Вопрос 10. Природа как среда обитания человека, ее роль в развитии общества.
Анализируя понятия бытия, материи, мы вкладываем в их содержание все то, что существует в мире. Природа (П) тесно связана с предшествующими двумя категориями.
П. имеет два значения:
1. все существующее, материя и ее многообразные формы. В это понятие входит человек, общество, духовный и внутренний мир человека.
2. (в узком смысле) совокупность естественных и искусственных условий, в которых проходит жизнь человека и общества – геобиоциноз.
Выделяют первичную и вторичную природу.
Первичная П. – то, что существовало и существует до и независимо от сознания человека, объективная реальность, без которой невозможно существование человека, его жизнедеятельности.
Вторичная П. – создана умом и руками человека по подобию первичной природы. Создается через процесс труда. Представляет единство как природного так и духовного начала.
Понятии П. включает как неживые так и живые элементы. Разграничение между живой и неживой П. является своеобразным мерилом философских знаний. В истории познания одни говорили, что мир полностью одушевлен (пантеизм – полное одушевление), другие – мир представляет собой сложное образование и существуют две формы: живая и неживая, между которыми существует относительная граница.
На определенном этапе развития природы возникло системное образование – общество. Природа как система старше системы Общество. История природы насчитывает миллиарды лет. А история человека – миллионы. Между Природой и Человеком разница – миллиарды. Между Обществом и Человеком – тысячелетия.
Природа представляет собой условия жизни человека и общества – определенное сочетание воздуха, вода, питание. Уникальными качествами земной среды являются: строение солнечной системы, расстояние Земли от Солнца, умеренные размеры Земли. В естественнонаучном понимании Природа состоит из определенных сфер: литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера.
В условиях выделения качеств жизни рассматривается два подхода:
1. уникальность природных качеств жизни (существует точка зрения, что эти качества могут быть реализованы только на планете Земля)
2. универсальность (эти условия могут быть и на других планетах. Этот подход основывается на бесконечности и неисчерпаемости материи и бытия, позволяет допускать существование разумной жизни на других планетах).
Процесс эволюции природы породил человека, а затем и общество. Дарвин в теории «Естественный отбор» описал и доказал эволюцию биологического мира до появления человека. Морган описал становление человека и общества как социального аспекта развития. Энгельс вскрыл причину, по которой происходит этот процесс развития. Причина – труд человека, как целенаправленная деятельность. Труд – основа процесса формирования человека и общественных отношений.
Понятие общества моложе понятия природы. Общество и человек – суть порождения природы. Они возникают и развиваются в природе. Общество и природа – не только противоположные, но и тесно связанные понятия. В конце 20 в. Возникло понятие природа-общество.
Общество, человек взаимодействуют не со всей природой в целом, но непосредственно только с определенной частью. В процессе развития человека эта часть природы постоянно расширяется. С появлением человека. Общества природа вступила в новый этап своего развития, стала испытывать антропологическое влияние – влияние человеческой деятельности, ее результата.
Выделяют следующие исторические этапы взаимодействия человека и природы:
1. этап первоначального отношения человека и природы (палеолит, неолит, первобытное общество). Природа сильно воздействовала на человека: климат, природные стихии. Поэтому человек сильно зависел от природы.
2. человек постепенно «отвоевывает» у природы приоритет (16-19 в.) Могущество человека возрастает, а природы уменьшается. Это период машинных революций.
3. НТР. Период взрывоопасного влияния человека на природу. Планетарный масштаб связан с выходом человека в ближайший космос.
В истории развития природы и общества особое место отводилось понятию «географическая среда». Земное, природное окружение общества получило название геогр. среда или геосреда. Геосреда – то пространство, в котором зародилось человечество, развивалось и взаимодействовало с природой. Ее роль оценивалась неоднозначно. Одни ученые отрицали влияние геосреды на общество. Другие считали ее основной причиной развития общества.
Термин биосфера был введен фр. ученым Ламарком. Существует несколько определений биосферы:
1. совокупность всех организмов
2. оболочка Земли, включающая живые организмы и среду их обитания
3. результат исторического взаимодействия живого и неживого.
Уровни биосферы: молекулярный, клеточный, тканевый, организменный, популяционный, биогеоценотический.
Понятие ноосферы было введено Шарлем Леруа. Вернадский и Шарден использовали его в своих философских концепциях. Шарден видел под ноосферой коллективный разум, сознание, которое будет управлять развитием самой биосферы. Вернадский считал, что ноосфера – новый этап в развитии природы и биосферы, который является определенным гармоническим сочетанием во взаимодействии природы и общества.
