logo search
uch_filosofiya_uchebnik_tom1 / Философия

Взгляды т. Гоббса

Материалистическая метафизика.Гоббс признавал существование только тел, считая нематериальные субстанции простыми фикциями ума. Это позволило ему легко разрешить, а точнее – устранить, картезианскую проблему отношения души и тела. Материализм Гоббса отличался от ещё наивного материализма античных мыслителей: для древних философов сознание - это свойство особого рода атомов, для Гоббса - это функция органического тела как целого. Гоббс соединил философский материализм с механистической концепцией природы, господствовавшей, начиная с Галилея и Декарта, в философии XVII в., и механицизм стал для него, признававшего существование только материи, всеобщей теорией бытия. Эта теория считалась оппонентами Гоббса уязвимой, как минимум ,по двум причинам: а) не правомерно трактовать все телесные процессы исключительно как движения, б) психические процессы вообще не являются формой движения материальных частиц. Несостоятельность первого упрека Гоббс доказывал тем, что чувственные качества, якобы свидетельствующие против его теории, субъективны, а потому их нельзя рассматривать как качества материальных вещей. А что касается механической природы психических процессов, то в пользу своей точки зрения Гоббс приводит следующие аргументы: а)движение может вызывать только движение и вызываться только движением; б) явления сознания и движения подобны друг другу –например, волевые импульсы.

Рационалистическая методология.Будучи последователем Декарта, Гоббс стремился создать систему рационалистической философии, хотя она получила у него своеобразную форму, так как опиралась на материалистические предпосылки. Гоббс вообще отрицал существование идеальных объектов, психическим объектам приписывал материальную природу, а материальные объекты считал механизмами. Во времена Гоббса существовал своеобразный культ механики и он полагал, что его механистическая система философии будет точной, подобно механике, и сможет реализовать стремления философов XVII в. к совершенному познанию. Ведь все явления сводятся к механическому движению, а потому могут и должны быть исследованы столь же точно, как явления движения. Сам процесс познания был для Гоббса, подобно всем процессам,механическим: в результате контакта познаваемого объекта с органом чувств движение из этого объекта передается по нервам в мозг. Механистическое понимание процесса познания заставило Гоббса соединить методологический рационализм с психологическим сенсуализмом. Правда, Гоббс понимал, что механистическая концепция бытия всего лишь гипотеза и допускал возможность выдвижения других гипотез, но механистическая концепция объясняет все явления и этим выполняет свою задачу.

Натуралистическая этика и политика. На таком довольно оригинальном метафизическом и гносеологическом фундаменте была построена и философия государства, которую он натуралистически трактовал как логически необходимую часть философской системы, поскольку человеком управляют те же механические законы, что и природой, а из психического механизма индивидуума можно вывести всю сложную механику жизни общества. Человек по своей природе вовсе не есть политическое животное, как утверждал Аристотель: каждый человек - эгоист, единственная цель которого - самосохранение, а единственное благо - собственное благо. При этом благом будет любая вещь, если она удовлетворяет потребности данного индивидуума, являясь одновременно злом для другого индивидуума, интересам которого она противоречит. Иной меры добра и зла не существует, и каждый по самой природе вещей стремится любыми средствами реализовать свои эгоистические цели. Таково естественное состояние человека, в котором отсутствуют ограничивающие эгоизм законы и обязательства и всё решает сила.

Однако война всех против всех грозит взаимным истреблением, во избежание которого люди заключают общественный договор, ограничивая свою естественную эгоистическую свободу - взамен гарантий мира и порядка. Так возникло государство - не из природы и инстинктов человека, а из страха и рассудительности. Вместе с государством возникают законы и обязательства, а вместе с правом - объективная мера добра и зла. Общественный идеал Гоббса по своей природе тоже механистичен: идеальное государство - это идеально функционирующий механизм, что возможно только при наличии абсолютной власти, то есть при монархическом устройстве. Народ уступает по общественному договору свои естественные права монарху и впредь обязан подчиняться нормам общежития, устанавливаемым монархом. Мера добра и зла определялась волею и раньше, но Дунс Скот и Уильям Оккам имели в виду волю Бога, тогда как в натуралистической философии государства Гоббса место Бога занял абсолютный монарх.

Натуралистическая философия Гоббса, соединяющая материалистическую метафизику с рационалистическим методом и монархической политикой, полностью исключала элементы духа и свободы, будучи детерминизмом в теории природы, сенсуализмом в гносеологии и эгоизмом в теории деятельности. Но при этом она была построена дедуктивно, в чём проявился дух философии XVII века. Гоббс стоял особняком в философии XVII в., выступая соединительным звеном между родственными ему натуралистическими учениями Возрождения и Просвещения. Из крупных мыслителей XVII в. только Спиноза заимствовал у него некоторые идеи, а Гассенди, не заимствуя, всё же относился с симпатией. Зато противников у Гоббса было много - кембриджские платоники, Локк, Шефтсбери, картезианцы, все христианские философы. В XVIII в., когда минуло влияние Декарта и Мальбранша, отношение к Гоббсу изменилось, хотя многих не устраивал его дедуктивный метод. Более всего он прославился и воздействовал своей социальной философией - самой оригинальной частью его системы. Отрицая неизменность и абсолютность блага, права, долга, выводя их из исторически меняющейся воли людей, Гоббс заложил основы этического "социологизма", ставящего оценки и нормы в зависимость от потребностей социальных групп и общества в целом. Начиная с Гоббса, социологизм постоянно присутствует в моральной философии, часто доминирует и порою даже выходит за пределы социальной философии (например, школа Э. Дюркгейма).

