Раздел IV.
НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
II. Содержание курса
Разделы курса, темы, их краткое содержание
Темы лабораторных, семинарских занятий и коллоквиумов (если предусмотрены)
Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
Примерная тематика рефератов, курсовых работ (если предусмотрены)
Примерный перечень вопросов к экзамену (зачету)
ПРОГРАММА
Общая характеристика немецкой классической философии
Общая концепция истории западно-европейской философии. Определение «классического» и «неклассического» периода в истории философии. Периодизация истории философии. Немецкая философия на рубеже XVIII – XIX веков как часть классической философии Нового Времени. Преемственность философской проблематики: отражение и переработка философии античности, средневековья, Возрождения, Нового Времени. Связь немецкой классической философии с немецким просвещением: философская, религиозная, моральная, эстетическая проблематика. Лейбницианство как важнейший источник немецкой классической философии.
Хронологические рамки. Социально - политическая и духовная ситуация времени. Задачи социально-политических преобразований и национального объединения. Влияние Великой Французской Революции. Свобода как основная проблема метафизики.
Роль эстетическо-философской системы образования в формировании философской элиты. Влияние немецкого языка на содержание философских систем.
Синтез и снятие различий предшествующих философских традиций. Формулировка, трансформация и эволюция трансцендентальной позиции от Канта к Гегелю. «Теологическая» и атеистическая интерпретации немецкой классической философии. Тенденция к построению завершенных философских систем. Принципы развития и историзма. Эволюция понимания диалектики. Теоретическое обоснование исторического взгляда на культуру.
Философия И. Канта (1724–1804)
Космологические, метафизические и антропологические идеи И. Канта в работах раннего периода. Натурфилософские воззрения И. Канта. Космогония. Вселенная как система систем. Понятие системы. Проблема метода научного познания. Специфика метода метафизики в отличие от методов естествознания и математики. Необходимые и достаточные условия для построения истории вселенной. Несводимость органической природы к механическому движению. Гипотеза распространения разумной жизни во вселенной.
Проблема существования в работе И. Канта «Единственно возможное основание для доказательства бытия бога». Соотношение возможности и действительности. Анализ доказательств бытия бога и их классификация по возможным основаниям. Философия как наука о «первых принципах» познания.
Фиксация антропологической проблематики в ранних работах И. Канта. Проблема человека: нравственный, эстетический и религиозный аспекты.
«Докритический» и «критический» периоды в творчестве И. Канта как историко-философская проблема. Возможность и условность такого разделения.
Философия И. Канта «критического» периода. Понятие критической философии. Общая задача критики разума. Разум как целостная система. Основные способности и формы деятельности разума. Системообразующие философские вопросы: «что я могу знать?», «что я должен делать?», «на что я могу надеяться?», «что такое человек?». Принципы и основные сферы деятельности разума.
«Критика чистого разума». Духовная ситуация в Европе времени написания «Критики чистого разума». Кризис западной философии: скептицизм Дж. Беркли и Д. Юма. Влияние идей Ж.-Ж. Руссо на формирование философской позиции И. Канта.
Общая задача «Критики чистого разума» и ее конкретизация в «главном трансцендентальном вопросе». Смысл и значение этого вопроса. Формулировка трансцендентальной позиции как способ ответа на этот вопрос.
Структура «Критики чистого разума»: чувственное созерцание, рассудок и разум: относительная автономность и единство в процессе познания. Стиль и язык работы.
Трансцендентальная эстетика: природа чувственного созерцания. Разделение знания на «материю» и «форму». Кантовское понимание априорности. Ощущение как содержание наглядных представлений. Различение метафизического и трансцендентального толкования понятий. Метафизический смысл пространства и времени: априорные формы чувственности. Трансцендентальный смысл пространства и времени: необходимое условия возможности опыта. Различение пространства и времени в трансцендентальном смысле. Место чувственности в процессе познания.
Ответ Канта на вопрос «как возможна чистая математика?». Основания для истолкования кантовской позиции как «агностицизма» и «субъективизма». Корректность такого рода истолкования.
Трансцендентальная аналитика: учение об условиях возможности суждения. Классификация логики. Трансцендентальная логика и ее отличие от общей логики применения рассудка. Понятие рассудка и его отличие от способности суждения. Характер и принципы деятельности рассудка: трансцендентальное и эмпирическое применение рассудка. Определение суждения. Классификация суждений по функциям. Априорные формы рассудочной деятельности, их значение и роль в процессе познания. Основоположения рассудочной деятельности. Первоначально-синтетическое единство апперцепции как высший принцип всех основоположений рассудочной деятельности. Трансцендентальное единство апперцепции: проблемы определения и интерпретации. Классификация основоположений. Критика идеализма Беркли и Декарта. Данность предмета познания и проблема объективности знания. Два смысла понятия «объективности» по Канту. Разделение мира на «феноменальную» и «ноуменальную» сферы. Проблема единства чувственности и рассудка.
