4.4. Карта самостоятельной работы студента по дисциплине _ф_│_р_│_в Философия (132 часа)
для студентов образовательного вузовского компонента цикла ГОС (ГСЭ.Ф.10) по очной форме обучения
Модуль | Номер раздела, темы | Самостоятельная работа студентов | Формы контроля | ||
Содержание работы, формы работы | Сроки выполнения | Общая трудоемкость | |||
№ 1 | № 1 | Содержание: Подготовка к семинарскому занятию. Тема 1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества. Вопросы: 1. Место и роль философии в культуре. Философия как мировоззрение. 2. Основной вопрос философии. Структура философского знания. 3. Философия и частные науки. 4. Функции философии. Основные понятия: философия, предмет философии, объект философии, культура, мифология, мировоззрение, наука, осевое время, методология, нормативные науки, позитивные науки, философия. Формы: 1. Конспект научной литературы по вопросам, предлагаемым для самостоятельного изучения. 2. Подготовка докладов по теме. 3. Подготовка терминологического словаря по теме. 4. Подготовка к опросу | 3 семестр 4 неделя | 2 | 1. Проверка конспектов 2. Проверка терминологических словарей 3. Опрос 4. Контроль присутствия на семинаре |
№ 2 | № 2 | С одержание: Подготовка к семинарскому занятию. Тема 2. Античная философия. Вопросы: 1. Особенности и основные этапы античной философии. 2. Античная натурфилософия. Милетская школа. Пифагорейская школа. Элейская школа. Гераклит. Демокрит. 3. »Золотой век» античности: софисты, Сократ, Платон, Аристотель. 4. Основные направления в философии поздней античности: эпикуреизм, стоицизм, неоплатонизм. Основные понятия: автаркия, акциденция, апатия, апейрон, апории Зенона, атараксия, гедонизм, генезис, гносис, демиург, диалектика, дуализм, идея, калокагатия, катарсис, категория, логика, логос, майэвтика, материя, метафизика, мимесис, нус, объективный идеализм, понятие, психе, риторика, силлогизм, скептицизм, софизм, стоицизм, физика, форма всех форм, фюзис, хаос, энтелехия, эпикуреизм, эпистеме, этика. Формы: 1. Конспект научной литературы по вопросам, предлагаемым для самостоятельного изучения. 2. Подготовка терминологического словаря по теме. 3. Подготовка к опросу | 3 семестр 5 неделя | 2 | 1. Проверка конспектов 2. Проверка терминологических словарей 3. Опрос 4. Контроль присутствия на семинаре |
№ 3 | № 3 | Содержание: Подготовка к семинарскому занятию. Тема 3. Философия Нового времени (XVII-XVIII вв.). Вопросы: 1. Формирование новой методологии науки в эпоху нового времени. 2. Проблема субстанции в философии нового времени. 3. Социально-политические концепции и проблема человека в философии нового времени. Основные понятия: субстанция, акциденция, эмпиризм, рационализм, сенсуализм, номинализм, деизм, пантеизм, скептицизм, окказионализм, предельное основание, наука, научная революция, эволюция, метод, рефлексия опыт, природа, эксперимент, априорное, перцепция, апперцепция, субъект, объект, врожденные идеи, интуиция, телеология, аксиоматика, индукция, дедукция, анализ, синтез, континуум, свойство, сущность, феномен, сила, потенциальная и актуальная бесконечность, общественный договор, право, государство, утопия, историцизм, историчность, механицизм, редукционизм, свобода, фатализм, воля, атрибут, модус, монада, антропоцентризм, космоцентризм. Формы: 1. Конспект научной литературы по вопросам, предлагаемым для самостоятельного изучения. 2. Подготовка докладов по теме. 3. Подготовка терминологического словаря по теме. 4 . Подготовка к опросу | 3 семестр 6 неделя | 2 | 1. Проверка конспектов 2. Проверка терминологических словарей 3. Опрос 4. Контроль присутствия на семинаре |
