logo search
filosofia_mishi

15. Актуальные философские проблемы дизайна.

Предмет философии в дизайневоздействие дизайна на мир человека, дизайн как модель совершенствования мира.

То есть по сущности основания дизайн сродни философии.

Дизайн – моделирование и развитие человека через предметный мир.

В теории дизайна основное философское понятие – форма, композиция, прекрасное, красота (эстетические понятия философии).

Дизайн является творческой деятельностью. Творчество – создание социально значимого нового. Дизайнеры воздействуют на человека, вовлекают его в творческий процесс.

Анализ деятельности. Деятельность по законам художественного мира – по законам предметного мира.

Особенность дизайна – в воздействии на мир человека, дизайн воздействует постоянно. Покупая красивую вещь, человек покупает статус, какое-то ощущение, социальную значимость.

По уровню анализа дизайн соответствует философии.

К философским проблемам дизайна относятся:

1. Онтологические проблемы (проблемы бытия)

2. Гносеологические проблемы (закономерности и возможности процесса познания)

3. Аксеологические (наука о ценностях)

Остановимся на каждой из проблем подробней.

Что такое дизайн? Как дать определение этому понятию?

занимаясь определением дизайна, можно опре­делить его сущность через сравнение с родственным видом деятельно­сти. Ближе всего оказывается искусство. В последние годы обе области исследуются часто, но как-то фрагментарно: одна кажется изученной досконально и как будто бы уходящей в прошлое, другая вызывает опасения стремительностью разви­тия. На практике есть точки пересечения и перехода, в которых художнику отчаянно хочется быть дизайнером, а дизайнеру нелепыми кажутся его художественные устремления и склонности. Эти, родственные виды эстетической деятельности, не похожи между собой: за вдохновение или декоративность похвалят, ско­рее, художника и упрекнут дизайнера. Случаются и подмены. Так, в со­ветское время дизайнеры часто определяли свою деятельность как «художественное конструирование», будто бы довольствуясь разработкой проектов и не будучи озабоченными их осуществлением. Напротив, ху­дожники внедрялись в производство и «украшали» быт. Что желательно, а что непозволительно? Что соответствует духу времени и вкусам заказчиков? Ответ требует всестороннего понимания границ искусства в культуре и бытии.

Дизайн в моде, о нем написано много и напишут еще больше. Сначала писали о терминах, о том, что английское "design" - производное от итальянского "disegno", а означает не только чертеж или рисунок, но и сложные вещи - едва ли не всю область работы художника, за исключением станкового искусства. Потом писали о предметах, сделанных с участием дизайнеров, о том, какие это красивые и удобные вещи. Потом о самих дизайнерах - что они делают, как получается дизайнерское решение и чем оно отличается от обычного инженерного. Писали уже о многом, но по отдельности - оказалось, что все эти отдельные фрагменты знаний вовсе не просто соединить в единое целое, для этого нужны особые средства. Дело в том, что достаточно часто "дизайн" означает собственно деятельность художников в промышленности, значительно чаще - продукт этой деятельности (вещь или система вещей), а иногда - область организации деятельности, взятую как целое. В некоторых случаях "дизайн" трактуется предельно расширительно и далеко выходит за рамки обозначения деятельности художника по решению задач промышленного производства.

Дизайн – это проектирование материальных объектов и жизненных ситуаций, на основе метода компоновки при необходимом использовании данных науки с целью признания результатов проектирования, эстетических качеств и оптимизации их взаимодействия с человеком и обществом. Дизайну присущи социальные последствия, проявляющиеся в личности потребителя.

Этим определением утверждается наличие особой творческой деятельности, отличающейся от традиционных и более или менее изученных: искусства, инженерии, науки. Считать продуктом дизайна только вещи, промышленные изделия нет достаточных оснований. Разнообразие продуктов, приписываемых дизайну, колеблется в зависимости от конкретного источника информации. Большинство дизайнеров относят к дизайну не только промышленные и общественные интерьеры (которые никак не отнесешь к промышленным изделиям), но и выставочную экспозицию, промышленную графику и даже новые системы организации производства, обслуживания, рекламы. Больше того, целый ряд дизайнеров и дизайнерских организаций вообще не выполняет проектов промышленных изделий, но это не может быть принято как основание отказать им в праве представлять в системе разделения труда данную профессию. Попытка выделить какой-то суммарный продукт дизайна наталкивается на значительные трудности.

Дизайн во многом остается явлением легендарным, и легенды представляют для нас существенный интерес. Всякая попытка определить время возникновения дизайна является скрытым определением. Продукт дизайна может рассматриваться по ценностным критериям. Как видно из определения данного ранее Дизайну присущи социальные последствия, проявляющиеся в личности потребителя. Но всегда ли то, что создает дизайн имеет последствия в личности потребителей.

Сложность и проблема определения сущности дизайна заключается в том, что дизайн находится в непрерывном движении, как всякая деятельность, находящаяся в процессе становления. Эта деятельность меняет фронт задач, меняет определение своего продукта, меняет организационные формы. Естественно поэтому, что всякое описание значительно отстает от изменений действительности. В дизайне нет отработанной системы понятий, как требует наука, через которую рассматривается сущность дизайна. Единственным выходом в подобной ситуации является многослойный анализ деятельности во всех ее проявлениях - без этого анализа у исследователя просто нет средств для того, чтобы понять, с каким явлением он все-таки имеет дело.