Трансцендентальная диалектика. Диалектика и трансцендентальная диалектика. Место разума в познавательном процессе. Идеи чистого разума, их роль в познании. Умозаключения и их виды по Канту. Основные вопросы метафизики. Деление метафизики. Учение о паралогизмах чистого разума. Космологические идеи и антиномичность разума. Математические и динамические антиномии и их разрешение. Идеал чистого разума. Невозможность доказательства бытия бога. Границы познания. Причины по которым разум с неизбежностью впадает в паралогизмы, антиномии и идеалы. Проблема возможности метафизики как науки. Диалектический метод в философии Канта.
Границы теоретического познания. Дисциплина разума и проблема методов философии и науки. Приоритет практического разума, переход к анализу практического разума.
Архитектоника чистого разума. План философской системы. Историко-философское основание построения чистого разума.
«Критика практического разума». Понятие практического разума. Место практического разума в системе разума. Воля как способность желания. Законодательство практического разума: максимы и императивы. Легальные и моральные поступки. Понятие долга. Что я должен делать? Проблема категорического императива. Позитивное и негативное понимание свободы.
Антиномия практического разума и ее разрешение. Моральность человека как основа его религиозности. Вера как стремление к добродетельной жизни. Соотношение веры и знания. «Заданность» объекта практической деятельности разума и проблема существования «ноуменальной» сферы.
«Критика способности суждения». Эстетические споры восьмидесятых-девяностых годов XVIII века. Понимание природы эстетического до Канта. Чувство удовольствия и неудовольствия в структуре способностей души. Понятие рефлектирующей деятельности рассудка и ее основания. Место способности суждения в системе сознания. Трансцендентальная и эстетическая способность суждения. Рефлектирующая и определяющая способность суждения.
Аналитика и диалектика эстетической способности суждения. Аналитика прекрасного. Аналитика возвышенного. Природа искусства по Канту. Понятие гения и определение произведения искусства. Антиномия суждений вкуса и ее разрешение. Определение вкуса. Соотношение рационального и иррационального в эстетике. Сторонники и критики эстетической теории Канта. Обвинения в «формализме» и их обоснованность.
Аналитика и диалектика телеологической способности суждения. Аналитика телеологической способности суждения. Рефлектирующая и определяющая телеологическая способность суждения. Субъективная и объективная целесообразность природы. Материальная и формальная целесообразность природы. Метафизические концепции об объективной целесообразности природы. Их классификация и анализ. Субъективная целесообразность природы как основание эмпирического естествознания.
Диалектика телеологической способности суждения. Антиномия телеологической способности суждения. Человек, подчиненный моральному закону как цель природы. Моральное «доказательство» бытия бога и проблема его интерпретаций. представление о конечной цели природы и существования. «Априорное царство целей» как принцип нравственного закона.
Место рефлектирующей способности суждения в системе разума. Изменение характера познавательной и практической деятельности разума с присоединением к ним рефлексивного суждения. Единство всех видов деятельности разума. Решение проблемы противоположности естественной необходимости и свободы, сущего и должного, теоретической и практической деятельности разума.
План построения метафизики как науки. Метафизика природы как методологическое основание наук о природе. Метафизика нравов - система практической философии. Учение о праве и государстве. Философия истории Канта.
Прагматическая антропология – завершение философской системы. Природа и характер человека и человеческого рода. Культура как бесконечное приближение человечества к своему высшему назначению. Проблема целостности и завершенности системы философии И. Канта. Метод И. Канта.
Кант и кантианцы. Популярность философии Канта. Отношение современников к философии Канта. Первые сторонники и противники Канта. «Основная ошибка» кантовской философии: проблема «вещи самой по себе». Апологетика кантовской философии и ее критика у К. Рейнгольда, И. С. Бека, Ф. Г. Якоби, Г.Э. Шульце - Энезидема, С. Маймона. Трансформация философских доктрин и интерпретаций Канта от критического реализма до субъективизма. Оценки кантовской философии, ставшие штампами.
Наукоучение И.Г. Фихте (1762–1814)
Основоположения теоретического «наукоучения». Отношение Фихте к философии И. Канта. Динамика и статика сознания. Понимание сознания как деятельности. Новейшая философия – философия свободы. Трансформация трансцендентальной позиции. Отказ от «вещи самой по себе» и «априорных форм».
