32. Чувственное познание и его элементы.
Чувственное познание основано на чувственных ощущениях, отражающих действительность, и логике.
Основные формы чувственного познания: ощущение , восприятие , представление. Ощущение - это отражение отдельных свойств предмета или явления. В случае стола, например, - его формы, цвета, материала (деревянный, пластмассовый). По количеству органов чувств различают пять основных видов ("модальностей") ощущений: зрительные, звуковые, осязательные (тактильные), вкусовые и обонятельные. Наиболее важной для человека является зрительная модальность: через нее поступает более 80% чувственной информации.
Восприятие дает целостный образ предмета, отражающей уже совокупность его свойств; в нашем примере - чувственно-конкретный образ стола. Исходным материалом восприятия, таким образом, являются ощущения. В восприятии они не просто суммируются, а органически синтезируются. То есть мы воспринимаем не отдельные "картинки"-ощущения в той или иной, (чаще калейдоскопической) их последовательности, а предмет как нечто целое и устойчивое. Восприятие в этом смысле инвариантно относительно входящих в него ощущений. Представление выражает образ предмета, запечатленный в памяти. Оно является воспроизведением образов предметов, воздействовавших на наши органы чувств в прошлом. Представление не такое четкое, как восприятие. Кое-что в нем опускается. Но это и хорошо: опуская одни черты или признаки и удерживая другие, представление делает возможным абстрагирование, обобщение, выделение повторяющегося в явлениях, что очень важно на второй, рациональной, ступени познания. Чувственное познание являет собой непосредственное единство субъекта и объекта; они даны здесь как бы слитно, нераздельно. Непосредственное не значит ясное, очевидное и всегда правильное. Ощущения, восприятия, представления нередко искажают действительность, неточно и однобоко воспроизводят ее. К примеру, карандаш, опущенный в воду, воспринимается как изломанный.
- 21. Сущность понятия «бытие», виды (модусы) бытия
- 22. Соотношение понятий «материя», «движение», «пространство» и «время».
- 23. Диалектика как учение о развитии и метод познания действительности.
- 24. Диалектика и метафизика.
- 25. Основные законы диалектики.
- 26. Современная наука о происхождении человека.
- 27. Природное и социальное в человеке.
- 28. Проблема смысла жизни человека в философии.
- 29. Сознание, его происхождение и сущность
- 30. Проблема познаваемости мира в философии.
- 31. Сущность процесса познания, его структура.
- 32. Чувственное познание и его элементы.
- 33. Рациональное познание и его формы.