Взгляды Б. Спинозы.

Бенедикт Спиноза (1632-1677) родился и всю жизнь прожил в Голландии, сначала изучал философию Каббалы и Соломона Маймонида, а затем (после 1654г.), изучив греческий и латынь, читал труды схоластиков и современных естествоиспытателей. В 1656г. отлучен от синагоги, христианства не принял, жил обособленно и независимо сначала в Амстердаме, затем в Гааге, от приглашения (1673г.) занять кафедру в Гейдельбергском университете отказался. На жизнь зарабатывал шлифовкой оптических стёкол. При жизни Спинозы были изданы две его работы: "Принципы философии Декарта"(1663г.) и "Богословско - политический трактат" (1670г.). Основная работа - "Этика, изложенная геометрическим методом" (1677г.),а также "Трактат об усовершенствовании разума" и “Политический трактат" изданы посмертно и анонимно. В средине ХIХ в. обнаружен написанный между 1658-1660 гг. "Трактат о Боге и человеке".

Монистическая система Спинозы, имевшая целью преодоление противоположности духа и материи без их сведения друг к другу, исходила из двух основных источников: а) пантеистической метафизики Плотина и Иоанна Скота Эригены; б) картезианской теории познания и механистических идей нового естествознания. Взгляды Гоббса придали философии Спинозы натуралистический оттенок, хотя ее стержнем была пантеистическая метафизика, по отношению к которой научные идеи ХVII в. играли лишь служебную роль. В определённом смысле Спиноза был связующим звеном между средневековой и новой философией: картезианство возродило августинизм, Спиноза - гетеродоксальный пантеизм; картезианство соединило новую науку со средневековой традицией христианской философии, Спиноза соединил её с традицией еврейской теологии. С самого начала философской деятельности Спиноза занимает одну и ту же принципиальную установку, но с постепенным ослаблением в ней мистических и усилением натуралистических элементов, то есть влияние Гоббса берет верх над влияниями схоластиков, пантеистов и картезианцев.

Спиноза, следуя Декарту, трактовал познание рационалистически, считая критерием истины ясность и отчётливость познающего разума. Он воспринял типичные для рационалистов идею "всеобщей науки" и идею математики как прообраза науки вообще. В его "Этике” учение о мире, Боге, познании и деятельности, опирающееся на общие принципы и образующее единую систему знаний как "всеобщую науку", изложено геометрическим методом, то есть всё знание выводится из ограниченного числа исходных аксиом и дефиниций. Математическая форма изложения философии, предложенная и реализованная Спинозой в его "Этике”, уникальна в буквальном смысле этого слова, так как ни до Спинозы, ни после него никто из философов не излагал свои взгляды таким образом.

Пантеизм. Но математической была только форма изложения философии Спинозы, так как её содержание было метафизическим. Используя геометрический метод, он излагал монистическое учение о единстве мира, осуждая дуализм философии Декарта во всех его проявлениях: дуализм Бога и мира, мышления и протяжённости, души и тела, свободы и механической необходимости. Преодолеть дуализм Спиноза пытается, опираясь на принципы философии самого Декарта: из его определения субстанции (субстанция есть то, что существует само через себя и само через себя может быть понято) Спиноза делает вывод, что существует только одна субстанция и эта субстанция есть Бог. Чтобы существовать через самое себя, нужно не быть чем-либо ограниченным и быть бесконечным, а бесконечная и неограниченная субстанция есть Бог. Субстанция не может быть сотворённой, ибо в таком случае она имела бы причину своего существования, а несотворённая субстанция есть Бог. Следовательно, вне Бога не может быть субстанции, а потому, Бог и субстанция - это два названия одного и того же. Из этого следует, что весь мир (и мир вещей, и мир идей) есть лишь проявление того, что самодостаточно, то есть Бога: мир может существовать лишь в Боге, а потому Бог и природа - это два названия одного и того же. Пантеизмом преодолевается дуализм Бога и мира.

Детерминизм.Свойства мира Спиноза выводит из природы Бога согласно логическим законам. Мир подчинён тем же логическим законам, что и абстрактные идеи: таким подходом преодолевается дуализм идеального и реального мира ( поэтому всё происходящее необходимо ибо подчинено вечным законам). В мире нет ни случайности, ни свободы, вся природа есть механизм, а человек, общество и государство суть необходимые продукты механически развивающейся природы. Этот взгляд Спинозы, не будучи оригинальным, производил сильнейшее впечатление и Спиноза именно на нём акцентировал свое внимание, считая наихудшим заблуждением тезис о том, что природа имеет целевое устройство и ею управляют сверхъестественные силы. Благодаря признанию всеобщего детерминизма Спиноза преодолеваетдуализм свободы и необходимости.

