logo search
фил

14) Особенности русской философии. Философия всеединства в.Соловьева.

Русская философия стала оформляться в 18-19 века.

Черты:

- поиск самобытного пути России

- с одной стороны – ученичество у Запада (Шеллинг), с другой стороны – связь с религиозной мыслью

- всегда откликается на общественную жизнь, возникают философско-социальные теории.

- литературность, связана с художественной литературой

- р.ф. всегда подвергалась гонениям, цензуре

- приобщали массы к философии, публиковались в журналах

- уход в естественные науки – космисты (Чижов, Сеченев), в историю, метафизику (20 в.)

В 40-50-хх гг. 19 в. велись споры о путях развития россии. Возникло разделение философов на западников и славянофилов.

Западники (Чаадаев, Герцен, Грановский) – оринетироавались на европейские модели развития без войн, революций. Суть – Россия будет обладать статусом.

Славянофилы (Киреевский, Чижов, Беляев, Астахов)– выступали за самобытность России, за возвращение к корням, религии, к крестьянской общине.

Два исследовательских направления славянофильства: естественно-научное и религиозное (Киреевский, Бердяев, Булгаков, бр. Трубецие).

Возникает русский космизм – духовно-теоретический феномен, возникший в конце 19 - нач.20 веков, обладающий комплексом идей о Космосе и человеке как части космического единства. Идея всеединства, идея незавершенности развития мира и человека, возможность для дальнейшего совершенствования, идея преобразования мира как смысла человеческой деятельности.

Идея духовного, космического, человеческого и нравственного всеединства в концепции В.Соловьева была связана с созданием гармоничного мира, который свободен от распада и уничтожения. Всеединство в философии Соловьева выступает в различных аспектах: 1) гносеологический – как единство трех видов знаний: науки, философии и религии; 2) аксиологический – как единство Истины, Красоты и Добра; 3) практический – как единство общества, государства и церкви; 4) онтологический – единство Бога, человека и Космоса.

В представлении Соловьева мир иерархичен, в нем низшее и высшее органически взаимосвязаны. Он пронизан высшим Божественным началом и предстает на деле как творенье Божье, единство истины, добра и красоты. Бог-это некий космический разум, организующая сила мира. Однако, мир не завершен, не застыл в своем движении. Он динамичен и непрерывно развивается, неся в себе активное внутреннее начало, или мировую душу. Эта душа представляет собой особого рода творящую энергию, она является носителем идей и принципа всеединства.

На человеке лежит задача создания духовно-человеческого царства, без сознательного стремления человечества к этой цели она не может быть достигнута. Человек – необходимая частица мировой гармонии. Он вносит свой вклад в достижение всеединства. И основное его средство достижения этой цели – это утверждение красоты в собственной душе и во взаимоотношениях с другими людьми.