Понятие «наукоучения». Обоснованность этого понятия. Диалектика Я и не-Я. Антитетический характер диалектики. Внутренние трудности и противоречия, связанные с попыткой толкования этой диалектики. Основоположения наукоучения. Дедукция категорий. Проблема развития человеческого мышления, его категориально-логического аппарата. Понятие действительности в философии Фихте. Диалектика Фихте и проблема априорности философских категорий.
Практическое «наукоучение». Революционно-демократические идеи Фихте, выраженные в его концепции свободы, понимании назначения человека и ученого. Становление и развитие самосознания. Свобода Я и свобода других людей. Государство как условие реализации неотъемлемых прав и свободы человека. Философия истории: выделение исторических эпох во всемирном историческом процессе и критерии их различения. Конкретно-историческое понимание свободы. «Замкнутое торговое государство» – социально-политический проект. Условия для целостного свободного развития человека и общества. Связь социально-политических идей Фихте с особенностями немецкой истории того периода.
Философия «абсолютного тождества» Ф.В.Й. Шеллинга (1775–1854)
Общая характеристика эволюции философских взглядов Ф.В.Й. Шеллинга. Этапы формирования философских учений Шеллинга и целостность его философской системы. Философия «абсолютного тождества» как синтез фихтеанства и спинозизма. Влияние романтиков на формирование философской доктрины «абсолютного тождества». Эволюция трансцендентальной позиции от Фихте к Шеллингу. Диалектика шеллинговского «конструирования». Система и метод. Понимание природы философии по Шеллингу. Телеологичность системы «абсолютного тождества».
Натурфилософия Шеллинга. Натурфилософия: определение, предмет и способ рассмотрения. Абсолют как изначальное тождество противоположностей. Природа как явленность абсолюта через раздвоение. Природа как идеальное. Противоречие как источник развития. Продуцирующая и антипродуцирующая тенденции. Продукт как тожество продукта и продуктивности. «Конструирование» материального из идеального. Соотношение механизма и организма. Мир как самоорганизующаяся система. Проблема пространства и времени в натурфилософии Шеллинга. Бессознательное действие интеллигенции в природе и становление сознательного субъекта. Проблема «конструирования» идеального.
Принципы философского рассмотрения природы и их отличие от естественнонаучных. Научное и историко-философское значение натурфилософии Шеллинга.
«Система трансцендентального идеализма», ее связь с натурфилософией, главные принципы и структура работы. Эстетическое чувство как органон философии. Исходный принцип истории самосознания. Я как изначальное тождество субъекта и объекта.
Теоретическая философия: основные «эпохи» истории самосознания. Познание как бессознательное творчество субъектом природы. Акт воли как итог теоретической философии и переход к практической философии.
Практическая философия. Проблема свободной сознательной деятельности человека. Необходимость исторического процесса и свобода.
Телеология: проблема единства общества и природы.
Искусство как единство сознательного и бессознательного, природы и общества, свободы и необходимости. Произведение искусства как явленность этого тождества. Учение о природе гениальности.
Шеллинг и романтики. Биографические сведения о взаимоотношениях Шеллинга и «Йенского кружка» романтиков. Каролина. Проблема взаимовлияния шеллингианства и романтизма. Принципы романтизма: бессистемность, универсализм, одухотворение («романтизирование») мира. Установка Шеллинга на системосозидательство и трансформация идей романтизма в лекциях по «Философии искусства». Философия искусства Шеллинга как синтез эстетики Канта и романтиков.
Природа мифа по Шеллингу. Критика предшествующих концепций мифа и попытка целостного подхода к феномену мифологии.
Трансформация религиозных воззрений Шеллинга под влиянием романтиков от протестантизма к католицизму. Принцип «абсолютного тождества» и проблема «завершенности» системы. Природа религии. «Философия откровения» и ее оценка современниками.
Философия «Абсолютного идеализма» Г.В.Ф. Гегеля (1770–1831)
Общая характеристика системы философии Гегеля. Основные периоды творчества Гегеля (Бернский, Франкфуртский, Йенский, Нюрнбергский, Берлинский). Структура философской системы и основные работы.
Формирование Гегеля как философа. Влияние Фихте и Шеллинга на формирование мировоззренческих и философских установок Гегеля. Трансформация в понимании диалектики: от способа «конструирования» у Шеллинга к способу бытия самой мысли.
Формулировка принципа тождества бытия и мышления как исходного принципа системы. Гегелевское понимание природы философии как науки. Отличие философии от религии. Формирование спекулятивного метода. Противопоставление диалектики и метафизики. Ограниченность предшествующего философского знания. Особая природа истины как системы.
