13. Система и метод философии Гегеля
Наиболее полное завершение немецкая классическая философия получила у Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770 – 1831). Он отверг кантовское учение о непознаваемости «вещи в себе». Рисуя картину мира, Гегель полагал, что ни материя, ни сознание человека не могут рассматриваться как первичное, ибо сознание невозможно логически вывести из материи, а последняя также не выводима из человеческого сознания, которое само должно быть понято как результат всего предшествующего развития некоего абсолютного первоначала.
Субстанциональную основу мира, по Гегелю, образует тождество бытия и мышления, т.е. понимание реального мира как проявления идеи, понятия, духа. Это тождество Гегель рассматривал как исторически развивающийся процесс самопознания идеи самой себя. В основе всех явлений природы и общества лежит абсолют, духовное и разумное начало – «абсолютная идея», «мировой разум» или «мировой дух». Это начало активно и деятельно, причём деятельность его состоит в самопознании. Абсолютная идея проходит в своём развитии 3 этапа:
-
Развитие идеи в её собственном лоне, в «стихии чистого мышления». Идея раскрывает своё содержание в системе связанных и переходящих друг в друга логических категорий. Закономерное движение категорий, выражающих содержание абсолютной идеи, представлено в Логике.
-
Развитие идеи в форме «инобытия» как акт отчуждения, отпадения от самой себя, т.е. деградация. Это означает порождение природы. Природа не развивается, а служит лишь внешним проявлением саморазвития логических категорий, составляющих её духовную сущность. Проявлениями абсолютной идеи в природе Гегель считал механику, физику, органику.
-
Переход от чуждой для идеи природы в область развития духа, развитие идеи в мышлении и истории. На этом этапе абсолютная идея как бы пробуждается и находит свое выражение в абсолютном духе и постигает своё содержание в различных видах человеческого сознания и деятельности, в различных формах отношений людей. С достижением этой стадии развитие прекращается.
Философские взгляды Гегеля пронизаны идеей развития. Он считал, что невозможно понять явление, не уяснив всего пути, который оно совершило в своем развитии, что развитие происходит не по замкнутому кругу, а поступательно от низших форм к высшим, что в этом процессе совершается переход количественных изменений в качественные, что источником развития являются противоречия: противоречие движет миром, оно есть «корень всякого движения и жизненности», составляет принцип всякого самодвижения. Тем самым были сформулированы три закона диалектики: 1) закон перехода количественных отношений в качественные; 2) закон направления развития; 3) закон единства и борьбы противоположностей.
Философской системе гегелевского идеализма присущи некоторые особенности. Во-первых, божественная мысль витает не где-то в небесах, она пронизывает весь мир, составляя сущность каждой, даже самой малой вещи. Во-вторых, объективное божественное мышление строго логично. В-третьих, разрабатывая свою систему и показывая, как абсолютная идея порождает своё содержание, а затем и материальный мир – природу и общество, тем самым, представив мир в развитии и раскрыв содержание основных законов диалектики.
В диалектике понятий, в их взаимосвязи, взаимопереходах Гегель выразил, диалектику вещей. Однако он был непоследователен в проведении того или иного диалектического принципа, так как диалектика разрабатывалась в рамках идеалистической системы. Удовлетворяя требованиям своей объективно-идеалистической системы, Гегель вынужден был изменять диалектическому методу. Его метод был направлен на бесконечность познания, а идеалистическая система его ограничивала. Противоречие между методом и системой Гегеля – это противоречие между конечным и бесконечным. Тем не менее, Гегель поднял на новый уровень разработку диалектического метода и осуществлял с его помощью анализ познания, исторического процесса, человеческой деятельности. Общим выводом философии Гегеля является признание разумности мира.
- 1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества
- 2. Сущность мировоззрения и его формы: мифология, религия, философия
- 3. Основные философские направления, их основания и различия
- 4. Рождение античной философии. От допонятийного мышления к понятийному (Милетская школа, Гераклит, пифагорейцы, Элеаты)
- 5. Материалистическая теория Демокрита
- 6. Открытие мира идей: Сократ и Платон
- 7. Философия Аристотеля
- 8. Основные проблемы и идеи средневековой философии
- 9. Возникновение науки Нового времени и проблема научного метода. Эмпиризм и рационализм (Бекон, Декарт)
- 10. Английская философия XVII XVIII вв. (Гоббс, Локк, Беркли, Юм)
- 11. Философия французского Просвещения
- 12. Гносеология и этика Канта
- 13. Система и метод философии Гегеля
- 14. Философия марксизма и ее место в истории философской мысли
- 15. Западная философия науки: от позитивизма к постпозитивизму
- 16. Экзистенциализм и его место в истории философии и культуры
- 17. Духовное своеобразие русской религиозной философии (Соловьев, Бердяев, Булгаков)
- 18. Проблема бытия в развитии философской мысли (бытие, субстанция, материя)
- 19. Основные законы диалектики
- 20. Категория движения, пространства, времени в философии и науке
- 21. Проблема развития в философии. Диалектика и метафизика
- 22. Сознание, его происхождение и сущность
- 23. Сознание и бессознательное. Сознание и язык
- 24. Познание как философская проблема. Критика эмпиризма, рационализма и агностицизма
- 25. Проблема истины в теории познания
- 26. Соотношение эмпирического и теоретического в познании. Факт и теория
- 27. Человек как философская проблема
- 28. Личность. Свобода личности
- 29. Общенаучные методы познания (анализ и синтез, индукция и дедукция)
- 30. Общество как система. Основные подходы в современном философском познании общества
- 31. Формационный анализ общества (Маркс)
- 32. Цивилизационный подход к анализу общества. Цивилизация и культура (Данилевский, Тойнби, Шпенглер)
- 33. Сущность культуры. Многообразие культур
- 34. Философские основы теоретических учений о государстве (Платон, Аристотель, Гоббс, Локк, Гегель, Маркс)
- 35. Направленность общественного развития и проблема прогресса. Смысл истории
- 36. Понятие субъекта исторического прогресса (личность, народ, классы, элиты, этнос)
- 37. Общественное сознание и его структура
- 38. Философский смысл глобальных проблем современности