4.3. Методические рекомендации по работе с первоисточниками
Знакомясь с рекомендованной или дополнительной литературой, необходимо заполнить на нее библиографическую карточку с указанием всех выходных данных. Библиографическое описание производится по ГОСТ 7.1-84 «Библиографическое описание документа».
Перечень областей и элементов монографического библиографического описания однотомного издания: Основное заглавие: сведения, относящиеся к заглавию / Сведения об ответственности (Первые сведения; Последующие сведения).- Сведения об издании (Первые сведения; Последующие сведения). - Место издания: Издательство или издающая организация. Дата издания. - Область количественной характеристики (Объем). - Область серии. Например:
Сорокин, П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет [Текст] / П.А. Сорокин / Ин-т социологии. - М.: Наука, 1994.- 560 с. - (Социологическое наследие).
Тарасов, К.В. «Фрейдо-марксизм» о человеке [Текст] / К.В. Тарасов, М.С. Кельнер - М.: Мысль, 1989.- 211 с.
Книги четырех и более авторов, а также сборники статей описываются под заглавием. Сведения об авторах указываются после заглавия за разделительным знаком /. Если авторов более четырех, как правило, указываются фамилии трех авторов с добавлением слова «и др.». Например:
Социальная психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов [Текст] / А.В. Петровский, В.В. Абраменкова, М.Е. Зеленова и др.; Под ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 1987.- 224 с.
Американская социологическая мысль: [Тексты] / Под ред. В.И. Добренькова. - М.: Изд-во МГУ, 1994.- 496 с.
При описании работ коллективного автора в сведениях об авторстве приводят наименование коллектива. Например:
Развитие советского народа - новой исторической общности [Текст] / Отв. ред. М.И. Куличенко; Ин-т марксизма-ленинизма при ЦК КПСС.- М.: Политиздат, 1980.- 413 с.
Многотомные издания описываются на издание в целом (если оно полностью используется в работе) или на отдельный том. Общая часть содержит сведения, относящиеся к изданию в целом; сведения об отдельном томе приводят в спецификации. Например:
Платон. Собр. соч. в 4 т. [Текст] / Платон (Филос. наследие / АН СССР. Ин-т философии). - М.: Мысль, 1990. - Т. 1. - 860 с.
Если документ, в котором помещена составная часть, является сериальным изданием, сведения об этом издании приводятся в указанной последовательности: дата издания; число и номер, выпуск, том (для журналов и продолжающихся изданий); страницы, на которых помещена составная часть. Перечень областей и элементов библиографического описания сериального издания: Основное заглавие: Сведения, относящиеся к заглавию / Сведения об ответственности. - Сведения об издании. - Область нумерации. - Место издания: Издательство или издающая организация. Дата выхода. Например:
Федотова, В.Г. Судьба России в зеркале методологии [Текст] / В.Г. Федотова // Вопросы философии: Ин-т философии РАН.- М., 1995.- № 12.- С. 21-34.
Сорокин, П.А. Страницы русского дневника [Текст] / П.А. Сорокин // Рубеж. - Сыктывкар, 1992.- № 2.- С. 3-18.
Схема библиографического описания автореферата: Заголовок описания. Основное заглавие: Другое заглавие и сведения, относящиеся к заглавию. - Место издания. - Год издания. - Количество страниц. Например:
Беспалов, А.М. Роль молодежных организаций в ...: Автореф. дис... канд. наук [Текст] / А.М. Беспалов / Казахский гос. ун-т им. Аль-Фараби. - Алма-Ата, 1992.- 22 с.
Схема библиографического описания архивных материалов:
Заголовок описания. Основное заглавие: Другое заглавие и сведения, относящиеся к заглавию/ Сокращенное наименование архива или его аббревиатура, номер фонда, номер описи, порядковый номер дела, номер листа. Например:
ЦГИА, ф. 732, оп. 2, ед. хр. 196.
Схема библиографического описания составной части документа (статья или иной материал): Сведения о составной части документа// Сведения о документе, в котором помещена составная часть. Например:
Бжезинский, З. Большой провал. Агония коммунизма [Текст] / З. Бжезинский // Квинтэссенция: Филос. Альманах / Сост.: В.И. Мудрагей, В.И. Усанов. - М.: Политиздат, 1990.- С. 256-277.