№ 4 | № 4 | Содержание: Подготовка к семинарскому занятию. Тема 4. Немецкая классическая философия. Вопросы: 1. Философия И. Канта. Априорные формы чувственности и рассудка. 2. Философия Г. Гегеля. 3. Философия Л. Фейербаха как учение о сущности человека. 4. Философия К. Маркса. «Тезисы о Фейербахе». Основные понятия: априорное созерцание, априорные суждения, апостериори, рассудок, разум, вещь-в-себе, вещь-для-себя, вещь-для-других, чистый разум, диалектика, диалектический метод, государство, гражданское общество, метафизический материализм, единство диалектики, логики и теории познания, восхождение от абстрактного к конкретному, утопический социализм, практика, отчуждение, форма превращенная, способ производства, формация, базис, надстройка. Формы: 1. Конспект научной литературы по вопросам, предлагаемым для самостоятельного изучения. 2. Подготовка к промежуточному тестированию. 3. Подготовка терминологического словаря по теме. 4. Подготовка к опросу | 3 семестр 7 неделя | 2 | 1. Проверка конспектов 2. Проверка терминологических словарей 3. Опрос 4. Контроль присутствия на семинаре |
№ 5 | № 5 | Содержание: Подготовка к семинарскому занятию. Тема 5: Русская философия. Вопросы: 1. Судьба и творчество П.Я.Чаадаева. 2. Идеология славянофилов и западников. 3. Философия русской радикальной демократии и идея «русского социализма». 4. Философия всеединства В.С.Соловьева. 5. Русский космизм (от Н.Ф.Федорова до В.И.Вернадского). 6. Русская философия XX века. Основные понятия: историософия, провиденциализм, эсхатология, мессианизм, византизм, соборность, цельное знание, всецелый разум, всеединство, личность, свобода, софиология, имяславие, творчество, человек, общественный идеал. Формы: 1. Конспект научной литературы по вопросам, предлагаемым для самостоятельного изучения. 2. Подготовка рефератов по теме. 3. Подготовка терминологического словаря по теме. 4 . Подготовка к опросу | 3 семестр 9 неделя | 2 | 1. Проверка конспектов 2. Проверка терминологических словарей 3. Опрос 4. Контроль присутствия на семинаре |
№ 6 | № 6 | Содержание: Подготовка к семинарскому занятию. Тема 6: Современная западная философия. Вопросы: 1. Критика, обновление и защита в западной философии классических философских традиций XIX века (неотомизм, неокантианство, неогегельянство). 2. Проблема знания, языка и методологии. Неопозитивизм, герменевтика, структурализм. Их значение в понимании и толковании языка и науки. 3. Экзистенциализм. Новая постановка проблемы человека в философии XX века. Концепция бытия, мира и человека. Основные понятия: воля, власть, воля к власти, воля к жизни, воля к познанию, иррационализм, иррациональное, рационализм, рациональное, человек, сверхчеловек, архетип, бессознательное, либидо, психоанализ, сублимация, фрустрация, экзистенция, трансцендентное, пограничная ситуация, абсурд, коммуникация, сущность и существование. Формы: 1. Конспект научной литературы по вопросам, предлагаемым для самостоятельного изучения. 2. Подготовка терминологического словаря по теме. 3. Подготовка к опросу | 3 семестр 8 неделя | 2 | 1. Проверка конспектов 2. Проверка терминологических словарей 3. Опрос 4. Контроль присутствия на семинаре |
№ 7 | № 7 | Содержание: Подготовка к семинарскому занятию. Тема 7: Учение о бытии (онтология). Вопросы: 1. Бытие как философская проблема. Научные, религиозные, философские картины мира. 2. Понятие материи в философии. Современная наука о строении материи и уровнях ее организации. 3. Движение и его основные формы. 4. Пространственно-временные характеристики природы и социокультурного мира. 5. Материальное единство мира. Основные понятия: бытие, действительность, монизм, плюрализм, дуализм, пространство, время, бесконечность, идеальное, материальное, реальность. Формы: 1. Конспект научной литературы по вопросам, предлагаемым для самостоятельного изучения. 2. Подготовка терминологического словаря по теме. 4 . Подготовка к опросу | 3 семестр 10 неделя | 2 | 1. Проверка конспектов 2. Поверка терминологических словарей 3. Опрос 4. Контроль присутствия на семинаре 5. Промежуточное тестирование |
