «Критики чистого разума». Кризис западной философии: скептицизм Дж. Беркли и Д. Юма. Влияние идей Ж.-Ж. Руссо на формирование философской позиции И. Канта.

Общая задача «Критики чистого разума» и ее конкретизация в «главном трансцендентальном вопросе». Смысл и значение этого вопроса. Формулировка трансцендентальной позиции как способ ответа на этот вопрос.

Структура «Критики чистого разума»: чувственное созерцание, рассудок и разум: относительная автономность и единство в процессе познания. Стиль и язык работы.

Трансцендентальная эстетика: природа чувственного созерцания. Разделение знания на «материю» и «форму». Кантовское понимание априорности. Ощущение как содержание наглядных представлений. Различение метафизического и трансцендентального толкования понятий. Метафизический смысл пространства и времени: априорные формы чувственности. Трансцендентальный смысл пространства и времени: необходимое условия возможности опыта. Различение пространства и времени в трансцендентальном смысле. Место чувственности в процессе познания.

Ответ Канта на вопрос «как возможна чистая математика?». Основания для истолкования кантовской позиции как «агностицизма» и «субъективизма». Корректность такого рода истолкования.

Трансцендентальная аналитика: учение об условиях возможности суждения. Классификация логики. Трансцендентальная логика и ее отличие от общей логики применения рассудка. Понятие рассудка и его отличие от способности суждения. Характер и принципы деятельности рассудка: трансцендентальное и эмпирическое применение рассудка. Определение суждения. Классификация суждений по функциям. Априорные формы рассудочной деятельности, их значение и роль в процессе познания. Основоположения рассудочной деятельности. Первоначально-синтетическое единство апперцепции как высший принцип всех основоположений рассудочной деятельности. Трансцендентальное единство апперцепции: проблемы определения и интерпретации. Классификация основоположений. Критика идеализма Беркли и Декарта. Данность предмета познания и проблема объективности знания. Два смысла понятия «объективности» по Канту. Разделение мира на «феноменальную» и «ноуменальную» сферы. Проблема единства чувственности и рассудка.

Трансцендентальная диалектика. Диалектика и трансцендентальная диалектика. Место разума в познавательном процессе. Идеи чистого разума, их роль в познании. Умозаключения и их виды по Канту. Основные вопросы метафизики. Деление метафизики. Учение о паралогизмах чистого разума. Космологические идеи и антиномичность разума. Математические и динамические антиномии и их разрешение. Идеал чистого разума. Невозможность доказательства бытия бога. Границы познания. Причины по которым разум с неизбежностью впадает в паралогизмы, антиномии и идеалы. Проблема возможности метафизики как науки. Диалектический метод в философии Канта.

Границы теоретического познания. Дисциплина разума и проблема методов философии и науки. Приоритет практического разума, переход к анализу практического разума.

Архитектоника чистого разума. План философской системы. Историко-философское основание построения чистого разума.

«Критика практического разума». Понятие практического разума. Место практического разума в системе разума. Воля как способность желания. Законодательство практического разума: максимы и императивы. Легальные и моральные поступки. Понятие долга. Что я должен делать? Проблема категорического императива. Позитивное и негативное понимание свободы.

Антиномия практического разума и ее разрешение. Моральность человека как основа его религиозности. Вера как стремление к добродетельной жизни. Соотношение веры и знания. «Заданность» объекта практической деятельности разума и проблема существования «ноуменальной» сферы.

«Критика способности суждения». Эстетические споры восьмидесятых-девяностых годов XVIII века. Понимание природы эстетического до Канта. Чувство удовольствия и неудовольствия в структуре способностей души. Понятие рефлектирующей деятельности рассудка и ее основания. Место способности суждения в системе сознания. Трансцендентальная и эстетическая способность суждения. Рефлектирующая и определяющая способность суждения.

Аналитика и диалектика эстетической способности суждения. Аналитика прекрасного. Аналитика возвышенного. Природа искусства по Канту. Понятие гения и определение произведения искусства. Антиномия суждений вкуса и ее разрешение. Определение вкуса. Соотношение рационального и иррационального в эстетике. Сторонники и критики эстетической теории Канта. Обвинения в «формализме» и их обоснованность.

