16. Основной вопрос философии и его различные интерпретации.
Основной вопрос философии сформулирован в марксизме, является системообразующим фактором философского знания и имеет две стороны: 1) что первично материя или сознание; 2) познаваем ли мир.
Ответ на первый вопрос в зависимости от течения. Согласно материалистическому решению вопроса первичной является материя, а сознание является свойством одного их её видов – высокоорганизованной материи. Идеалисты – первично сознание, которое является творческим, формообразующим началом, выполняющим активную роль по отношению к пассивной, косной, инертной материи.
В зависимости от того, что идеалисты считают основой окружающего мира, они являются либо субъективными, либо объективными. Первые полагают такой основой своё собственное сознание, тогда как вторые – Мировой дух, Абсолютную идею и т.п., что зачастую оказывается не чем иным, как Ф-ским псевдонимом Бога, Творца, т.е. существа сверхъестественного.
Кроме материализма и идеализма существует ещё так называемый дуализм. Дуалисты считают, что в основе окружающей действительности лежат две независимые субстанции – душа и тел, идеальное и идеальное, сознание и материя. фактически дуалисты так или иначе склоняются к идеализму. Классическим представителем дуализма является французский фил-в и естествоиспытатель 17 в. Р. Декарт.
Утвердительный ответ на второй вопрос объединяет большую группу учёных-философов, которые называются философами признающими познаваемость мира (гносеологическими рационалистами). Философы отрицающие познаваемость мира на уровне сущности вещей, называются агностики, а их учение – агностицизм.
В других философских течениях в качестве основного вопроса – вопросы о бытии и небытии, жизни и смерти, необходимости и свободе, смысле жизни и др.
17. Понятие материи. Соотношение материи и движения. Формы движения материи и их взаимосвязь.
Субстанция – фил. категория, которая означает внутреннее единство разнообразных конкретных вещей, явлений и процессов, основу и сущность всего существующего (бытия).
Материя – понятие, фил. категория которая отражает своим содержанием всё то общее, что характерно всем вещам и явлениям окружающей среды – объективность из существования.
Фил. категория «материя» проходило эволюции:
-
Оно тяготело к наглядно чувственным представлениям. Считалось, что материальную основу все вещей определяют природные стихии: вода, земля, огонь и т.д.
-
Материя отождествлялась с атомами как с основной формой вещества, не сводимой не к одному из существующих в природе вещественных образований.
-
В 19-20 в. разделили атом. Выработано так наз. философско-гносеологическое представление о материи – с понятием материи связано лишь два свойства: 1) способность материи существовать независимо от сознания, 2) её способность отражаться человеческим сознанием.
-
формируется новая концепция материи, ориентированная на более полный охват её атрибутов.
Движение атрибут материи, способ её существования. Друг без друга невозможны.
Существует два типа движения: 1) связан с сохранением вещества, когда происходят только количественные изменения, 2) с переходом вещества от одного качества к другому.
Под формой движения материи понимают движение с материальным носителем, которое охватывает явления, что обладают определённым качественным единством о подчиняются одним и тем же законам. Существует 5 основных форм движения материи:
-
механическое (перемещение макротел в пространстве)
-
физическое (тепловое, электрическое, магнетическое и т.д.)
-
химическое (взаимодействие атомов и молекул)
-
биологическое (взаимодействие и функционирование живых организмов)
-
социальное (развитие общества).
Все формы связаны между собой генетически и структурно. Генетическая связь проявляется в том, что высшие формы движения материи возникают на основе низших и представляют их синтез.
Выделение движение как атрибутивного свойства материи недостаточно для описания бытия материальных вещей и процессов. В ходе движения, развития одни вещи возникают, другие исчезают. Для выявления этого бытия материи, материальных систем, вещей в истории философии сформулированы понятия пространства и времени.
18. Проблема пространства и времени в философии и науке
Диалектический материализм исходит из того, что пространство и время являются атрибутами материи, формами её бытия, характеризуют материю в единстве.