При описании статьи из книги или сборника после сведений о статье применяют знак две косые черты с пробелом (//) и дальше приводятся сведения об издании, в котором помещена статья. Заглавия сборника не сокращаются. В выходных данных указывают место и год издания. Издательство иногда опускают. Например:
Ковалевский, М.М. Этнография и социология [Текст] / М.М. Ковалевский // Антология русской классической социологии: Тексты / Сост. и коммент. Д.С. Клементьева, Л.Н. Панковой. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995. - С. 107-123.
При описании статей из собрания сочинений имя автора не повторяется, а слова сокращаются (Полн. собр. соч.; Избр. соч.; Избр. тр.; Собр. соч. и т.п.). Например:
Пушкин, А.С. История Петра I: Подгот. текст [Текст] / А.С. Пушкин // Собр. соч.: В 10 т. - М., 1977.- Т. 8.- С. 7-342.
При описании произведений, опубликованных в советских изданиях сочинений К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина, в изданиях «Архив Маркса и Энгельса», «Ленинские сборники», выходные данные об издании, в котором оно напечатано, опускается. Например:
Маркс, К. Немецкая идеология [Текст] / К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч. - 2-е изд. - Т. 3. - С. 15-77.
При описании статьи из энциклопедии перед сведениями об издании ставится знак две косые черты; заглавие энциклопедии пишется сокращенно согласно ГОСТ 7.11.-78 и ГОСТ 7.12.-77, Место издания и наименование издательства опускаются. Например:
Ильенков, Э.В. Гегель [Текст] / Э.В. Ильенков // БСЭ.- 3-е изд. 1971.- Т. 6.- С. 176-177.
Следующим этапом работы с первоисточником является овладение той информацией, которая находится в рекомендованной к семинарскому занятию литературе. И здесь немаловажное значение приобретает умение читать, владение навыками работы с книгой.
Одним из наиболее важных навыков работы с книгой является скорочтение. Обычное (медленное) чтение, навыки которого вырабатываются в школе, малопродуктивно. Увеличить скорость чтения помогает четкая ориентация на необходимую информацию, например, на терминологическую оснащенность текста, аргументацию автора, фактографию и т.п. Есть и другие приемы, помогающие значительно увеличить скорость чтения. В последние годы издана значительная литература по методике скорочтения: Гецов, Г. Рациональные приемы работы с книгой (М.: Книга, 1975); Кузнецов, О.А., Хромов. Л.Н. Быстрое чтение (М.: Наука, 1976); Лезер, Ф. Рациональное чтение (Пер. с нем. - М.: Педагогика, 1980); Бородина, В.А., Бородин, С.М. Учим... читать: Уроки динамического чтения (Л., 1985).
Однако необходимо помнить, что быстрое чтение имеет локальную применимость, ограничение возможностей при чтении научной литературы, первоисточников. В определенной мере эти ограничения снимаются в технике быстрого чтения, предлагаемой в книге О.А.Андреева и Л.Н.Хромова «Учитесь быстро читать» (М.: Просвещение, 1991). Они выделяют семь «золотых» правил быстрого чтения:
1. Текст любой трудности читается только один раз, возвратные движения глаз (регрессии) недопустимы. Только по окончании чтения и осмысления прочитанного можно еще раз прочитать текст, если в этом возникла необходимость.
2. Читать следует по интегральному алгоритму, который формирует новую программу чтения, последовательности мыслительных операций с целью быстрого извлечения значимой информации. Блоки алгоритма чтения:
а) наименование (книги, статьи);
б) автор;
в) источник и его данные;
г) проблема;
д) фактографические данные;
е) особенности излагаемого материала, критика;
ж) новизна излагаемого материала и возможности его использования в практической работе.
Задача чтения - найти в тексте ответы на все вопросы, поставленные в блоках алгоритма от первого до седьмого.
3. При чтении необходимо выделять доминанту - основное смысловое значение текста, что предполагает последовательный логико-семантический анализ текста: выделение ключевых слов, построение смысловых рядов, выделение цепи значений, формулировку доминанты.
4. Чтение производится без артикуляции (без проговаривания вслух или в форме внутренней речи читаемого текста).
5. Читать следует вертикальным движением глаз на основе развития и использования периферического зрения.
6. Следует постоянно развивать и использовать при чтении свое внимание и память.
7. Ежедневно необходимо выполнять обязательную норму чтения: две газеты, один журнал (научно-технический или научно-популярный) и 50-100 страниц любой книги.
Имеются различные типы и способы чтения литературы.
Б.С.Алякринский в книге «О таланте и способностях (Очерк о самовоспитании)» рассматривает пять способов чтения. При сюжетном способе выделяется лишь сюжетная линия произведения.
