10. Философские школы Древней Индии. Основные принципы традиционной медицины востока. Особенности древнеиндийской философии:
-
синтетичность: индийская философия рассматривает любую проблему сразу со всех сторон практическая направленность: философские проблемы рассматривались, прежде всего, в целях самосовершенствования человека; этический подход; освобождение от страданий и подчинения закону кармы высшим благом и главной целью жизни человека и целью философии;
-
пессимизм: все произведения древнеиндийской философии пронизаны чувством неудовлетворенности и беспокойства;
-
древнеиндийская гносеология изучает не внешние, видимые признаки предметов и явлений (это характерно для европейского типа познания), а процессы, происходящие в сознании человека при соприкосновении с миром предметов и явлений.
Инд.ф. сесно связано с мифилогическими текстами – ВЕД, Брахманов. Идеи
-
идея о том, что Огненное жизненное начало (Агни) проводится в сердцевину растения, в семя организма только и исключительно посредством воды – Сомы. Это главный принцип индийской натурфилософии, ее стихийная диалектика, утверждавшая единство и борьбу противоположных начал (огня и воды, Агни и Сомы);
-
тождество Брáхмана и Áтмана. Брáхман – это высшая реальность, абсолютное безличное духовное начало, из которого возникает мир. Атман – это индивидуальное и одновременно универсально-космическое психическое бытие. Атман заключен во всех живых организмах. Это целое и универсальное «Я». Тело же человека является только внешней оболочкой души-Атмана. Это означает отождествление человека, его «Я» со всем необъятным космосом. В этом тоже проявляется диалектика – единство и борьба души и тела, идеального и материального.
-
закон циклического развития – в Ведах бытие и небытие ассоциируются соответственно с выдохом и вдохом Брахмы-Космоса (бога-творца).
-
карма
Типология направлений индийской философии.
В качестве критерия классификации этих школ целесообразно взять их отношение к Ведам как авторитету, источнику философской традиции. Выделяют:
-
Ортодоксальные, учения ведического канона. Они принимают догмат о возможности жизни после смерти, о колесе сансары и об освобождении как высшей цели. Но главное: ортодоксальные школы признают авторитет Вед: веданта и миманса.
-
Неортодоксальные школы отвергают авторитет Вед: буддизм, джайнизм и локаята.
-
Школы, образованные на независимых основаниях, которые хотя и принимают догмат о возможности жизни после смерти, однако отвергают идею божественного творения мира: вайшешика, ньяя, йога, санкхья.
Буддизм – это специфическая религиозно-философская доктрина, оказавшая существенное влияние на развитие мировоззрения людей во всем южно-азиатском регионе. Она возникла как своеобразный синтез брахманистско-ведической традиции и древнеиндийской атомистики с четко выраженной этической направленностью. Такой подход берет начало у основоположника буддизма – Сиддхарты Гаутамы (563 – 483 до н.э).
Онтология. Все существующее – и материальное, и духовное – представляет собой единый поток – вихрь, который состоит из элементов. Эти элементы мгновенны, а потому и весь мир, состоящий из элементов, нельзя назвать истинно-реальным бытием. Каждый элемент имеет своего носителя – дхарму. Дхарма – это вечная и неизменная единичная субстанция духовного начала мира. Они-то и являются истинно-реальным бытием, миром сущности. А мир явлений, мир конкретных вещей, состоящих из элементов, представляет собой цепь мгновений, вспышек между «выходом» из дхармы и «уходом» в нее.
Буддизм жесткого детерминизма: все вещи и явления причинно обусловлены. В природе нет ничего постоянного и никакой качественной определенности. Есть только непрерывный процесс становления и уничтожения. Þ Не существует ни материальной, ни духовной субстанции – как целого. Нет никакой души, есть только поток сознания. Следовательно, нет и бога – как существа, стоящего над причиной. Þ Уникальность буддизма как религии – в отрицании бога.
Человек -неустойчивая совокупность материального тела, ума и сознания. Душа (Я) обозначает и объединяет эту совокупность. Когда она распадается, то человек перестает существовать. Но смерть не есть полное исчезновение, ибо сама жизнь понимается как цепь бесконечных перерождений, связанных причинной связью. Поэтому любые бедствия и невзгоды трактуются как возмездие за проступки, совершенные в каком-либо из предыдущих перерождений (инкарнаций).