№ 8 | № 8 | Содержание: Подготовка к семинарскому занятию. Тема 8: Учение о развитии. Вопросы: 1. Диалектика как метод и принцип бытия. Соотношение между диалектикой и формальной логикой. 2. Законы диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, закон отрицания отрицания. 3. Категории диалектики. 4. Закон и закономерность. Динамические и статистические закономерности. Детерминизм и индетерминизм. Основные понятия: становление, изменение, развитие, прогресс, регресс, диалектика, метафизика, качество, количество, противоположность, противоречие, отрицание отрицания, детерминизм, индетерминизм, каузальность, самоорганизация, система, синергетика. Формы: 1. Конспект научной литературы по вопросам, предлагаемым для самостоятельного изучения. 2. Подготовка терминологического словаря по теме. 4. Подготовка к опросу 5. Подготовка к итоговому тестированию. | 3 семестр 11 неделя | 2 | 1. Проверка конспектов 2. Проверка терминологических словарей 3. Опрос 4. Контроль присутствия на семинаре |
№ 9 | № 9 | Содержание: Подготовка к семинарскому занятию. Тема 9: Проблема сознания в философии. Вопросы: 1. Теория отражения. Сознание и мозг. 2. Социальная сущность сознания. Проблема идеального. 3. Структура, функции, свойства сознания. 4. Сознание и язык. Проблема бессознательного. Основные понятия: сознание, бессознательное, отражение, апперцепция, Ид, Оно, Супер-Эго, Эго, подсознание, индивидуальное сознание, общественное сознание, формы общественного сознания, уровни общественного сознания. Формы: 1. Конспект научной литературы по вопросам, предлагаемым для самостоятельного изучения. 2. Подготовка терминологического словаря по теме. 4. Подготовка к опросу 5 . Подготовка к итоговому тестированию. | 3 семестр 15 неделя | 2 | 1. Проверка конспектов 2. Проверка терминологических словарей 3. Опрос 4. Контроль присутствия на семинаре |
№ 10 | № 10 | Содержание: Подготовка к семинарскому занятию. Тема 10: Основные проблемы теории познания (гносеология). Вопросы: 1. Познание как исторически развивающееся отношение человека к миру. Субъект и объект познания. 2. Чувственный и рациональный уровни познания и их формы. 3. Познание и практика. 4. Проблема истины в философии. Свойства истины. Критерии истины. Основные понятия: абсолютная истина, гносеология, заблуждение, знания, объективная истина, метод, относительная истина, познавательные способности, разум, рассудок, теория отражения. Формы: 1. Конспект научной литературы по вопросам, предлагаемым для самостоятельного изучения. 2. Подготовка терминологического словаря по теме. 4. Подготовка к опросу 5. Подготовка к итоговому тестированию. | 3 семестр 16 неделя | 2 | 1. Проверка конспектов 2. Проверка терминологических словарей 3. Опрос 4. Контроль присутствия на семинаре |
№ 11 | № 11 | Содержание: Подготовка к семинарскому занятию. Тема 11: Научное познание и его специфика. Вопросы: 1. Понятие научного и вненаучного знания. Наука как социальный институт. 2. Основные направления «философии науки». Научные революции и смена типов рациональности. 3. Структура, методы и формы научного познания. Основные понятия: эпистемология, закон, научная картина мира, научно-технический прогресс, научно-техническая революция, философия науки, парадигма. Формы: 1. Конспект научной литературы по вопросам, предлагаемым для самостоятельного изучения. 2. Подготовка терминологического словаря по теме. 4. Подготовка к опросу 5 . Подготовка к итоговому тестированию. | 3 семестр 17 неделя | 2 | 1. Проверка конспектов 2. Проверка терминологических словарей 3. Опрос 4. Контроль присутствия на семинаре |
