logo search
фил

11) Философия и.Канта. Трактовка прекрасного в работе и.Канта «Критика способности суждения».

Иммануил Кант (1724—1804) все главные, занимавшие философские вопросы, свёл к единому вопросу о человеке (антропологический аспект). Что есть человек и к чему он предназначен - таков проблемный стержень всей кантовской философии. Его ф. – вершина всей ф. до 20 в.

Философское развитие Канта делят на два периода:

- первый – до начала 70-х гг.-называют «докритическим»,

- второй – с начала 70-х гг. «критический», поскольку именно тогда были написаны главные произведения, доставив­шие философу мировую славу: «Критика чистого разума», «Кри­тика практического разума» и «Критика способности суждения». Главным является первый труд, посвященный теории познания. Вторая «критика» излагает этическое учение, а третья — эсте­тику и учение о целесообразности в природе.

Проблемы теории познания стоят в центре философской сис­темы Канта. В предисло­вии к «Критике чистого разума» Кант пишет: «я должен был ограничить область знания, чтобы дать место вере». Исходя из этой главной для него задачи, философ разработал очень слож­ную гносеологическую концепцию.

Процесс познания включает в себя три этапа, три ступени: чувственное познание, рассудочное познание, разумное позна­ние. Все наше знание начинается с опыта, с работы органов чувств. На них воздействуют находящиеся вне человека предме­ты внешнего мира, или, как их называет Кант, вещи в себе. Он определяет, что вещи в себе существуют объективно, т.е. незави­симо от человеческого сознания, хотя и остаются непознаваемы­ми. Ощущения, вызываемые действием вещей в себе на чувствен­ность, по мнению Канта, ни в чем не похожи на оригиналы. Они принадлежат только к субъективным свойствам чувственности, являются ее модификациями и не дают знания об объекте. Вывод Канта о том, что познание вещей самих по себе не возможно, есть агностицизм.

Хотя наше знание начинается с опыта, из этого вовсе не следует, что оно целиком происходит из опыта. Знание, по Канту, имеет сложный состав и складывается из двух частей:

- Первую часть философ называет «материей» знания. Это поток ощущений, или знание эмпири­ческое, даваемое путем опыта.

- Вторая часть – форма - дается до опыта, а priori и должна целиком готовой находиться в душе, в субъекте. Таким образом, наряду с агностицизмом характерной чертой теории познания Канта является априоризм. Если «материя» знания носит, по Канту, опытный, апостери­орный характер, то форма чувственного познания внеопытна, априорна.

В работе Канта «Критика способности суждения» рассматриваются категории эстетики:

Прекрасное – это то, что с необходимостью нравится всем, без утилитарного интереса. То есть не заинтереснованное удовольствие.

Хорошее – сознаваемое с помощью разума.

Прекрасное, в отличие от хорошего, может постигнуть только человек

Красота может быть свободной и обусловленной (имеющей цель).

Возвышенное не всегда является прекрасным, может иметь и уродливую форму (например, война).