1.1. Предмет и структура философии
Мы приступаем к изучению основ философского знания, которое своими корнями уходит в глубокое прошлое. Первые философские учения появились на заре человеческой цивилизации в древних государствах Индии, Китае, Египте, Греции.
История философского знания, насчитывает, по крайней мере, две с половиной тысячи лет.
Честь формирования понятия “философия” приписывают Пифагору. Слово “философия” буквально, означает любовь к мудрости. Пифагор считал, что мудрым может быть только Бог, человек же может лишь стремиться к мудрости, любить ее. Такого человека он называл философом.
Уже мыслители древности пытались раскрыть сущность философского знания, ответить на вопрос, что изучает философия, т.е. определить ее предмет.
К примеру, Цицерон считал философию наукой об исцелении души.
Философ Пиррон усматривал суть философии в сомнении. Он сомневался во всем, даже в существовании окружающего мира. Поэтому, когда слушатели его расходились, он продолжал свои рассуждения. А если его спрашивали, почему он так поступает, отвечал, что никаких оснований считать, что эти слушатели существуют у него нет, а значит, он может вести себя так, как ему захочется, не сообразуясь с видимостью их присутствия или отсутствия. Легенда утверждает, что ходил он, не разбирая дороги; часто друзья и ученики спасали его от мчащейся колесницы или останавливали, когда нога его была занесена над пропастью.
Я в свою очередь, сомневаюсь, что Пиррон действительно вел себя столь экстравагантно, в противном случае едва ли дожил бы до девяноста лет. Кстати, когда мы будем говорить об истории философии, ваше внимание, вероятно, привлечет тот факт, что многие философы отличались завидным долголетием. Это не удивительно: современная медицина утверждает, что активная умственная работа способствует продлению жизни. Вот вам лишний повод не избегать философских размышлений. “Пусть никто в молодости не откладывает занятия философией, а в старости не устает заниматься философией: ведь никто не бывает не недозрелым, не перезрелым для здоровья души” (Антология мировой философии. - Т.І. - Ч.І. - М., 1969. - С. 354). Эти слова принадлежат древнегреческому философу Эпикуру. Впрочем, справедливости ради, а также для доказательства того, что всякая философская идея имеет свою альтернативу, приведу и высказывание Платона, которое в какой-то мере противоречит сказанному Эпикуром: “Философия прелестна, если заниматься ею умеренно и в молодом возрасте; но стоит задержаться на ней больше, чем следует, и она - погибель для человека. (Энциклопедия афоризмов. – М., 1999. – С. 615).
Были античные философы, которые утверждали, что смысл философии состоит в том, чтобы научить человека достойно жить и достойно умереть. Некоторые из них примером собственной жизни и смерти подтверждали такое понимание философского знания.
Например, античный философ Зенон Элейский, который являлся для современников образцом благородства, на склоне лет вступил в борьбу с тиранией. Заговор против тирана Неарха был раскрыт. Зенона схватили, от него требовали имена других заговорщиков. Он называл имена, но все это были имена прихлебателей тирана. Самому же тирану он смело заявил: “Только ты пагуба нашего города”. А потом, бросив окружающим обвинение в трусости и раболепстве, откусил свой язык и выплюнул его в лицо тирану. За это его истолкли в громадной ступе. Народ же Элеи, возмущенный расправой с философом восстал, и тирана забросали камнями.
В истории философской мысли можно найти и скептические оценки философского знания. Вольтер, например, говорил, что философия - это беседа, в которой слушающий не понимает говорящего. Но это было бы еще полбеды, беда в том, что говорящий сам себя не понимает.
А иные мыслители даже заявили, что философия - пустая и безрезультативная говорильня, имеющая ценность не более чем поиски черной кошки в темной комнате, в которой вообще нет кошек.
Первое близкое к научному определению философии дал Платон. Он объявил философию знанием, стремящимся охватить всю совокупность знаний о мире в целом.
Тогда, когда научное знание еще только зарождалось, когда оно не было расчленено, когда слово “философ” было равнозначным словам “ученый”, “мудрец”, понимание философии как универсального всеобъемлющего знания было вполне правомерно.