Но главная идея буддизма лежит в сфере этики – это «средний путь» между двумя крайностями: путем удовольствия и путем аскетизма. Предложенный буддизмом «средний путь» – это путь знания, мудрости, разумного самоограничения, созерцания и самосовершенствования, конечной целью которого является Нирвана – высшая благодать. Этот путь был сформулирован Буддой в его проповеди «О четырех благородных истинах»:
-
земная жизнь полна страданий, которые охватывают все ее стороны и этапы;
-
страдания имеют свои причины: жажду наживы, славы, удовольствий, в основе которых лежит само наличие желаний и привязанности к жизни;
-
от страданий можно избавиться;
-
существует путь, освобождающий от страданий, в основе которого отказ от земных желаний, что ведет к просветлению и нирване.
Локаята (чарвака). Основные положения локаяты:
1.Достоверный источник познания – только чувственное восприятие. Все другие источники познания ненадежны и часто вводят в заблуждение.
2. существует только материальный мир, мир вещей – «лока» только он воспринимается чувственно. Мир состоит из – воздух, огонь, вода и земля, воспринимаемых чувственно. Все остальное – это комбинация. Комбинация этих же материальные элементы порождают живое тело, обладающее сознанием. Жизнь и сознание – это производное сочетания 4-х элементов.
3.Ч целиком и полностью состоит из материи. Сознание человека – это качество живого тела и не может существовать вне тела. Когда человек умирает, от него не остается ничего, что могло бы страдать или наслаждаться. Следовательно, существование души человека после смерти бездоказательно.
Локаята отрицала бога, душу, рай и ад, вообще все потустороннее. Локаятики отрицали даже закон кармы как основу нравственной законосообразности существующего мира. Вместо него они предложили идею свабхавы. Свабхава – это индивидуальная природа каждой вещи, определяющая ее строение и судьбу. Локаята призывает к заботе о благополучии настоящего реального существования человека – здесь, на Земле, а не на небе. В понятиях добра и зла локаята видит иллюзию, созданную человеческим воображением. Реальны же только страдания и наслаждения чувственно-материального бытия основной целью и смыслом жизни (разумного) человека должно быть наслаждение в земной жизни гедонизм.
Йога – это философская школа, созданная на независимых от Вед. По существу йога конкретизирует традиционный для индийского мировоззрения путь освобождения через аскетическую практику и самосовершенствование человека.
Йога очень близко примыкает к школе санкхья, по существу у них общая онтология и теория познания (санкхья разработала 25 постулатов, которые йога безоговорочно признает). В решении основного вопроса философии система йога-санкхья выступает с позиций дуализма, признавая наличие двух независимых друг от друга первичных реальностей – души и материи. Соединившись, эти два начала нарушили извечное равновесие и вызвали эволюцию мира. Имеется только одно принципиальное различие между школами йоги и санкхья: йога признает концепцию личного божества – Ишвары, однако этот бог в йоге не является Творцом материального мира, что существенно отличает от западного понимания бога. Йога призывает бога в качестве высшего объекта размышлений в ходе сосредоточения и самопознания. Бог здесь понимается как совершенное существо, вечное и свободное от всех недостатков.
Высшая цель и смысл жизни человека – освобождение. Оно может быть достигнуто лишь на основе непосредственного познания отличия Я от физического мира, включая наше тело и ум. Но это возможно лишь тогда, когда мы сможем подавить и ограничить функции тела, чувств и интеллекта, но вместе с тем обладать сознанием и опытом трансцендентного духа – пýруши. Лишь это убедило бы всех людей, что Я выше чувств, ума и тела, страданий и радостей. Я должно стоять выше всякой физической реальности. Это и есть достижение состояния свободы от всякого страдания и несчастья.
Через систематическую тренировку тела и духа человек может прийти к освобождению.
Основные принципы традиционной медицины востока.
-
Взаимосвязь и взаимообусловленность между явлениями природы.
-
Человеческий организм есть сложная целостная система, каждый из элементов которой функционально связан со всеми остальными. Лечить надо не отдельный орган а весь организм.
-
В организме человека должна постоянно придерживаться целительная гармония, динамическое равновесие двух мировых начал – Инь и Ян.
-
Магистральный путь лечения – через целенаправленные действия врача по стимулированию собственных внутренних сил организма пациента.