Материя и сознание. Спиноза не мог игнорировать предложенного Декартом деления мира на сферу материи и сферу сознания, но он свёл их к единству, трактуя как два атрибута одной субстанции. Бесконечный по своей природе Бог обладает бесконечным числом атрибутов, два из которых - протяжённость и мышление - доступны человеческому разуму. Соответственно этим двум атрибутам Бога как протяженной и мыслящей субстанции существует и два мира - материальный и духовный, а любое проявление (модус) субстанции принадлежит тому или иному из этих атрибутов. Отдельность двух миров сохранена в философии Спинозы, но благодаря их принадлежности Богу преодолён дуализм материи и сознания.

Параллелизм. В человеке тело протяжённо, а душа мысляща, но действуют они согласованно. Это не может быть следствием зависимости души от тела или наоборот, ибо тело и душа (в этом Спиноза согласен с окказионалистами) не воздействуют друг на друга. Взаимное соответствие состояний мышления и телесных состояний Спиноза пытался объяснить психофизическим параллелизмом, идея которого была действительно оригинальным элементом философии Спинозы, обусловленным его монистической концепцией бытия. Психические и физиологические явления, радикально противопоставленные друг другу Декартом, теперь снова соединяются как параллельные, благодаря чему преодолевается дуализм души и тела. Вещи действительно не воздействуют на мышление, но несмотря на это познаются, ибо и вещи, и души находятся в Боге и параллельно выводимы из него. Благодаря этому параллелизму преодолевается дуализм познающего субъекта и познаваемого объекта.

Этика рационального мистицизма. Спиноза более всего интересовался этической проблематикой, но специально не разрабатывал этических принципов, трактуя их как развитие общего учения о Боге и мире применительно к человеку. Человеческие аффекты и поступки такой же продукт необходимости, как и всё остальное, то есть они несвободны, а потому их нужно не оценивать, а понимать. Спиноза исследует человеческие аффекты геометрическим методом – так же, как исследуют линии, плоскости и тела. Все аффекты - продукт необходимости, но одни вытекают из природы действующего субъекта, а другие вызваны окружающими его вещами. Каждый стремится сохранить свою природу и действовать согласно ей: кто поступает так и не подвержен воздействию извне, тот свободен. Такое естественное и свободное поведение правильно: естественность, свобода и истина совпадают и их согласием преодолевается дуализм природы и морали. Соединяя, подобно стоикам, этический натурализм с рационализмом, Спиноза истинную природу человека видит в разуме: поступки согласны с природою человека, если они разумны, и на этой основе Спиноза хотел реформировать общество, его социальные, государственные, правовые и религиозные отношения. Наивысшее благо человека Спиноза видит в познании: познание Бога пробуждает любовь к нему и ведёт к мистическому с ним соединению, являющемуся наивысшим счастьем, доступным человеку.

Общая характеристика спинозизма. Спиноза построил монистическую систему, признавая единую - не материальную и не духовную - субстанцию и не пользуясь при этом эволюционной концепцией (что делали античные монисты). Эволюционизм он заменил психофизическим параллелизмом, идею которого можно считать самой оригинальной в метафизике Спинозы. С позиций монизма Спиноза решает основные метафизические проблемы своего времени, трактуя отношение мышления и материи в духе параллелизма, а отношение Бога и мира в духе пантеизма. Правда, из монистической позиции нелегко делать последовательные выводы и Спиноза в частных вопросах трактовал тела как зависящие от мышления, а чаще - мышление вторичным по отношению к телу и тогда его монизм уподоблялся материализму (влияние философии Гоббса). Всеобщая и резкая оппозиция против Спинозы среди философов и теологов была вызвана свободолюбивыми теологическими и этическими идеями его "Богословско-политического трактата", а также пантеизмом его метафизики. Даже разделявшие свободомыслие Спинозы Бейль и Вольтер, английские деисты и французские энциклопедисты выступали против философии Спинозы, но уже не с религиозных, а с научных позиций. Критики (среди них и Лейбниц) отмечали логическую уязвимость его "Этики”, многозначность дефиниций и неочевидность аксиом, считая претензии Спинозы на математическую точность системы его философских суждений необоснованными.

Сторонники Спинозы появились только в XVIII в.: материалисты высоко ценили его механистические и натуралистические идеи; немецкие романтики (Якоби, Гердер, Гете), а затем романтики остальных стран с Байроном и Шелли во главе увлекались отвечавшим их умонастроению пантеизмом Спинозы, а также его личностью истинного мудреца, одинокого философа и мученика науки. От романтиков культ Спинозы восприняли Шеллинг и Гегель, близкие ему абстрактным и монистическим стилем философствования. Через Гегеля этот культ перешёл опять к материалистам во главе со Штраусом и Фейербахом. В результате в XIX – XX в. Спиноза получил немало сторонников, которые чтили в нём творца философского монизма Нового времени и апостола свободной мысли.