Пространство — фил. категория, которая выражает протяжённость, взаимное расположение материальных объектов и их элементов.
Время — фил. категория, которая выражает продолжительность сосуществования (бытия) вещей и процессов, последовательность смены их качественного состояния. Сосуществование пространства и времени обусловлено существованием движущейся материи.
Абсолют пространства и времени заключается в том, что являются всеобщими и необходимыми формами существования материи. Науке не известно бытиё материальных систем вне пространства и времени.
Но пространству и времени присуща и противоположенная характеристика — относительность, которая указывает на связь пространственных структур и ритмов времени с состоянием движущейся материи, характером взаимодействия материальных объектов (систем) и т.д.
Относительность проявляется в специальной (СТО) и общей (ОТО) теории относительности А. Эйнштейна. СТО — при приближении скорости движения тела к скорости света линейные размеры тела уменьшаются, а ритм течения времени замедляется. ОТО подтвердила философское положение о зависимости пространства и времени от движения материи и выявила, что пространство время характеризуют бытиё материи как пространственно-временное отношение, т.е. здесь прослеживается не просто единство пространства и движения материи, а зависимость пространства и времени от движения материи и друг от друга.
Специальные свойства: для времени — одномерность и необратимость, для пространства — трёхмерность и обратимость.
Две концепции пространства и времени:
-
Субстанциональная берёт начало у Демокрита, который бытию атомов противопоставил пространство как то место, где ещё нет атомов. Его мысль продолжил Ньютон: пространство и время рассматриваются как сущности (субстанции), существующие вне материи, рядом с ней.
-
Релятивисткая концепция идёт от Аристотеля и получила дальнейшее развитие у Лейбница, который считал, что пространство и время характеризуют порядок размещения тел (пространство) и последовательность их изменения (время). Т.о. пространство и время являются объективно независимыми ни от человека, ни от человечества формами бытия движущейся материи.
На разных этапах развития цивилизации формируются разные пространственные сферы жизнедеятельности человека. Происходит стремление к планетарному пространству.
Материальных мир не исчерпаем, а поэтому неисчерпаема и пространственно-временная форма его существования.
19. Проблема сущности и происхождения сознания.
Особенности подхода к проблеме сознания принципиальным образом определяется решением основного вопроса философии и ориентацией в оппозиции «материя – сознание». Инициатива в постановке проблемы сознания принадлежит идеалистам. Исходя из первичности сознания, они давно обратили внимание на его качественное отличие от различных природных явлений, его роль в деятельности человека, на различные феномены познания и психики. Вместе с тем при таком подходе снимается проблема происхождения сознания, а многие его свойства оторваны от реального субстрата и поэтому мистифицированы. Материализм исходит из первичности материи: сознание произошло от материи и к тому же связано только с высшими формами её организации. В рамках этого направления существовали весьма упрощённые и заранее реакционные течения: механистический материализм, вульгарный материализм.
Естественно предположение о присущности всей материи определённого свойства, которое способно при соответствующих условиях перерасти в сознание. В этом суть Ленинской гипотезы об отражении. В настоящее время возникла необходимость соотнести понятие отражение и информации. Отражение имеет свои качественные особенности на различных уровнях организации материи. Отражение в неживой природе, в виде механических, физических, химических взаимодействий, будучи пассивным, оно не как не сказывается на бытии объекта. Раздражимость, присущая растениям, есть недифференцированная реакция организма на определённые внешний раздражители. Чувственность, присущая низшим животным, предполагает активность организма, избирательную реакцию на различные факторы (реакция амёбы на свет). Психика, свойственная высшим животным (с нервной системой), включает ощущения, восприятия представления и т.д., а также развитую ориентированную деятельность.
Новый качественный скачок в развитии психических форм отражения, а именно появление сознания, обусловлен процессом становления homo sapiens. Сознание тесно связано с языком, которому присуща репрезентативная, экспрессивная, когнитивная и коммуникативная функции.
Сознание есть отражение внутренней специфики предметно-практического освоения человеком окружающего мира, сложных противоречивых связей и отношений системы «мир – человек».