- Вопрос 1.Философия как форма духовного освоения мира. Предназначение и функции философии.
- Вопрос 2.Глобальные проблемы современности и пути их решения.
- Вопрос 3.Философия как основа мировоззрения. Виды мировоззрений.
- Вопрос 4.Методы и формы научного познания. Эмпирический и теоретический уровни познания.
- Вопрос 5.Специфика философского знания, общие и особенные черты. Философия и наука.
- 1. Философия, её предмет и характерные черты
- 2. Философия и наука
- Вопрос 6.Поведенческий механизм человека, действие как главный критерий оценки человека.
- Вопрос 7.Философия и религия, формы их взаимоотношений.
- Сходства и различия философии и религии
- Вопрос 8. Человек как индивидуальность, его основные индивидуальные характеристики.
- Вопрос 9. Основная проблематика философии, школы и направления в философии.
- Вопрос 10. Природа как среда обитания человека, ее роль в развитии общества.
- Вопрос 11. Диалектика и метафизика как методы познания и действия. Критика софистики и эклектики.
- Вопрос 12. Сознание как высшая форма отражения действительности. Творческая роль сознания.
- Вопрос 13. Материализм и идеализм в истории философии, их позитивные и негативные черты
- Вопрос 14. Принципы, законы, категории диалектики. Диалектика как наука о развитии.
- 2. Общее понятие законов диалектики.
- 3. Закон единства и борьбы противоположностей.
- 4. Закон перехода количественных изменений в качественные.
- 5. Закон отрицания отрицания.
- 6. Основные принципы диалектики.
- 7. Категории диалектики.
- Вопрос 15. Философия Древней Греции и Древнего Рима (философия Демокрита и Платона), ее космоцентрический характер.
- Вопрос 16. Роль народных масс и выдающихся личностей в развитии общества.
- Вопрос 17. Философия Средневековья, ее теоцентрический характер (философия Августина и ф.Аквинского.
- Вопрос 18. Диалектический процесс познания. Критика рационализма и сенсуализма.
- Вопрос 19. Классический и неклассический направления развития философии в хх веке.
- Вопрос 20. Человек как личность. Социальная характеристика человека.
- Вопрос 21. Классическая немецкая философия (и.Кант, г.Гегель, л.Фейербах).
- Вопрос 22. Природа, сущность человека. Человек как космобиопсихосоциальное, духовное существо.
- Вопрос 23. Русская религиозная философия. Философия всеединства в. Соловьева.
- Вопрос 24.Общество и человек, формы взаимоотношений общества и человека.
- Вопрос 25. Русская революционно-демократическая философия. Философия марксизма в России.
- Вопрос 26. Общественное сознание, его сущность, структура и формы.
- Вопрос 27.Философия западной, восточной и арабско-мусульманской цивилизаций.
- Вопрос 28. Истина как цель познания, критерий истинности
- Вопрос 29.Русская философская мысль, ее проблематика, особенности, направления развития.
- Вопрос 30.Экономическая сфера общества, диалектика производительных сил и производственных отношений.
- Вопрос 31. Татарская философская мысль, ее проблематика, особенности, направления развития.
- Вопрос 32.Социально-политическая сфера общества, основные социальные институты и социальные общности людей.
- Вопрос33. Культура как система материальных и духовных достижений человечества.
- Вопрос 34.Человек и общение. Межличностные отношения человека, их основные формы.
- Вопрос 35.Марксистская философия, ее особенности, позитивные и негативные черты.
- Вопрос 36.Будущее человека. Основные модели будущего человека. Всеобщая декларация прав человека (оон, 1948)
- Вопрос 37.Познание как отражение действительности. Принципы познания. Критика агностицизма.
- Вопрос 38.Смысл жизни человека. Жизнь и смерть.
- Вопрос 40.Общество как форма совместной жизнедеятельности людей.
- Вопрос 41.Философия Нового времени (XVII- XVIII в.В.), ее логоцентрический характер (р. Декарт, д. Локк).
- Вопрос 42.Общество как развивающаяся система. Формационная, стадиальная и цивилизационная теории общества.
- Вопрос 43.Бытие мира. Соотношение материального и идеального в мире.
- Вопрос 44. Философия неопозитивизма: проблемы логики и языка науки
- Вопрос 45. Будущее мирового сообщества. Основные общечеловеческие ценности.
- Вопрос 46. Практика как освоение действительности. Теория и практика.
- Вопрос 47 .Просветительская философия русских писателей. Философские идеи ф.М. Достоевского и л.Н. Толстого.
- Вопрос 48. Философия экзистенциализма: проблемы подлинности и не подлинности человеческого существования.