Однако много позднее, вместе с процессом бурной дифференциации науки, который начался в XVII веке и продолжается до наших дней, философия утратила роль науки наук. Вышедшие из ее лона многочисленные частные науки, казалось, полностью “растащили”, приватизировали ее предмет, разложив его на многие составляющие. Мать всех наук оказалась в положении короля Лира, который отдал свое наследство дочерям, а сам остался нищим и сирым.
Так называемые позитивисты ХІХ века Огюст Конт и Герберт Спенсер заявили даже, что философия исчерпала свой предмет, на смену философии пришла точная, позитивная (положительная) наука, которая сама себе философия.
Однако последующее развитие философского знания и его взаимоотношение с наукой не подтвердили эту точку зрения. Наследие оказалось столь велико, что его хватило на всех. По всей видимости, и дальше из философии будут выделяться новые дисциплины, но это не приведет к ее исчезновению.
Хотя, разумеется, философии в этих условиях пришлось уточнить свой предмет, что она делает до сих пор и будет делать в обозримом будущем.
Каков же предмет современной философии?
В любом учебнике философии советских времен вы можете найти следующие определение: философия – это наука о наиболее общих (или всеобщих), законах развития природы общества и человеческого познания. Следовательно, предметом философии выступают некие всеобщие законы развития.
Однако такое определение сущности философии и ее предмета удовлетворяет далеко не всех философов. Одни не согласятся с отнесением философии к науке и будут в известной мере правы. Другие заявят, что нет универсальных, всеобщих законов. Во всяком случае, никакой опыт не может подтвердить универсальности какого-либо положения, претендующего на роль всеобщего закона.
Наконец, третьи будут отрицать саму идею развития, по крайней мере, прогрессивного развития, которое предполагает приведенное выше определение философии.
Попробуем сформулировать такое определение философии, которое устроит всех или почти всех.
Философия - это сфера гипотетического знания, в центре внимания которого находятся мировоззренческие вопросы, это способ духовного самоопределения человека.
Данная дефиниция требует некоторых пояснений.
Во-первых, почему философия – это сфера гипотетического, т.е. предположительного знания? Потому что в философии нет неоспоримых идей, нет истины типа «дважды два четыре». Философское знание всегда альтернативно, представляет собой борьбу мнений и идей.
Конечно же, в процессе своего многовекового развития философия устанавливала некоторые неоспоримые факты. Однако, как только она это делала, эти факты и добытые ею неоспоримые знания переставали быть предметом ее исследования и переходили в ведение какой-нибудь частной науки, которая выверяла их практикой, развивала и дополняла.
В связи с этим в философии заметное место занимают так называемые «вечные вопросы»: о природе бытия, о возможности познания мира, о сущности человека. Эти вопросы являются вечными не только в силу их предельной сложности и невозможности в обозримом будущем дать исчерпывающие ответы на них, но и в силу их личностной значимости для мыслящего человека. Какое бы я не выработал представление о смысле человеческой жизни (а это один из вечных философских вопросов), это будет мое представление. Вы не можете просто перенять его. Ответы на такие вопросы человек должен дать самостоятельно, только тогда они будут иметь для него действительную ценность.
Порою, психологи спорят о том, когда человек становится личностью. Я думаю, важным показателем здесь может быть именно то, когда человека начали «мучить» вопросы о смысле жизни и цели бытия, о счастье, о добре и зле, о долге и ответственности, о жизни и смерти.
Как-то одна знакомая рассказала мне, что ее пятилетний сын обратился к ней с удивительным вопросом: «Мама, а зачем я?». Если ребенок всерьез задумался над такими вопросами, значит, начался активный процесс его становления как личности. А не задумался никогда, пусть даже дожил до седых волос, то по большому счету личностью так и не стал.
Во-вторых, в приведенном выше определении говорится, что в центре внимания философии стоят мировоззренческие вопросы. Но что такое мировоззрение? Почему вопрос о том, существует ли Бог или нет, является мировоззренческим, а вот вопрос, как варить украинский борщ, едва ли можно признать таковым?