«Феноменология духа» — эмбрион гегелевской философии. Понимание философии ее задач и метода. Обоснование принципа тождества бытия и мышления. Понятие духа. Формы явления духа: сознание, самосознание, абсолютный субъект. Единство исторического и логического. Историческое саморазвертывание духа как становление и развитие самосознания человека. Проблема отчуждения и его снятие. Социально-политическая проблематика как ядро гегелевской философии. Диалектика «рабского» и «господского», «несчастного» и «удовлетворенного», «низкого» и «благородного», «разорванного» и «цельного» сознания как выражение социальных противоречий.
«Энциклопедия философских наук». План «Энциклопедии философских наук», основные принципы и способ построения. Гегелевское понимание развития. Противоречие между «в себе» и «для себя» как главный источник саморазвития мышления.
«Энциклопедия философских наук». «Наука логики» — учение об «идее-в-себе». «Учение о бытии» как «рефлексия-в-себя». Основные категории: становление, качество, количество, мера. «Учение о сущности» как «рефлексия-в-другое». Основные категории: тождество, различие, основание, существование, форма и содержание, сущность и явление, отношение, действительность, субстанциональность, причина и следствие, взаимодействие, необходимость, случайность, свобода. «Учение о понятии» как «меры взаимодействия». Диалектика единичного, особенного, всеобщего. Основные категории: понятие (единичное, особенное, всеобщее), суждение (виды суждений), умозаключение (виды умозаключений), объект, абсолютная идея. Гегелевское понимание конкретности понятия. Диалектика абстрактного и конкретного, логического и исторического, теоретического и практического. Понимание развития. Необходимость перехода к натурфилософии.
«Энциклопедия философских наук». «Философия природы» – учение о «идее в ее инобытии». Принципы гегелевской философии природы. Философское понимание природы как единства теоретического и практического отношения к ней. Отличие от естественнонаучного понимания природы. Отрицание развития природы, принцип «развертывания» во всеобщей индивидуальности. Телеологичность природы. Проблема времени и движения в гегелевской философии природы. Поступательность и скачкообразность движения в природе. Свободное творчество духа в природе и необходимость достижения целей.
Философское понимание природы в отличие от естественнонаучного. Научное и философское значение гегелевской натурфилософии, ее оценки современниками — естествоиспытателями.
«Энциклопедия философских наук». «Философия духа» – учение о «идее в себе и для себя». Философия духа: субъективный дух, объективный дух и абсолютный дух.
Субъективный дух: антропология, феноменология, психология духа – проблемы развития индивидуального сознания.
Объективный дух: право, мораль, нравственность – историческое развитие человечества. Семья, гражданское общество, государство. «Философия права» Гегеля. Предмет и задачи философии права. Тезис «Все действительное разумно, все разумное действительно» и его интерпретации. Государство как воплощение «нравственного принципа». Различение «воли всех» и «всеобщей воли». Проблема свободы. Сущность философского понимания истории. Ступени исторического прогресса, исторические народы. Проблема метода исторического познания. Необходимость исторического процесса и сознательная деятельность людей.
Абсолютный дух: искусство, религия, философия как разные способы постижения абсолюта. Абсолютная истина. Философия в ее историческом бытии. Единство философского знания, философия как история философии. Проблема «вечной» природы истины и ее временного проявления. Проблема значимости национальных и исторических особенностей в истории философии. История философии как философская система. Принципы анализа отдельных философских школ и направлений.
Метод построения философской системы и проблема «завершенности» развития философии и познания.
Разложение гегелевской школы
Социально-политическая и духовная ситуация в Европе 30-х – 40-х гг. XIX века. Экономическое положение европейских стран. Становление крупного промышленного производства. Политическая и экономическая отсталость германских территорий.
В интеллектуальной сфере: роль религии в общественно-политической жизни Германии. Политическая борьба и борьба за религиозную эмансипацию. Отказ от достижимости абсолютно истинного знания, отказ от универсального системосозидательства. Начало неклассической эпохи философствования.
Оценки, интерпретации и критический анализ философии Гегеля его современниками. Выявление противоречия метода и системы. Широкое распространение гегелевской философии в Германии в 30-е – 40-е годы XIX века. Раскол гегельянцев на «правых» (старогегельянцев), «центр» и «левых» (младогегельянцев – А. Руге, Б. Бауэр, Э. Бауэр, Д. Штраус, М. Штирнер, Л. Фейербах, К. Маркс).