Фиксирующий способ регистрирует различные параметры текста, не требует особых усилий, допускает скорочтение. Разъясняющий (осмысливающий) способ рекомендуется в качестве первого подхода к углубленному, продуктивному способу работы над книгой. При этом уясняются неясные места книги, чаще всего за счет других, поздних ее разделов. Критический способ дает возможность более глубоко, критически, с самостоятельными оценками и мобилизацией интеллектуальных резервов прочесть текст, выразить к нему отношение и противопоставить свою точку зрения на рассматриваемую проблему. Творческий способ предполагает осмысливание прочитанного, спор с автором и выдвижение собственных положений.
Не все книги тщательно прочитываются, но все выбранные книги следует просматривать, чтобы выявить их ценность для дальнейшего использования. Работа с книгой осуществляется в следующей последовательности:
1) внимательно изучить титульный лист, где указаны основные данные о книге: название, автор, место и год издания, наименование издательства;
2) познакомиться с оглавлением книги, стараясь понять, из каких разделов она состоит, в какой последовательности излагается материал; обратить внимание на наличие в книге чертежей, схем, рисунков, дополнительных и поясняющих текст;
3) прочитать аннотацию, предисловие, введение, послесловие, выводы, что поможет лучше представить содержание, понять назначение и цель книги, получить совет, как следует ее читать;
4) ознакомиться непосредственно с основным текстом книги, для чего прочитать некоторые страницы, абзацы, отрывки из наиболее ценных и интересных разделов; это даст представление о стиле и языке автора, особенностях изложения материала, степени трудности или доступности книги» (См.: Андреев, О.А. Учитесь быстро читать [Текст] / О.А. Андреев, Л.Н. Хромов - М.: Просвещение, 1991. - С. 132).
Последним этапом чтения должна быть краткая запись его результата в специальной тетради или на карточке, куда помимо выходных данных о прочитанной работе следует записать: дату чтения (просмотра), где и как работа может быть использована, ее краткие идеи, выходные данные и библиотечный шифр или где ее можно найти, если работа не является собственной.
Фиксирование прочитанного текста. Существует несколько форм фиксирования содержания прочитанной работы: план, тезисы, выписки, конспект.
План представляет краткий перечень основных идей прочитанной работы. Он указывает на структуру, логику, построение ее содержания, иногда это оглавление разделов (глав) книги, данное автором.
Тезисы - краткая запись содержания текста в виде основных, сжато сформулированных положений, в которых сконцентрировано доказываемое или опровергаемое автором резюме прочитанного.
Выписки - это дословные записи текста в виде цитат, удачных формулировок, примеров, фактов. Выписки позволяют организовать сбор материала по интересующей проблеме из разных источников.
Конспект - это краткое изложение основного содержания текста, освобожденного от мелочей и повторений, т.е. это систематическая, логически связанная запись, содержащая тезисы, выписки, план прочитанного.
Ведение записей имеет ряд несомненных достоинств:
«... а) запись способствует лучшему пониманию текста (записывая, мы вынуждены как бы заново осмысливать то, что прочитали, особенно если пытаемся выразить ту или иную мысль не дословно, а своими словами); б) записывая мысль, мы удлиняем процесс ее восприятия, как бы повторяем ее, а значит, прочнее запоминаем; в) запись полезна как документ, который дает возможность быстро восстановить в памяти забытое, служит источником для справок, иногда целым пособием в практической работе; г) записанное поддерживает внимание на содержании текста, помогает сосредоточиться на нем, не отвлекаясь; д) запись текста своими словами развивает письменную речь» (Доблаев, Л.П. Психологические основы работы над книгой [Текст] / Л.П. Доблаев. - М., 1970.- С. 41-42).
При написании следует соблюдать ряд требований к конспекту:
1) конспект должен быть контекстуален, т.е. содержать текстуальные выписки, связанные логическими переходами;
2) он должен воспроизводить текст прочитанного при любом его сокращении, сохраняя авторскую мысль, смысл конспектируемого текста;
3) он должен быть информационно емким, т.е. кратко излагать основные мысли автора конспектируемой работы.
Конспект, как правило, пишется не по мере чтения работы, а после ее прочтения и обдумывания. Однако отдельные цитаты, формулировки, собственные замечания записываются в ходе первого чтения, а затем переносятся в конспект.