Аналитика и диалектика телеологической способности суждения. Аналитика телеологической способности суждения. Рефлектирующая и определяющая телеологическая способность суждения. Субъективная и объективная целесообразность природы. Материальная и формальная целесообразность природы. Метафизические концепции об объективной целесообразности природы. Их классификация и анализ. Субъективная целесообразность природы как основание эмпирического естествознания.

Диалектика телеологической способности суждения. Антиномия телеологической способности суждения. Человек, подчиненный моральному закону как цель природы. Моральное «доказательство» бытия бога и проблема его интерпретаций. представление о конечной цели природы и существования. «Априорное царство целей» как принцип нравственного закона.

Место рефлектирующей способности суждения в системе разума. Изменение характера познавательной и практической деятельности разума с присоединением к ним рефлексивного суждения. Единство всех видов деятельности разума. Решение проблемы противоположности естественной необходимости и свободы, сущего и должного, теоретической и практической деятельности разума.

План построения метафизики как науки. Метафизика природы как методологическое основание наук о природе. Метафизика нравов - система практической философии. Учение о праве и государстве. Философия истории Канта.

Прагматическая антропология – завершение философской системы. Природа и характер человека и человеческого рода. Культура как бесконечное приближение человечества к своему высшему назначению. Проблема целостности и завершенности системы философии И. Канта. Метод И. Канта.

Кант и кантианцы. Популярность философии Канта. Отношение современников к философии Канта. Первые сторонники и противники Канта. «Основная ошибка» кантовской философии: проблема «вещи самой по себе». Апологетика кантовской философии и ее критика у К. Рейнгольда, И. С. Бека, Ф. Г. Якоби, Г.Э. Шульце - Энезидема, С. Маймона. Трансформация философских доктрин и интерпретаций Канта от критического реализма до субъективизма. Оценки кантовской философии, ставшие штампами.

Наукоучение И.Г. Фихте (1762–1814)

Основоположения теоретического «наукоучения». Отношение Фихте к философии И. Канта. Динамика и статика сознания. Понимание сознания как деятельности. Новейшая философия – философия свободы. Трансформация трансцендентальной позиции. Отказ от «вещи самой по себе» и «априорных форм».

Понятие «наукоучения». Обоснованность этого понятия. Диалектика Я и не-Я. Антитетический характер диалектики. Внутренние трудности и противоречия, связанные с попыткой толкования этой диалектики. Основоположения наукоучения. Дедукция категорий. Проблема развития человеческого мышления, его категориально-логического аппарата. Понятие действительности в философии Фихте. Диалектика Фихте и проблема априорности философских категорий.

Практическое «наукоучение». Революционно-демократические идеи Фихте, выраженные в его концепции свободы, понимании назначения человека и ученого. Становление и развитие самосознания. Свобода Я и свобода других людей. Государство как условие реализации неотъемлемых прав и свободы человека. Философия истории: выделение исторических эпох во всемирном историческом процессе и критерии их различения. Конкретно-историческое понимание свободы. «Замкнутое торговое государство» – социально-политический проект. Условия для целостного свободного развития человека и общества. Связь социально-политических идей Фихте с особенностями немецкой истории того периода.

Философия «абсолютного тождества» Ф.В.Й. Шеллинга (1775–1854)

Общая характеристика эволюции философских взглядов Ф.В.Й. Шеллинга. Этапы формирования философских учений Шеллинга и целостность его философской системы. Философия «абсолютного тождества» как синтез фихтеанства и спинозизма. Влияние романтиков на формирование философской доктрины «абсолютного тождества». Эволюция трансцендентальной позиции от Фихте к Шеллингу. Диалектика шеллинговского «конструирования». Система и метод. Понимание природы философии по Шеллингу. Телеологичность системы «абсолютного тождества».

Натурфилософия Шеллинга. Натурфилософия: определение, предмет и способ рассмотрения. Абсолют как изначальное тождество противоположностей. Природа как явленность абсолюта через раздвоение. Природа как идеальное. Противоречие как источник развития. Продуцирующая и антипродуцирующая тенденции. Продукт как тожество продукта и продуктивности. «Конструирование» материального из идеального. Соотношение механизма и организма. Мир как самоорганизующаяся система. Проблема пространства и времени в натурфилософии Шеллинга. Бессознательное действие интеллигенции в природе и становление сознательного субъекта. Проблема «конструирования» идеального.

Принципы философского рассмотрения природы и их отличие от естественнонаучных. Научное и историко-философское значение натурфилософии Шеллинга.