Критика гегелевской философии в рядах «младогегельянства». «Старогегельянство» и «младогегельянство» в Германии 30-х гг. XIX века. Трансформация мысли от идеализма к материализму. Роль религии в общественно-политической жизни германских территорий. От либеральной «теологии» протестантизма до атеизма.
Сущность религии по Д. Ф. Штраусу: несознательное мифотворчество народов. Природа религии по Б. Бауэру: сознательное мифотворчество отдельных представителей народа, объективирующих самосознание нации. Сущность религии по Л. Фейербаху: отчужденная родовая сущность человека. Радикальный эгоизм М. Штирнера. Критика гегелевской философии как теологии. Связь между критикой религии и критикой политики в Германии.
Философия Л.А. Фейербаха (1804–1872)
Эволюция Фейербаха от гегельянства к антропологическому материализму. Роль в этом процессе историко-философских исследований.
Исток интереса к истории – принцип историчности, обоснованный в философии Гегеля. Общий всплеск интереса к истории. Усиление исторической науки и, как следствие, появление многих работ по истории философии. (К. Фишер, Э. Целлер и т.д.)
Историко-философские работы Л. Фейербаха. Понимание природы историко-философского процесса. Концептуальное построение истории философии как истории проблем. Попытка построения «объективной» истории философии. Характеристика и анализ Л. Фейербахом истории философии Нового Времени. Исследование Л. Фейербахом творчества П. Бейля.
Формулировка Фейербахом материалистической позиции.Значение критики религии в становлении материализма. Рассмотрение психологических, логико-лингвистических корней религии. Основные «силовые линии» критики гегелевской философии Л. Фейербахом: теологичность, абстрактность, игнорирование «реальных» проблем.
Основные принципы философии будущего. Человек, природа, общество. Антропологический принцип. Понимание общества и истории.
Декларация материализма. Материализм как основа гуманизма. Сущность человека по Фейербаху. Религия любви и человеческих отношений – религия будущего. Философия будущего как подлинный натурализм, гуманизм, коммунизм.
Место религии в человеческих отношениях и в историческом процессе. Сущность религии по Л. Фейербаху. Истинная и неистинная сущности религии. Отчуждение родовой сущности человека как исторически обусловленный процесс.
Проблема метода в философии Л. Фейербаха. Проблемы интерпретации и понимания философии Л. Фейербаха.
Философия К. Маркса (1818–1883) и Ф. Энгельса (1820–1895)
Социальные, философские, научные предпосылки формирования и развития воззрений К. Маркса и Ф. Энгельса.
Первые работы К. Маркса и Ф. Энгельса. Проблемы политической и человеческой эмансипации. Определение исторической роли пролетариата.
Работа К. Маркса «Экономико-философские рукописи 1844 г.». Маркс о роли труда в жизни общества. Проблема частной собственности и отчуждения труда. Понятие отчуждения, виды отчуждения и их взаимосвязь. Условия снятия отчуждения. Различия в понимании отчуждения у Гегеля и у Маркса. Понимание коммунизма как «положительного преодоления частной собственности». Критика «грубых форм» коммунизма.
Разработка материалистического понимания общества и истории в совместной работе К. Маркса и Ф. Энгельса «Немецкая идеология». Сущность материалистического понимания общества и истории: философский и социологический аспекты.
Вклад Маркса и Энгельса в научную разработку проблем общественного развития.
Предпосылки нового понимания общества и истории. Понятие производства как образа жизни человека и общества. Исторические формы производства: способ производства и его развитие диалектике производительных сил и производственных отношений. Понятие социальной революции. Понимание истории как естественно-исторического процесса смены общественно-экономических формаций. Разделение труда и анализ форм собственности. Классы и государство. Соотношение общественного бытия и общественного сознания. Критика немецких идеологов. Понятие идеологии. Роль человека в историческом процессе: проблема стихийности и сознательной деятельности людей.
Материалистическое понимание общества и истории как метод исторического, социально-политического, политэкономического анализа. Теоретическое осмысление опыта буржуазно-демократических революций и Парижской коммуны: «Манифест коммунистической партии».
Диалектика «Капитала» К. Маркса. Причины пристального интереса Маркса к анализу капиталистического способа производства. Анализ понятия товар в «Капитале» К. Маркса. Двойственная природа товара (потребительная и меновая стоимости) и двойственный характер труда ( конкретный и абстрактный труд). Природа денег. Превращение денег в капитал, всеобщая формула капитала. Прибавочная стоимость и причины ее возникновения. Рабочая сила как уникальный товар. Причина и корень эксплуатации человека человеком и историческая тенденция капиталистического накопления.