Характер и оформление записи конспекта могут быть различными. Однако есть некоторые рекомендации последовательности записей:
1) вначале выписываются все выходные данные конспектируемого произведения (фамилии и инициалы авторов, наименование работы, место и время издания, издательство, количество страниц);
2) в основном тексте конспекта каждый новый раздел, главу или параграф отмечают буквой;
3) конспект пишется с одной стороны листа, с большими на 1/3 листа полями (иногда поля делают с двух сторон), которые позволяют сделать дополнения, указания на другие источники, рецензии, запись собственных мыслей и тому подобные замечания (например, на полях слева отмечают страницы и кратко формулируют основные вопросы, дают подзаголовки, а справа - записывают свои выводы, ссылки на другие материалы, темы и проблемы для дальнейшей разработки данного вопроса);
4) отдельные виды записей, подчеркивания целесообразно делать различными цветами;
5) если часть конспектируемого текста не представляет интереса, то ее можно пропустить, но при этом обязательно следует указать в конспекте, о чем говорится в пропущенной части.
Некоторые студенты при работе с источниками пользуются карточками. Чаще всего для записей употребляют формат 200Х144 мм (формат тетрадного листа), формат 125Х75 мм (формат библиотечной карточки), формат 100Х144 мм (формат половины тетрадного листа) и т.д. Преимущество ведения записей на отдельных карточках в том, что полученная таким образом информация легко поддается классификации, накоплению, перегруппировке в зависимости от задач и плана научной или учебной работы. Если места на карточке для цельной записи оказалось недостаточным, то выписки делаются на нескольких карточках (при этом указывается источник на всех карточках, а также карточки нумеруются) или формат карточки увеличивают.
Существует ряд приемов ведения записей на карточках:
1) источник информации, название конспектируемой работы указывается в каждой карточке;
2) ссылка на источник в каждой карточке должна быть полной;
3) один из углов карточки отводится под шифр либо наименование раздела работы, в которой информация, записанная в ней, может быть использована;
4) цитаты, слова или группа слов автора должны быть взяты в кавычки с указанием страниц; если с этой же страницы взята еще одна цитата, вместо указания страницы можно указать «там же»; если в цитате пропущены слова, то вместо них должно быть поставлено отточие (три точки); выписывать цитаты следует с точным соблюдением знаков препинания, авторских разрядок, подчеркиваний и т.п., чтобы в дальнейшем не потребовалась их проверка;
5) авторскую мысль, аргументацию или факт желательно выписывать на карточку лишь по одной проблеме, чтобы можно было в дальнейшем легко их группировать по темам; если мысль или факт можно использовать и для других те, в других разделах, выписку нужно повторить;
6) собственное резюме, оценки, мысли, возникшие в момент чтения источника, необходимо каким-либо способом выделять: другим цветом, скобками, подчеркиваниями и т.п.
Сегодня, в условиях широкого использования компьютерной техники, информационные записи можно хранить на персональных ЭВМ. Но и здесь следует соблюдать все требования, предъявляемые к фиксированию необходимой информации.
Таким образом, уже за время учебы в институте можно создать богатую картотеку, которая станет в дальнейшем основой для источниковой, информационной базы научных исследований, преподавательской работы. Накопленная информация должна постоянно отбираться и оцениваться, чтобы знать, нет ли каких пропусков, достаточно ли информации для аналитической работы.
После поиска, сбора и фиксирования необходимой информации, приступают непосредственно к подготовке выступления на семинарском занятии. Можно выделить некоторые этапы работы над сообщением или докладом на семинарском занятии:
а) разработка плана выступления по вынесенному на семинарское занятие вопросу, в котором выделяются разделы сообщения или доклада, а также ссылки на фактический материал, который необходим для доказательств;
б) тезисно определить и сгруппировать основные проблемы выделенных вопросов, продумать их логическую соподчиненность и добиться четкости формулировок: о чем сообщение (доклад), что известно, что неизвестно, какие существуют точки зрения, собственное мнение, выводы;
в) в окончательном варианте оформляется краткое изложение всей проблемы с опорой на использованные источники.
- Философия
- Часть II
- Философия
- Пояснительная записка
- Место курса в системе социогуманитарного образования
- Требования к уровню освоения содержания курса
- 1.2. Содержание курса Содержание государственного образовательного стандарта (гсэ.Ф.10)
- Темы и краткое содержание
- Тема 1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества
- I. История философии
- Тема 2. Философия Древнего мира
- Тема 3. Античная философия
- Тема 4. Средневековая философия
- Тема 5. Философия эпохи Возрождения
- Тема 6. Философия Нового времени (XVII-XVIII вв.)