№ 12 | № 12 | Содержание: Подготовка к семинарскому занятию. Тема 12: Проблема человека в философии. Вопросы: 1. »Человек есть тайна». Образ человека в истории философской мысли. 2. Проблема антропосоциогенеза. 3. Смысл человеческого существования. 4. Свобода и ответственность. 5. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человека. Основные понятия: антропосоциогенез, индивид, личность, душа, гуманизм, философская антропология, субъект, труд, природа человека, сущность человека. Формы: 1. Конспект научной литературы по вопросам, предлагаемым для самостоятельного изучения. 2. Подготовка терминологического словаря по теме. 4. Подготовка к опросу 5. Подготовка к итоговому тестированию. | 3 семестр 12 неделя | 2 | 1. Проверка конспектов 2. Проверка терминологических словарей 3. Опрос 4. Контроль присутствия на семинаре |
№ 13 | № 13 | Содержание: Подготовка к семинарскому занятию. Тема 13: Ценность как способ освоения мира человеком (аксиология). Вопросы: 1. Ценности, их природа и принципы классификации. 2. Моральные и нравственные ценности, их теоретическое освоение в рамках этики. 3. Особенности эстетического способа ценностного освоения действительности. 4. Разнообразие и взаимосвязь религиозных ценностей. Основные понятия: ценности, ценностные ориентации, идеал, общественный идеал, мораль, нравственность, этика, эстетика, художественная ценность, культура. Формы: 1. Конспект научной литературы по вопросам, предлагаемым для самостоятельного изучения. 2. Подготовка терминологического словаря по теме. 4. Подготовка к опросу 5 . Подготовка к итоговому тестированию. | 3 семестр 14 неделя | 2 | 1. Проверка конспектов 2. Проверка терминологических словарей 3. Опрос 4. Контроль присутствия на семинаре |
№ 14 | № 14 | Содержание: Подготовка к семинарскому занятию. Тема 14: Учение об обществе (социальная философия). Вопросы: 1. Понятие общества. Общество как саморазвивающаяся система. 2. Общество в историческом и аксиологическом измерении. 3. Проблемы современного информационно-технического общества. Основные понятия: общество, социум, общественная формация, цивилизация, постиндустриальное общество, информационное общество, устойчивое развитие, социальная революция, социальное реформирование. Формы: 1. Конспект научной литературы по вопросам, предлагаемым для самостоятельного изучения. 2. Подготовка терминологического словаря по теме. 4. Подготовка к опросу 5. Подготовка к итоговому тестированию. | 3 семестр 13 неделя | 2 | 1. Проверка конспектов 2. Проверка терминологических словарей 3. Опрос 4. Контроль присутствия на семинаре |
№ 15 | № 15 | Содержание: Подготовка к семинарскому занятию. Тема 15: Будущее человечества (философский аспект). Вопросы: 1. Глобалистика как наука. Природа глобальных проблем и современные подходы к их классификации. 2. Преодоление экологического кризиса. 3. Социальный прогресс и концепции будущего человечества. Основные понятия: глобализация, экологические проблемы, социальный прогресс. Формы: 1. Конспект научной литературы по вопросам, предлагаемым для самостоятельного изучения. 2. Подготовка терминологического словаря по теме. 4. Подготовка к опросу 5. Подготовка к итоговому тестированию. | 3 семестр 18 неделя | 2 | 1. Проверка конспектов 2. Проверка терминологических словарей 3. Опрос 4. Контроль присутствия на семинаре 5. Итоговое тестирование |
- Философия
- Часть II
- Философия
- Пояснительная записка
- Место курса в системе социогуманитарного образования
- Требования к уровню освоения содержания курса
- 1.2. Содержание курса Содержание государственного образовательного стандарта (гсэ.Ф.10)
- Темы и краткое содержание
- Тема 1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества
- I. История философии
- Тема 2. Философия Древнего мира
- Тема 3. Античная философия
- Тема 4. Средневековая философия
- Тема 5. Философия эпохи Возрождения
- Тема 6. Философия Нового времени (XVII-XVIII вв.)