Метод «Капитала». «Наука логики» Гегеля – «ключ» к пониманию «Капитала» Маркса. Диалектика «Капитала» как метод восхождения от абстрактного к конкретному. Выработка диалектического метода. Единство и противоположность гегелевской и марксисткой диалектики. Метод И. Канта и К. Маркса. Восхождение от абстрактного к конкретному как метод построения системы научного знания. Основные принципы этого метода.
Философские воззрения Ф. Энгельса. Единство и расхождение взглядов К. Маркса и Ф. Энгельса как историко-философская проблема.
Энгельс как историк философии. Основной вопрос философии по Энгельсу. Разделение философских учений в истории европейской мысли на «материалистические» и «идеалистические». Проблема обоснованности такого разделения. Оценка философии Канта, Гегеля, Фейербаха. Критика социально-философских воззрений Е. Дюринга. Структура работы «Анти-Дюринг» и ее роль в последующей интерпретации марксизма.
Философия природы Энгельса как продолжение натурфилософии Шеллинга и Гегеля на материалистических основаниях. Понятия материи и движения. Виды и формы движения материи. Энгельсовское определение жизни. Трудовая теория происхождения человека и языка. Происхождение социальных институтов по Энгельсу.
Марксизм как философия и идеология: оценки и полемика. Современные версии философии марксизма. Оценки и критика марксистской философии с различных философских и идеологических позиций. Обоснованность и основательность критики. Материалистическое понимание истории и другие концепции истории: сравнительный анализ. Проблема «аутентичного» прочтения К. Маркса.
Заключение
Влияние «немецкой классической философии» на дальнейшее развитие европейской мысли. Оценки роли и значения философских систем Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля. Историко-философские исследования и анализ этих концепций в философии XIX – XX веков.
- История зарубежной философии
- Программа дисциплины (Стандарт пд.Опд) Екатеринбург
- I. Введение
- Раздел I. Философия древнего мира
- Литература
- Философские школы Древнего Китая
- Мировоззрение древних обществ Ближнего Востока
- Раннегреческая философия в ионийских полисах
- Раннегреческая философия в италийских полисах
- Учение Эпикура (341 – 270 гг. До н. Э.) и его римского последователя Лукреция
- Философия стоиков
- Античный скептицизм
- Религиозно-мистическая философия в эпоху Римской империи
- Литература Источники
- Учебные пособия
- Тема 3. Учение буддизма в «Дхаммападе»
- Литература
- Тема 4. Традиционные идеи древнекитайской философии в трактате «Сицы Чжуань»
- Литература
- Тема 5. Последователи Конфуция: Мэн-цзы
- Литература
- Тема 6. Чжуан-цзы и даосизм
- Литература
- Тема 7. Ранняя греческая космогония и антропология
- Литература
- Тема 8. Воззрения Гераклита Эфесского
- Литература
- Тема 9. Апории Зенона Элейского
- Литература
- Тема 10. Развитие идей орфической антропологии в философии пифагорейцев и Эмпедокла
- Литература
- Тема 11. Представления о человеке в натурфилософии Анаксагора и в Гиппократовской школе
- Литература
- Тема 12. Философские аспекты атомистики Демокрита
- Литература
- Тема 13. Взгляды софистов по диалогам Платона «Протагор» и «Горгий»
- Литература
- Тема 14. Учение Сократа в свидетельствах Ксенофонта
- Литература
- Тема 15. Основатели учения киников – Антисфен и Диоген
- Литература
- Тема 16. Понятия «прекрасное» и «идея» в диалоге Платона
- Литература
- Литература
- Тема 21. Разработка философии атомистического материализма в поэме Лукреция «о природе вещей»
- Литература
- Литература
- Тема 22. Этика Средней Стои по трактату Цицерона «Об обязанностях»
- Литература
- Тема 23. Учение Плотина по трактату «о трех первых началах»
- Литература
- Темы рефератов, докладов, курсовых и дипломных работ
- III. Распределение часов курса по темам и видам работ
- IV. Форма итогового контроля - экзамен
- 1 Семестр
- 2 Семестр
- V. Учебно-методическое обеспечение курса
- Раздел II.
- Александрийская богословская (катихизаторская) школа
- Философия Аврелия Августина
- Сущность, возникновение и периоды развития схоластики. Мыслители каролингской эпохи
- Философия Иоанна Скотта Эриугены
- Философия Ансельма Кентерберийского (д’Аоста)
- Реализм и номинализм в средневековой философии. Концептуализм Абеляра
- Философия Шартрской и Сен–Викторской школ
- Мусульманская средневековая философия
- Развитие философии в XIII столетии
- Альберт Великий и Фома Аквинский (1221-1274)
- Францисканская оппозиция томизму: Иоанн Дунс Скотт (1266-1308), Петр Ауреолий и Вильям Оккам (1280-1349)
- Развитие философии в Византии
- Литература Источники
- Учебные пособия
- Планы семинарских занятий
- Тема 1. Философия в «Corpus Areopagiticum»
- Литература
- Тема 2. Философия Бл. Августина.