-
Принцип уникальной индивидуальности каждого пациента и системности, комплексности лечебных воздействий.
-
Признание психической энергии агентом всеобщей связи – энергетизм и принципиальный динамизм мировоззрения медиков древности.
- 1.Ф. И мировоззрение
- 2. Возникновение философии. Основной вопрос. Направления философской мысли.
- Причины возникновения философии:
- Основной вопрос философии
- 3.Структура и функции философского знания. Специфика философских проблем.
- 4.Взаимодействие философии с другими формами культуры. Наука и философия.
- Философия и медицина
- 5.Античная философия
- 6.Демокрит.Софисты.Сократ.
- 7.Философское учение Платона.
- 8.Философия Аристотеля.
- 9.Философские школы эпохи эллинизма: эпикуреизм, неоплатонизм, стоицизм, скептицизм. Влияние античной философии на медицину и фармацию.
- 10. Философские школы Древней Индии. Основные принципы традиционной медицины востока. Особенности древнеиндийской философии:
- 11.Философские школы Древнего Китая. Основные принципы традиционной медицины востока.
- 12.Теоцентризм средневековой философии. Основные идеи Библейского послания. Специфика средневековой философии и перироды её развития.
- 13) Патристика и её основные представители
- 14) Схоластика и её основные представители.
- 15.Философия Возрождения. Сущность гуманистического подхода к проблеме человека. Влияние философских идей Возрождения на развитие медицины и фармации.
- 16. Зарождение нового естествознания в эпоху Возрождения. Неоплатонизм. Н. Кузанский, д. Бруно, Парацельс.
- 17. Социально-политические теории возрождения. Лютер. Макиавелли. Мор. Компанелла
- 18.Наукоцентризм философии нового времени. Научная революция.
- 19.Проблема метода в философии нового времени. Р.Декарт и ф.Бэкон
- 20.Философские системы Спинозы и Лейбница.
- 21. Философия просвещения и французский материализм 18т века, их влияние на науку,медицину и фармацию.
- 22.Английская эмпирическая философия: Гоббс,Локк,Беркли, Юм.
- 23. И.Кант- родоначальник немецкой классической философии.
- 24. «Наукоучение» г. Фихте и «Система трансцендентального идеализма» ф. Шеллинга
- 25. Философская система г. Гегеля
- 26. Антропологический материализм л. Фейербаха
- 27. Диалектико-материалистическая философия (к. Маркс и ф. Энгельс)
- 28. Философия иррационализма XIX века: а. Шопенгауэр, ф. Ницше, а. Бергсон, о. Шпенглер.
- 29. Феноменология.
- 30. Герменевтика.
- 31. Позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм.
- 32.Экзистенциализм.
- 33. Философия психоанализа, ее влияние на медицину и фармацию.
- 34 . Отличительные особенности русской философии. Русская среднеековая философия. Влияние религии на русскую философию.
- 35.Русское Возрождение, его основные представители
- 36. Русская философия первой половины XIX века. П.Я.Чаадаев, славянофилы и западники.
- 37. Русский космизм (н.Федоров, в.Вернадский, к.Циалковский)
- 38. Религиозно-философские искания л.Н.Толстого и ф.М.Достоевского.
- 39.Русская религиозная философия х1х – начала хх вв.:
- 40. Философские идеи русских врачей и естествоиспытателей.
- 41. Онтология о категории бытыя. Его основные формы и диалектика. Роль в становлении мировоззрения врача и фармацевта.
- 42. Картина мира. Отношение « Человек и мир» как философская проблема. Основные принципы понимания мироздания: космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм
- 43. Материальная субстанция. Современная наука о сложной, системной организации материи. Основные уровни организации живой и неживой природы.
- 44. Понятие движения, его типы и формы. Движение и развитие.
- 45. Пространство и время как формы бытия материи. Биологическое и социальное пространство и время.
- 46. Философская концепция человека как основание наук о человеке. «Природа» и «сущность» человека.
- 47. Проблемы антропогенеза, основные факторы, подходы. Социальное и биологическое в человеке.
- 48. Исторические и социальные аспекты бытия человека. Проблема смысла человеческого существования.
- 49. Биологическое и социальное в человеке. Роль медицины и фармации в формировании научной картины человека.