Мировоззрение – это система политических, правовых, этических, религиозных, эстетических знаний, определяющих жизненные позиции и ценностные ориентации людей.
От того, как я решу вопрос о Боге, существенно зависит вся моя жизнь, то или иное решение этого вопроса не может не повлиять на формирование моих жизненных принципов и идеалов. Разумеется, ничего подобного нельзя сказать касательно вопроса о борще.
Таким образом, именно решение философских, мировоззренческих проблем способствует моему духовному самоопределению и становлению как личности.
Однако данное нами определение хотя и дает первоначальное представление о сущности философского знания, но не говорит конкретно о его предмете. Каждая наука имеет свой конкретный объект исследования: физика - изучает физическую реальность, физическую форму движения материи, химия - химическую реальность экономика – экономические отношения в сферах производства, обмена и потребления и т. д. А что же философия, она имеет конкретный объект, или все, что можно сказать о ее объекте сводится к рассуждениям о мире в целом, о задаче философии нарисовать некую обобщенную картину бытия?
Думаю, правомерно и даже необходимо говорить о вполне конкретном предмете философии. Таким предметом являются субъектно-объектные отношения. Субъект – просто и коротко говоря - это человек. А объект – это окружающий человека мир, который он познает и преобразует. Эти сложнейшие отношения между человеком и миром и призвана исследовать философия.
Особенность предмета философии во многом определяет ее специфичность как формы общественного сознания, ее отличие от других наук.
Какова же структура философии?
Философское знание сложно структурировано, философия включает в себя многие дисциплины, некоторые из которых всегда будут составлять ядро философского знания, а некоторые, по всей видимости, рано или поздно выделятся из него и образуют самостоятельные науки.
Назовем дисциплины, на сегодняшний день входящие в философское знание, являющиеся элементами его структуры.
Онтология – учение о бытии или первоначалах всего существующего.
Гносеология – учение о познании.
Логика – наука о формах и правилах последовательного и доказательного мышления.
Этика – наука о нравственности.
Эстетика – наука о проявлениях прекрасного в жизни и искусстве.
Философская антропология – учение о человеке.
Социология - наука об обществе как целостной системе.
Культурология – теория культуры.
Религиоведение – учение о религии, религиозных ценностях и отношениях.
Эвристика – наука о творческом мышлении.
Аксиология – философское учение о ценностях.
История философии – своего рода философский самоанализ и ретроспекция.
Кроме перечисленных дисциплин в состав философии входят и такие разделы философского знания как философия естествознания, философия истории, философия права, философия образования, философия науки, философские проблемы экономического знания и др.
Говоря о функциях философии, прежде всего отметим, что под функциями философии (от лат. functio – совершение, исполнение) понимают те роли, которые она играет в обществе в целом, в науке, в духовной жизни людей.
Обычно выделяют следующие функции философии:
мировоззренческая: определяет возможность системного, целостного знания о мире;
гносеологическая (познавательная): обеспечивает приращение нового знания о мире;
методологическая: способствует выработке общенаучного метода познания, определению гениральных направлений научных исследований;
идеологическая: генерирует социальные идеи, используемые социальными группами (прежде всего классами) в политической борьбе.
- Философия
- Анотация
- Содержание
- Тема 1. 7
- Тема 2. 19
- Тема 3 42
- Тема 4 50
- Тема 5. 61
- Тема 6. 79
- Тема 11. 167
- Тема 12 187
- Тема 1. Философия как мировоззрение, ее назначение, смысл и функции в обществе.
- 1.1. Предмет и структура философии.
- 1.2. Место философии в духовной культуре общества.
- 1.3. Основной вопрос философии.
- 1.1. Предмет и структура философии
- 1.2. Место философии в духовной культуре общества.
- 1.3. Основной вопрос философии
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 2. Античная философия.
- Натурфилософский период развития древнегреческой философии.
- Период создания универсальных философских систем.
- Философия эпохи эллинизма.