«Система трансцендентального идеализма», ее связь с натурфилософией, главные принципы и структура работы. Эстетическое чувство как органон философии. Исходный принцип истории самосознания. Я как изначальное тождество субъекта и объекта.

Теоретическая философия: основные «эпохи» истории самосознания. Познание как бессознательное творчество субъектом природы. Акт воли как итог теоретической философии и переход к практической философии.

Практическая философия. Проблема свободной сознательной деятельности человека. Необходимость исторического процесса и свобода.

Телеология: проблема единства общества и природы.

Искусство как единство сознательного и бессознательного, природы и общества, свободы и необходимости. Произведение искусства как явленность этого тождества. Учение о природе гениальности.

Шеллинг и романтики. Биографические сведения о взаимоотношениях Шеллинга и «Йенского кружка» романтиков. Каролина. Проблема взаимовлияния шеллингианства и романтизма. Принципы романтизма: бессистемность, универсализм, одухотворение («романтизирование») мира. Установка Шеллинга на системосозидательство и трансформация идей романтизма в лекциях по «Философии искусства». Философия искусства Шеллинга как синтез эстетики Канта и романтиков.

Природа мифа по Шеллингу. Критика предшествующих концепций мифа и попытка целостного подхода к феномену мифологии.

Трансформация религиозных воззрений Шеллинга под влиянием романтиков от протестантизма к католицизму. Принцип «абсолютного тождества» и проблема «завершенности» системы. Природа религии. «Философия откровения» и ее оценка современниками.

Философия «Абсолютного идеализма» Г.В.Ф. Гегеля (1770–1831)

Общая характеристика системы философии Гегеля. Основные периоды творчества Гегеля (Бернский, Франкфуртский, Йенский, Нюрнбергский, Берлинский). Структура философской системы и основные работы.

Формирование Гегеля как философа. Влияние Фихте и Шеллинга на формирование мировоззренческих и философских установок Гегеля. Трансформация в понимании диалектики: от способа «конструирования» у Шеллинга к способу бытия самой мысли.

Формулировка принципа тождества бытия и мышления как исходного принципа системы. Гегелевское понимание природы философии как науки. Отличие философии от религии. Формирование спекулятивного метода. Противопоставление диалектики и метафизики. Ограниченность предшествующего философского знания. Особая природа истины как системы.

«Феноменология духа» — эмбрион гегелевской философии. Понимание философии ее задач и метода. Обоснование принципа тождества бытия и мышления. Понятие духа. Формы явления духа: сознание, самосознание, абсолютный субъект. Единство исторического и логического. Историческое саморазвертывание духа как становление и развитие самосознания человека. Проблема отчуждения и его снятие. Социально-политическая проблематика как ядро гегелевской философии. Диалектика «рабского» и «господского», «несчастного» и «удовлетворенного», «низкого» и «благородного», «разорванного» и «цельного» сознания как выражение социальных противоречий.

«Энциклопедия философских наук». План «Энциклопедии философских наук», основные принципы и способ построения. Гегелевское понимание развития. Противоречие между «в себе» и «для себя» как главный источник саморазвития мышления.

«Энциклопедия философских наук». «Наука логики» — учение об «идее-в-себе». «Учение о бытии» как «рефлексия-в-себя». Основные категории: становление, качество, количество, мера. «Учение о сущности» как «рефлексия-в-другое». Основные категории: тождество, различие, основание, существование, форма и содержание, сущность и явление, отношение, действительность, субстанциональность, причина и следствие, взаимодействие, необходимость, случайность, свобода. «Учение о понятии» как «меры взаимодействия». Диалектика единичного, особенного, всеобщего. Основные категории: понятие (единичное, особенное, всеобщее), суждение (виды суждений), умозаключение (виды умозаключений), объект, абсолютная идея. Гегелевское понимание конкретности понятия. Диалектика абстрактного и конкретного, логического и исторического, теоретического и практического. Понимание развития. Необходимость перехода к натурфилософии.

«Энциклопедия философских наук». «Философия природы» – учение о «идее в ее инобытии». Принципы гегелевской философии природы. Философское понимание природы как единства теоретического и практического отношения к ней. Отличие от естественнонаучного понимания природы. Отрицание развития природы, принцип «развертывания» во всеобщей индивидуальности. Телеологичность природы. Проблема времени и движения в гегелевской философии природы. Поступательность и скачкообразность движения в природе. Свободное творчество духа в природе и необходимость достижения целей.