- Тема 7. Классический и неклассический этапы философии Нового времени
- Тема 8. Русская философия
- Тема 9. Современная западная философия
- II. Философские проблемы
- Тема 10. Учение о бытии (онтология)
- Тема 11. Учение о развитии
- Тема 12. Философская проблема сознания
- Тема 13. Основные проблемы теории познания (гносеология)
- Тема 14. Научное познание и его специфика
- Тема 15. Природа человека и смысл его существования
- Тема 16. Ценность как способ освоения мира человеком (аксиология)
- Тема 17. Учение об обществе (социальная философия)
- Тема 18. Проблемы и перспективы современной цивилизации
- 1.3. Распределение часов по темам и видам работ
- 1.4. Форма итогового контроля
- 1.5. Учебно-методическая карта дисциплины _ф_│_р_│_в Философия (132 часа)
- 1.6. Карта согласования рабочей программы дисциплины вузовского компонента цикла гос (гсэ.Ф.10) Философия с другими дисциплинами
- 1.7. Карта обеспечения дисциплины учебно-методической литературой _ф_│_р_│_в Философия (132 часа)
- Обязательная литература
- Дополнительная литература
- 1.8. Карта обеспечения дисциплины учебными материалами _ф_│_р_│_в Философия (132 часа)
- 1.9. Карта обеспечения дисциплины оборудованием _ф_│_р_│_в Философия (132 часа)
- 2. Дидактические материалы
- 2.1. Практические занятия
- 2.1.1. Формы проведения практических занятий
- 2.1.2. Темы и материалы по проведению семинарских занятий
- Тема 1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества
- 1. Место и роль философии в культуре. Философия как мировоззрение.
- 2. Основной вопрос философии. Структура философского знания.
- 3. Философия и частные науки.
- 4. Функции философии.
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 2. Античная философия
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 3. Философия Нового времени (XVII-XVIII вв.)
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 4. Немецкая классическая философия.
- 1. Философия и. Канта. Априорные формы чувственности и рассудка.
- 2. Философия г. Гегеля.
- 3. Философия л. Фейербаха как учение о сущности человека.
- 4. Философия к. Маркса. «Тезисы о Фейербахе».
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 5. Современная западная философия.
- 1. Критика, обновление и защита в западной философии классических философских традиций XIX века (неотомизм, неокантианство, неогегельянство).
- 2. Проблема знания, языка и методологии. Неопозитивизм, герменевтика, структурализм. Их значение в понимании и толковании языка и науки.
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 6. Русская философия.
- 2. Идеология славянофилов и западников
- 3. Философия русской радикальной демократии и идея «русского социализма»
- 6. Русская философия XX века
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 7. Учение о бытии (онтология)
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 8. Учение о развитии
- Контрольные вопросы
- Рекомендуемая литература
- Тема 9. Проблема человека в философии
- 1. »Человек есть тайна». Образ человека в истории философской мысли.
- 2. Проблема антропосоциогенеза.
- 3. Смысл человеческого существования.
- 4. Свобода и ответственность.
- Контрольные вопросы
- Рекомендуемая литература
- Тема 10. Учение об обществе (социальная философия)
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 11. Ценность как способ освоения мира человеком (аксиология)
- 1. Ценности, их природа и принципы классификации
- 2. Моральные и нравственные ценности, их теоретическое освоение в рамках этики
- 3. Особенности эстетического способа ценностного освоения действительности
- 4. Разнообразие и взаимосвязь религиозных ценностей
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 12. Проблема сознания
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 13. Основные проблемы теории познания (гносеология)
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 14. Научное познание и его специфика
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 15. Будущее человечества (философский аспект)
- Контрольные вопросы
- Литература
- 2.2. Словарь основных понятий и терминов
- Вопросы по философским проблемам
- Вопросы на понимание курса:
- 3.2. Тесты по всему курсу
- 3.3. Рейтинг-контроль
- 3.3.1. Технологическая карта дисциплины
- 3.3.2. Рейтинговая книжка студента
- Формы рейтингового оценивания:
- 4. Методические рекомендации
- 4.1. Темы контрольных работ для студентов-заочников (темы на выбор)
- Литература
- 4.2. Методические рекомендации по написанию контрольной работы
- Структура работы
- Оформление контрольной работы
- Оценка контрольной работы.
- 4.3. Методические рекомендации по работе с первоисточниками
- 4.4. Карта самостоятельной работы студента по дисциплине _ф_│_р_│_в Философия (132 часа)