- Тема 7. Классический и неклассический этапы философии Нового времени
- Тема 8. Русская философия
- Тема 9. Современная западная философия
- II. Философские проблемы
- Тема 10. Учение о бытии (онтология)
- Тема 11. Учение о развитии
- Тема 12. Философская проблема сознания
- Тема 13. Основные проблемы теории познания (гносеология)
- Тема 14. Научное познание и его специфика
- Тема 15. Природа человека и смысл его существования
- Тема 16. Ценность как способ освоения мира человеком (аксиология)
- Тема 17. Учение об обществе (социальная философия)
- Тема 18. Проблемы и перспективы современной цивилизации
- 1.3. Распределение часов по темам и видам работ
- 1.4. Форма итогового контроля
- 1.5. Учебно-методическая карта дисциплины _ф_│_р_│_в Философия (132 часа)
- 1.6. Карта согласования рабочей программы дисциплины вузовского компонента цикла гос (гсэ.Ф.10) Философия с другими дисциплинами
- 1.7. Карта обеспечения дисциплины учебно-методической литературой _ф_│_р_│_в Философия (132 часа)
- Обязательная литература
- Дополнительная литература
- 1.8. Карта обеспечения дисциплины учебными материалами _ф_│_р_│_в Философия (132 часа)
- 1.9. Карта обеспечения дисциплины оборудованием _ф_│_р_│_в Философия (132 часа)
- 2. Дидактические материалы
- 2.1. Практические занятия
- 2.1.1. Формы проведения практических занятий
- 2.1.2. Темы и материалы по проведению семинарских занятий
- Тема 1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества
- 1. Место и роль философии в культуре. Философия как мировоззрение.
- 2. Основной вопрос философии. Структура философского знания.
- 3. Философия и частные науки.
- 4. Функции философии.
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 2. Античная философия
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 3. Философия Нового времени (XVII-XVIII вв.)
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 4. Немецкая классическая философия.
- 1. Философия и. Канта. Априорные формы чувственности и рассудка.
- 2. Философия г. Гегеля.
- 3. Философия л. Фейербаха как учение о сущности человека.
- 4. Философия к. Маркса. «Тезисы о Фейербахе».
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 5. Современная западная философия.
- 1. Критика, обновление и защита в западной философии классических философских традиций XIX века (неотомизм, неокантианство, неогегельянство).
- 2. Проблема знания, языка и методологии. Неопозитивизм, герменевтика, структурализм. Их значение в понимании и толковании языка и науки.
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 6. Русская философия.
- 2. Идеология славянофилов и западников
- 3. Философия русской радикальной демократии и идея «русского социализма»
- 6. Русская философия XX века
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 7. Учение о бытии (онтология)
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 8. Учение о развитии
- Контрольные вопросы
- Рекомендуемая литература
- Тема 9. Проблема человека в философии
- 1. »Человек есть тайна». Образ человека в истории философской мысли.
- 2. Проблема антропосоциогенеза.
- 3. Смысл человеческого существования.
- 4. Свобода и ответственность.
- Контрольные вопросы
- Рекомендуемая литература
- Тема 10. Учение об обществе (социальная философия)
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 11. Ценность как способ освоения мира человеком (аксиология)
- 1. Ценности, их природа и принципы классификации
- 2. Моральные и нравственные ценности, их теоретическое освоение в рамках этики
- 3. Особенности эстетического способа ценностного освоения действительности
- 4. Разнообразие и взаимосвязь религиозных ценностей
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 12. Проблема сознания
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 13. Основные проблемы теории познания (гносеология)
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 14. Научное познание и его специфика
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 15. Будущее человечества (философский аспект)
- Контрольные вопросы
- Литература
- 2.2. Словарь основных понятий и терминов
- Вопросы по философским проблемам
- Вопросы на понимание курса:
- 3.2. Тесты по всему курсу
- 3.3. Рейтинг-контроль
- 3.3.1. Технологическая карта дисциплины
- 3.3.2. Рейтинговая книжка студента
- Формы рейтингового оценивания:
- 4. Методические рекомендации
- 4.1. Темы контрольных работ для студентов-заочников (темы на выбор)
- Литература
- 4.2. Методические рекомендации по написанию контрольной работы
- Структура работы
- Оформление контрольной работы
- Оценка контрольной работы.
- 4.3. Методические рекомендации по работе с первоисточниками
- 4.4. Карта самостоятельной работы студента по дисциплине _ф_│_р_│_в Философия (132 часа)