Философское понимание природы в отличие от естественнонаучного. Научное и философское значение гегелевской натурфилософии, ее оценки современниками — естествоиспытателями.

«Энциклопедия философских наук». «Философия духа» – учение о «идее в себе и для себя». Философия духа: субъективный дух, объективный дух и абсолютный дух.

Субъективный дух: антропология, феноменология, психология духа – проблемы развития индивидуального сознания.

Объективный дух: право, мораль, нравственность – историческое развитие человечества. Семья, гражданское общество, государство. «Философия права» Гегеля. Предмет и задачи философии права. Тезис «Все действительное разумно, все разумное действительно» и его интерпретации. Государство как воплощение «нравственного принципа». Различение «воли всех» и «всеобщей воли». Проблема свободы. Сущность философского понимания истории. Ступени исторического прогресса, исторические народы. Проблема метода исторического познания. Необходимость исторического процесса и сознательная деятельность людей.

Абсолютный дух: искусство, религия, философия как разные способы постижения абсолюта. Абсолютная истина. Философия в ее историческом бытии. Единство философского знания, философия как история философии. Проблема «вечной» природы истины и ее временного проявления. Проблема значимости национальных и исторических особенностей в истории философии. История философии как философская система. Принципы анализа отдельных философских школ и направлений.

Метод построения философской системы и проблема «завершенности» развития философии и познания.

Разложение гегелевской школы

Социально-политическая и духовная ситуация в Европе 30-х – 40-х гг. XIX века. Экономическое положение европейских стран. Становление крупного промышленного производства. Политическая и экономическая отсталость германских территорий.

В интеллектуальной сфере: роль религии в общественно-политической жизни Германии. Политическая борьба и борьба за религиозную эмансипацию. Отказ от достижимости абсолютно истинного знания, отказ от универсального системосозидательства. Начало неклассической эпохи философствования.

Оценки, интерпретации и критический анализ философии Гегеля его современниками. Выявление противоречия метода и системы. Широкое распространение гегелевской философии в Германии в 30-е – 40-е годы XIX века. Раскол гегельянцев на «правых» (старогегельянцев), «центр» и «левых» (младогегельянцев – А. Руге, Б. Бауэр, Э. Бауэр, Д. Штраус, М. Штирнер, Л. Фейербах, К. Маркс).

Критика гегелевской философии в рядах «младогегельянства». «Старогегельянство» и «младогегельянство» в Германии 30-х гг. XIX века. Трансформация мысли от идеализма к материализму. Роль религии в общественно-политической жизни германских территорий. От либеральной «теологии» протестантизма до атеизма.

Сущность религии по Д. Ф. Штраусу: несознательное мифотворчество народов. Природа религии по Б. Бауэру: сознательное мифотворчество отдельных представителей народа, объективирующих самосознание нации. Сущность религии по Л. Фейербаху: отчужденная родовая сущность человека. Радикальный эгоизм М. Штирнера. Критика гегелевской философии как теологии. Связь между критикой религии и критикой политики в Германии.

Философия Л.А. Фейербаха (1804–1872)

Эволюция Фейербаха от гегельянства к антропологическому материализму. Роль в этом процессе историко-философских исследований.

Исток интереса к истории – принцип историчности, обоснованный в философии Гегеля. Общий всплеск интереса к истории. Усиление исторической науки и, как следствие, появление многих работ по истории философии. (К. Фишер, Э. Целлер и т.д.)

Историко-философские работы Л. Фейербаха. Понимание природы историко-философского процесса. Концептуальное построение истории философии как истории проблем. Попытка построения «объективной» истории философии. Характеристика и анализ Л. Фейербахом истории философии Нового Времени. Исследование Л. Фейербахом творчества П. Бейля.

Формулировка Фейербахом материалистической позиции.Значение критики религии в становлении материализма. Рассмотрение психологических, логико-лингвистических корней религии. Основные «силовые линии» критики гегелевской философии Л. Фейербахом: теологичность, абстрактность, игнорирование «реальных» проблем.

Основные принципы философии будущего. Человек, природа, общество. Антропологический принцип. Понимание общества и истории.

Декларация материализма. Материализм как основа гуманизма. Сущность человека по Фейербаху. Религия любви и человеческих отношений – религия будущего. Философия будущего как подлинный натурализм, гуманизм, коммунизм.

