Критика философской классики и иррационализация философии в творчестве с. Кьеркегора, ф. Ницше.
Датский философ С. Кьеркегор (1813—1855) создал произведения: «Страх и трепет», «Стадии жизненного пути» и др. Он противопоставляет себя рационалистической философской традиции, которая, по его мнению, сосредоточена на общих отвлеченных сущностях, общих понятиях. Рациональное постижение мира философ заменяет понятиями «переживание» или «существование», которые игнорировались классической философией. Новое понимание философии связано с внутренней жизнью человека, его переживаниями, а потому только оно и может быть конкретным, «человеческим» знанием. Сложная, многогранная, противоречивая и динамичная жизнь не поддается усилиям рассудка. С. Кьеркегор фиксирует внимание на изменчивости, неустойчивости, текучести человеческого существования, его обреченности на смерть, страх, сомнения и страдания. К основам человеческого существования, по С. Кьеркегору, можно прикоснуться только в ситуациях критического выбора. Так как именно в моменты выбора или риска, человек встречается со своим «Я». Личностный выбор определяет путь индивидуальной жизни человека. Именно способность к свободному выбору, а значит и принятие ответственности за него, является отличительной чертой человека как свободного существа. В существовании человека С. Кьеркегор выделяет следующие стадии: эстетическую, этическую и религиозную стадии. На эстетической стадии человек стремится испытать все виды наслаждения, от чувственного до интеллектуального, живет в основном чувственными удовольствиями, не задумываясь о смысле существования, На этической стадии — добровольно подчиняется нравственному закону, осознавая различие между добром и злом, становясь личностью; понимает, что в мире господствует необходимость, всеобщий закон, долг, которому он обязан повиноваться. На религиозной стадии, т. е. на религиозном уровне, человек не подчиняется всеобщему закону, а вступает в прямое общение с Богом. Однако истинная вера не является прямым результатом усвоения религиозных догм и церковных предписаний. Она возможна исключительно благодаря свободному и ответственному выбору. Вера является одновременно и высшим наслаждением, и мучением. Влияние Ф. Ницше (1844—1900) в определенной степени присутствует во всех значимых философских концепциях и культурных течениях XX в. Однако в течение всей своей жизни философ не создает ни одной философской школы, так как иронически утверждает, что для его философии тесны рамки всякой школы. Поэтому Ф. Ницше принципиально отказался от систематического изложения своей философии и говорил о том, что всякое начинание начинается с критики. Воспитанный на почве западных традиций, Ф. Ницше заявляет свой критицизм как требование «переоценки всех ценностей», чем ставит под вопрос прежние ценности, идеалы и нормы всей западной культуры, которые выступают для него как ценности упадка, как «ложь тысячелетий», как нигилистические ценности. «Воля к власти» — центральное понятие философии жизни Ф. Ницше. Воля к власти — «самая внутренняя сущность человека»; является основной характеристикой всего, что тянется к жизни. Саму жизнь Ф. Ницше постигает в образе «жизненного потока» благодаря понятию становления, которое выступает как основная черта всего сущего. Становление всегда требует усилия. Это усилие есть неразрывное единство «сохранения и возрастания» жизни. Именно тяга к росту является условием сохранения жизни. Жизнь в философии Ницше не есть живая предпосылка, но и не результат; она есть становление. Именно единство «сохранения и возрастания» как усилие становления задает вектор жизненного потока и составляет основную тягу, основную черту жизни.
- Вопросы к экзамену
- Генезис философии, социально-исторические и культурные предпосылки ее возникновения.
- Понятие мировоззрения, его структура и основные функции.
- Предмет философии и его историческая динамика. Структура философского знания.
- Специфика философской традиции древней Индии, основные школы древнеиндийской философии.
- Особенности философской мысли древнего Китая, основные философские школы древнего Китая.
- Космоцентризм античного философского мышления и проблема первоначал.
- Философские идеи Сократа, Платона, Аристотеля.
- Соотношение разума и веры в философской традиции средних веков.
- Философия и наука: проблема самоопределения философии в новоевропейской культуре.
- Философия и идеология в эпоху Просвещения.
- Немецкая классическая философия и ее роль в развитии европейской философской мысли.
- Критика философской классики и иррационализация философии в творчестве с. Кьеркегора, ф. Ницше.
- Основные черты марксистской философии.
- Основные принципы классической философии.
- Проблемное поле неклассической философии.
- Основные исторические формы позитивистской философии.
- Религиозная философия: неотомизм.
- Философские концепции экзистенциализма.
- Основные идеи феноменологии.
- Философская герменевтика.
- Структурализм и постструктурализм.
- Философия постмодернизма.
- Основные этапы развития философской мысли Беларуси.
- Основные направления и типологические характеристики русской философии.
- Диалектика как философская теория развития, ее основные принципы и законы.
- Онтология как философское учение о бытии. Основные категориальные структуры бытия.
- Природа как объект философского и научного анализа, природа как среда обитания.
- Биосфера, ее структура, закономерности функционирования и развития. Понятие «ноосфера».
- Глобальные проблемы современности и экологические ценности современной цивилизации.
- Основные стратегии осмысления проблемы человека в классической и современной философии.
- Структура сознания. Сознание и самосознание.
- Специфика и основные характеристики познавательного отношения человека к миру.
- Структура и основные характеристики познавательного процесса. Основные формы чувственного и рационального познания.
- Понятие и основные функции науки, научное и вненаучное знание.
- Определение общества, общество как саморазвивающаяся система.
- Социальная структура общества. Типы социальных структур.
- Феномен власти в жизни общества.
- Государство как важнейший компонент политической организации общества.
- Проблема источников и движущих сил социальной динамики.
- Понятие цивилизации. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории.
- Основные типологии цивилизаций.
- Глобализация как предмет социально-философского анализа.
- Культура как предмет философского анализа.
- Религия как форма духовного освоения реальности.
- Мораль как регулятор социального поведения.
- Понятие личности. Свобода личности и ответственность. Личность и общество.