- Тема 3. Философия Ансельма Кентерберийского.
- 1 Занятие: «Монологион».
- 2 Занятие: «Прослогион».
- Тема 4. Философия Пьера Абеляра.
- 1 Занятие: «Теология «высшего блага»».
- 2 Занятие: «Этика или познай самого себя».
- Тема 5. Ибн-Рушд: «Опровержение опровержения».
- Тема 6. Византийский исихазм.
- Темы рефератов, докладов, курсовых и дипломных работ
- III. Распределение часов курса по темам и видам работ
- IV. Форма итогового контроля - экзамен
- V. Учебно-методическое обеспечение курса
- Раздел III.
- Тема 3. Расцвет гуманизма
- Тема 4. Реформация и ее влияние на философию
- Тема 5. Общая характеристика философии хvii в.
- Тема 6. Философия ф. Бэкона (1561–1622)
- Тема 7. Философия р. Декарта (1596–1656)
- Тема 8. Философия т. Гоббса (1588–1675)
- Тема 9. Философия б. Паскаля (1623–1662)
- Тема 10. Философия б. Спинозы (1632–1677)
- Тема 11. Философское учение Дж. Локка (1632–1704)
- Тема 12. Философия г. В. Лейбница (1646–1716)
- Тема 13. Философия Дж. Беркли (1685–1753)
- Тема 14. Философия д. Юма (1711–1776)
- Тема 15. Философия эпохи Просвещения
- Тема 16. Философия английского Просвещения
- Тема 17. Философия французского Просвещения
- Тема 18. Философия немецкого Просвещения
- Тема 19. Философские и эстетические взгляды немецких романтиков
- Литература по курсу лекций Источники
- Учебные пособия
- Планы семинарских занятий
- Тема 1. Н. Кузанский «Об ученом незнании»
- Тема 2. Н. Макиавелли «Государь»
- Тема 3. М. Монтень «Опыты»
- Тема 4. Дж. Бруно «о причине, начале и едином»
- Тема 5. Ф. Бэкон «Новый Органон»
- Тема 6. Т. Гоббс «Левиафан»
- Тема 7. Р. Декарт «Рассуждение о методе»
- Тема 8. Р. Декарт «Страсти души»
- Тема 9. Б. Паскаль «Мысли»
- Тема 10. Б. Спиноза «Этика»
- Тема 11. Дж. Локк «Опыт о человеческом разумении»
- Тема 12. Г. В. Лейбниц «Монадология»
- Тема 13. Г. В. Лейбниц «Новые опыты о человеческом разуме»
- Тема 14. Дж. Беркли «Трактат о принципах человеческого знания»
- Тема 15. Д. Юм «Трактат о человеческой природе»
- Тема 16. Ш.-л. Монтескье «о духе законов»
- Тема 17. Ф. М. Вольтер «Философские письма»
- Тема 18. Ж.-о. Ламетри «Человекмашина»
- Тема 19. П. А. Гольбах «Система природы»
- Тема 20. К. А. Гельвеций «о человеке»
- Тема 21. Ж.-ж. Руссо «Общественный договор»
- Тема 22. И. Г. Гердер «Идеи к философии истории человечества»
- Тема 23. И. В. Гете «Природа»
- Темы рефератов, докладов, курсовых и дипломных работ
- III. Распределение часов курса по темам и видам работ
- IV. Форма итогового контроля - зачет/экзамен
- V. Учебно-методическое обеспечение курса
- Раздел IV.