Место религии в человеческих отношениях и в историческом процессе. Сущность религии по Л. Фейербаху. Истинная и неистинная сущности религии. Отчуждение родовой сущности человека как исторически обусловленный процесс.

Проблема метода в философии Л. Фейербаха. Проблемы интерпретации и понимания философии Л. Фейербаха.

Философия К. Маркса (1818–1883) и Ф. Энгельса (1820–1895)

Социальные, философские, научные предпосылки формирования и развития воззрений К. Маркса и Ф. Энгельса.

Первые работы К. Маркса и Ф. Энгельса. Проблемы политической и человеческой эмансипации. Определение исторической роли пролетариата.

Работа К. Маркса «Экономико-философские рукописи 1844 г.». Маркс о роли труда в жизни общества. Проблема частной собственности и отчуждения труда. Понятие отчуждения, виды отчуждения и их взаимосвязь. Условия снятия отчуждения. Различия в понимании отчуждения у Гегеля и у Маркса. Понимание коммунизма как «положительного преодоления частной собственности». Критика «грубых форм» коммунизма.

Разработка материалистического понимания общества и истории в совместной работе К. Маркса и Ф. Энгельса «Немецкая идеология». Сущность материалистического понимания общества и истории: философский и социологический аспекты.

Вклад Маркса и Энгельса в научную разработку проблем общественного развития.

Предпосылки нового понимания общества и истории. Понятие производства как образа жизни человека и общества. Исторические формы производства: способ производства и его развитие диалектике производительных сил и производственных отношений. Понятие социальной революции. Понимание истории как естественно-исторического процесса смены общественно-экономических формаций. Разделение труда и анализ форм собственности. Классы и государство. Соотношение общественного бытия и общественного сознания. Критика немецких идеологов. Понятие идеологии. Роль человека в историческом процессе: проблема стихийности и сознательной деятельности людей.

Материалистическое понимание общества и истории как метод исторического, социально-политического, политэкономического анализа. Теоретическое осмысление опыта буржуазно-демократических революций и Парижской коммуны: «Манифест коммунистической партии».

Диалектика «Капитала» К. Маркса. Причины пристального интереса Маркса к анализу капиталистического способа производства. Анализ понятия товар в «Капитале» К. Маркса. Двойственная природа товара (потребительная и меновая стоимости) и двойственный характер труда ( конкретный и абстрактный труд). Природа денег. Превращение денег в капитал, всеобщая формула капитала. Прибавочная стоимость и причины ее возникновения. Рабочая сила как уникальный товар. Причина и корень эксплуатации человека человеком и историческая тенденция капиталистического накопления.

Метод «Капитала». «Наука логики» Гегеля – «ключ» к пониманию «Капитала» Маркса. Диалектика «Капитала» как метод восхождения от абстрактного к конкретному. Выработка диалектического метода. Единство и противоположность гегелевской и марксисткой диалектики. Метод И. Канта и К. Маркса. Восхождение от абстрактного к конкретному как метод построения системы научного знания. Основные принципы этого метода.

Философские воззрения Ф. Энгельса. Единство и расхождение взглядов К. Маркса и Ф. Энгельса как историко-философская проблема.

Энгельс как историк философии. Основной вопрос философии по Энгельсу. Разделение философских учений в истории европейской мысли на «материалистические» и «идеалистические». Проблема обоснованности такого разделения. Оценка философии Канта, Гегеля, Фейербаха. Критика социально-философских воззрений Е. Дюринга. Структура работы «Анти-Дюринг» и ее роль в последующей интерпретации марксизма.

Философия природы Энгельса как продолжение натурфилософии Шеллинга и Гегеля на материалистических основаниях. Понятия материи и движения. Виды и формы движения материи. Энгельсовское определение жизни. Трудовая теория происхождения человека и языка. Происхождение социальных институтов по Энгельсу.

Марксизм как философия и идеология: оценки и полемика. Современные версии философии марксизма. Оценки и критика марксистской философии с различных философских и идеологических позиций. Обоснованность и основательность критики. Материалистическое понимание истории и другие концепции истории: сравнительный анализ. Проблема «аутентичного» прочтения К. Маркса.

Заключение

Влияние «немецкой классической философии» на дальнейшее развитие европейской мысли. Оценки роли и значения философских систем Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля. Историко-философские исследования и анализ этих концепций в философии XIX – XX веков.