- 2.1. Натурфилософский период развития древнегреческой философии
- 2.2. Период создания универсальных философских систем
- 2.3. Философия эпохи эллинизма
- Контрольные вопросы
- Литература
- 3.2. Учение аврелия августина
- 3.3. Средневековая схоластика. Спор об универсалиях
- 3.4. Философия Пьера Абеляра. Проблема соотношения разума и веры
- 3.5. Философия Фомы Аквинского
- Контрольные вопросы
- Литература
- 4.2. Философия Возрождения
- 4.2.1. Взгляды на человека и мир философов Возрождения
- 4.2.2. Общественные теории эпохи Возрождения
- 4.2.3. Преодоление наивного антропоцентризма в философии м. Де Монтеня
- 4.3. Идеи Реформация в учениях м. Лютера, ж. Кальвина, т.Мюнцера
- Контрольные вопросы
- Литература
- 5.2. Проблема метода познания в философии Нового времени: ф. Бэкон, р. Декарт, Дж. Локк
- 5.3. Материализм и идеализм философии Нового времени: б. Спиноза, т. Гоббс, г.В. Лейбниц
- 5.4. Философия Дж. Беркли и д. Юма
- 5.5. Философия французского просвещения
- 5.5.1. Общая характеристика Просвещения
- 6.5.2. Французская философия хviii в.: природа, общество, человек
- 6.5.3. Проблема человека в философии просвещения: Вольтер, ж.-ж. Руссо
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 6. Немецкая классическая философия и марксизм
- 6.1. “Критическая философия” и. Канта
- 6.2. Философия и.Г. Фихте и ф. Шеллинга
- 6.3. Философия г. Гегеля
- 6.4. Антропологический материализм л. Фейербаха
- 6.5. Становление и развитие марксизма
- 6.6. Проблемы человека, общества и мира в философии марксизма
- 6.7. Эволюция философии марксизма: западные и восточно-европейские концепции
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 7 традиции и особенности развития философской мысли в украине
- 7.1. Составные части и периодизация развития философской мысли в Украине
- 7.2. Философская мысль Киевской Руси
- 7.3. Гуманистические идеи Возрождения и Просвещения в философской мысли Украины
- 7.4. Развитие философской мысли в Украине в XIX–XX веках
- Контрольные вопросы
- 8.2. Сциентистские направления
- 8.3. Антропологические направления
- 8.4. Религиозно-философские направления
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 9. Онтология
- 9.1. Понятие «бытие»
- 9.2. Виды бытия
- 9.3. Понимание материи в истории философии.
- 9.4. Ленинское определение материи
- Контрольные вопросы
- Литература
- 10.2. Марксистское понимание сознания.
- 10.3. Вульгарно-материалистическое истолкование сознания. Критика гилозоизма.
- 10.4. Материальное и идеальное. Противоположность материалистического и идиалистического истолкования познаваемости мира.
- 10.5. Критика агностицизма.
- 10.6. Проблема истины.
- Контрольные вопросы
- Тема 11. Антропология
- 11.1. Философы прошлого о сущности человека.
- 11.2. Происхождение человека.
- 11.3. Биологическое и социальное в человеке.
- 11.4. Смысл и цель жизни человека
- 11.4.1. Понятие цели и смысла жизни.
- 11.4.2. Противоположность идеалистического и материалистического подходов к пониманию смысла и цели жизни.
- Контрольные вопросы
- Литература
- 12.1.2. Экономическая сфера общества. Проблема соотношения сфер.
- 12.1.3. Основные концепции типологизации обществ
- 12.1.4. Социальная структура общества. Революционный и эволюционный пути развития общества
- 12.1.5. Политическая структура общества
- 12.2. Общественный прогресс
- 12.2.1. Представления о прогрессе в истории философии
- 12.2.2. Критерии прогресса
- 12.2.3. Цивилизационная и формационная теории общественного прогресса
- 12.3. Глобальные проблемы человечества
- 12.3.1. Антропологический кризис
- 12.3.2. Сущность и истоки глобальных проблем
- 12.3.3. Глобальные проблемы – вызов человеческому разуму
- Контрольные вопросы
- Литература