logo search
Filosofia / Filosofia

Немецкая классическая философия и ее роль в развитии европейской философской мысли.

Философская мысль в Германии охватывает период конца XVIII — начала XIX в. Ее представителями были И. Кант, И. Фихте, Г. Гегель и Л. Фейербах. Родоначальником немецкой классической философии считается И. Кант (1724—1804). Его интеллектуальная биография делится на два периода:  «докритический» (1776 — до конца 60-х гг. XVIII в.);   «критический», когда он создает три своих известных произведения: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения». Пытаясь обосновать научность философии, И. Кант всесторонне осмыслил возможности и пределы знания, выявил всеобщие субъективные предпосылки его существования. Особое значение для его учения имела проблема опыта, при анализе которой ОН стремился найти четкие критерии для обоснования объективности знания. Существенным вкладом И. Канта стал анализ механизмов познания. Философ выявил категориальную структуру человеческого мышления и впервые в истории разработал представление о родовой сущности человека, который включает в себя весь предшествующий исторический опыт познания мира. Новым взглядом на проблему человека являлось гуманистическое учение о человеческой личности. Кант был в числе первых европейских мыслителей, провозгласивших безотносительную ценность человека независимо от расовой, национальной и сословной принадлежности. Гуманистическое понимание личности он основывал на принципе автономии нравственности, идее долга и свободы. Идеи И. Готлиб Фихте (1762—1814)пытается обосновать возможность философии как науки, а также как фундамента всего научного знания. Он считает это возможным при соблюдении двух правил:  философия как наука в целом, должна представлять собой систему;  она должна основываться на одном единственном принципе, абсолютно достоверном, не выводимом из какого-либо другого положения. Подлинным предметом философии является свободная деятельность человека, творимый им природный, социально-исторический и нравственный мир. Г. Гегель (1770—1831) разработал теорию диалектики на основе философии абсолютного идеализма. Впервые в истории философской традиции представил всю область действительности в беспрерывном движении, изменении и развитии. В своей концепции Гегель раскрывает внутреннюю связь развития, понимая его как переход явления из одного качественного состояния в другое, осуществляющийся на основе выявления и разрешения противоречий. Гегелевская диалектика, начиная с чисто логических категорий, переходила далее к природе и духу и заканчивалась категориальной диалектикой исторического процесса. Л. Фейербах (1804—1872) разработал материалистическое учение. Он ввел в философскую традицию принцип антропологизма, согласно которому человека следует рассматривать как единственный, универсальный и высший предмет философии, абстрактный природно-биологический индивид, движущей силой которого является стремление к счастью. Его социальную сущность он сводил к понятию рода и межличностному общению. Под влиянием Великой французской революции немецкие мыслители большое внимание уделяли проблемам социальной жизни, что привело к созданию концепции правового государств. Г. Гегель И. Кант, и И. Г. Фихте рассматривали достижение всеобщего правового состояния как конечную цель исторического прогресса. Справедливый, рационально организованный общественный строй обеспечивает торжество правопорядка, а не произвола и тирании.