- Литература Источники
- Учебные пособия
- Тема 1. И. Кант «Всеобщая естественная история и теория неба»
- Тема 2.Кант и. «Единственно возможное основание для доказательства бытия Бога»
- Тема 3. Кант и. «Критика чистого разума». Введение
- Тема 4. Кант и. «Критика чистого разума». Трансцендентальная эстетика
- Тема 5. Кант и. «Критика чистого разума». Трансцендентальная аналитика. Аналитика понятий
- Тема 6. Кант и. «Критика чистого разума». Трансцендентальная аналитика. Аналитика понятий
- Тема 7. Кант и. «Критика чистого разума». Трансцендентальная аналитика. Аналитика основоположений
- Тема 8. Кант и. «Критика чистого разума». Трансцендентальная диалектика
- Тема 9. Кант и. «Критика чистого разума». Трансцендентальная диалектика
- Тема 10. Кант и. «Критика чистого разума». Трансцендентальная диалектика
- Тема 11. Кант и. «Критика чистого разума». Трансцендентальная диалектика
- Тема 12. Кант и. «Пролегомены ко всякой будущей метафизике»
- Тема 13. Кант и. «Критика практического разума». Введение
- Тема 14. Кант и. «Критика практического разума». Аналитика практического разума
- Тема 15. Кант и. «Критика практического разума». Диалектика практического разума
- Тема 16. И. Г. Фихте «Ясное как солнце сообщение для широкой публики о сущности новейшей философии»
- Тема 17. Фихте и. Г. «Основы общего наукоучения». Теоретическое наукоучение
- Тема 18. Фихте и. Г. «Замкнутое торговое государство»
- Тема 19. Шеллинг ф. В. Й. «Введение к наброску системы натурфилософии»
- Тема 21. Шеллинг ф. В. Й. «Система трансцендентального идеализма». Теоретическая философия
- Тема 22. Шеллинг ф. В. Й. «Система трансцендентального идеализма». Практическая философия и философия искусства
- Тема 23. Гегель г. В. Ф. «Энциклопедия философских наук». Введение
- Тема 24. Гегель г. В. Ф. «Энциклопедия философских наук». Наука логики. Учение о бытии
- Тема 25. Гегель г.В.Ф. «Энциклопедия философских наук». Наука Логики.
- Тема 26. Гегель г. В. Ф. «Энциклопедия философских наук». Наука логики. Учение о понятии
- Тема 27. Гегель г. В. Ф. «Энциклопедия философских наук». Философия природы
- Тема 28. Гегель г. В. Ф. «энциклопедия философских наук». Философия духа. Субъективный дух
- Тема 29. Гегель г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Философия духа. Объективный дух
- Тема 30. Гегель г. В. Ф. «Энциклопедия философских наук». Философия духа. Абсолютный дух
- Тема 31. Левое гегельянство: полемика 30-х — 40-х годов
- Тема 32. Фейербах л. «Основные положения философии будущего»
- Тема 33. Маркс к. «Экономическо-философские рукописи 1844г.»
- Тема 34. Маркс к., Энгельс ф. «Немецкая идеология»
- Тема 35. Маркс к. «Капитал»
- Тема 36. Энгельс ф. «Диалектика природы», «Анти-Дюринг»
- Тема 37. Энгельс ф. « Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии»
- Темы рефератов, докладов, курсовых и дипломных работ
- III. Распределение часов курса по темам и видам работ
- IV. Форма итогового контроля - экзамен
- V. Учебно-методическое обеспечение курса
- Раздел V.
- Тема 3. Махизм – вторая форма позитивизма.
- Тема 4. Немецкая «философия жизни».
- Тема 5. Интуитивизм а. Бергсона (1859-1941): французский вариант «философии жизни».
- Тема 6. Возникновение и развитие прагматизма (ч.С. Пирс, у. Джемс, Дж.Дьюи).
- Тема 7. Феноменология.
- Тема 8. Основные направления западной философии в период между войнами и после второй мировой войны.
- Тема 9. Классический психоанализ и неофрейдизм.
- Тема 10. Философия современного позитивизма.
- Тема 11. Экзистенциализм в Германии: м.Хайдеггер и к.Ясперс.
- Тема 12. Экзистенциализм во Франции: ж.-п.Сартр и а.Камю.
- Тема 13. «Философская антропология» в Германии.
- Тема 14. Новейшие течения и проблемы современной западной философии.
- Тема 15. Проблемы методологии исследования современной западной философии: плюрализм и попытки систематизации.
- Литература Источники
- Учебные пособия
- Планы семинарских занятий Тема 1. «Критическая философия после Канта».
- Тема 2. «Немецкая философия жизни».
- Тема 3. «Философия прагматизма».
- Тема 4. «Интуитивизм а. Бергсона».
- Тема 5. «Феноменология э. Гуссерля».
- Источники
- Тема 6. «Философская антропология в Германии».
- Источники
- Тема 7. «Развитие позитивизма. Философия неопозитивизма и постпозитивизма».
- Тема 8. «Экзистенциализм».
- Тема 9. «Философские аспекты психоанализа и неофрейдизма».
- Тема 10. «Философская герменевтика».
- Тема 11. «Новейшие течения и проблемы современной западной философии».
- Темы рефератов, курсовых и дипломных работ
- III. Распределение часов курса по темам и видам работ
- IV. Форма итогового контроля
- V. Учебно-методическое обеспечение курса