Сознание определяет, реализует способность человека как духовной личности определять своё отношение к окружающему миру, духовно его осваивать, познавать, прогнозировать и организовывать свою деятельность, мотивировать свои действия и поступки.
- 2. Философия и наука, их взаимосвязь и различие (функции философии)
- 3. Историческая обусловленность возникновения философии. Философия и мифология
- 4. Особенности античной философии.
- 5. Особенности средневековой философской мысли.
- 6. Философия эпохи возрождения.
- XVIII вв. Существенным образом отразился на содержании философии, которая, в свою очередь, оказала огромное влияние на развитие всех областей науки.
- 7. Английский материализм 17-го века (Бекон, Гоббс, Локк).
- 8. Философия р. Декарта.
- 9. Основные черты французского материализма 18-го века.
- 10. Философское учение Канта.
- 11. Философия Гегеля.
- 12. Антропологический материализм л. Фейсрбаха.
- 13, 14 Философия марксизма и её исторические судьбы.
- 16. Основной вопрос философии и его различные интерпретации.
- 20. Структура сознания. Сознательное и бессознательное в человеческой психике.
- 21. Язык и мышление. Перспектива создания искусственного интеллекта.
- 22. Сложность и противоречивость процесса познания. Проблема познаваемости мира. Агностицизм.
- 23. Диалектический и метафизический стили мышления. Софистика и эклектика.
- 24. Диалектика как концептуальная система. Принципы всеобщей связи и развития.
- 25. Понятие закона. Классификация законов.
- 26. Закон единства и борьбы противоположностей и его место в диалектической концепции развития.
- 28. Закон отрицания «отрицания».
- 29. Философские категории. Происхождение, развитие и функции категорий.
- 30. Категории отдельного, единичного и общего, их взаимосвязь и роль в познании.
- 31. Категории причины и следствия.
- 32. Категории необходимости и случайности и их взаимосвязь.
- 33. Соотношение категорий содержания и формы и их роль в познавательной и практической деятельности.
- 34. Категории сущности и явления и их взаимосвязь.
- 35. Взаимосвязь категорий возможности и действительности и их место в познании.
- 36. Философское понимание практики. Роль практики в познавательной деятельности.
- 37. Формы чувственного и рационального познания действительности и их соотношение. Эмпиризм и рационализм.
- 38. Проблема истины.
- 39. Интуиция и её роль в познании.
- 40 Понятие методологии. Наука как предмет философско-методологического анализа.
- 41 Понятие метода. Соотношение теории и метода. Проблема классификации методов.
- 42 Эмпирический и теоретический уровни научного познания.
- 43 Анализ и синтез, индукция и дедукция как общелогические методы
- 45 Историч. И логический методы, их взаимосвязь и роль в процессе познания.
- 46 Роль наблюдения и эксперимента в процессе познания.
- 47 Восхождение от абстрактного к конкретному как метод теоретич. Познания.
- 48 Основные формы научного познания (факт, проблема, гипотеза, теория).
- 49 Основания науки (картина мира; идеалы и нормы научного исследования; философские идеи и принципы).
- 50 Природа и общество. Глобальный экологический кризис: сущность, причины, пути преодоления.
- 51 Общество как целостная система и основные подходы к его интерпретации.
- 53 Роль материального производства в жизни общества.
- 54. Основные сферы общественной жизни. Социальная структура общества.
- 55 Историческая необходимость и сознательная деятельность людей.(256-259 Жуков )
- 56 Нация как историческая общность людей. Проблема межнациональных отношений в современных условиях.
- 57 Духовная жизнь общества. Общественное сознание и его структура.
- 58 Общественное и индивидуальное сознание и их взаимосвязь.
- 59 Обыденное и теоретическое сознание, общественная психология и идеология.
- 60 Политическое и правовое сознание и их роль в жизни общества.
- 61 Понятие политики. Политическая организация общества и ее динамика в постсоветском обществе.
- 62 Происхождение и сущность государства. Тоталитарное и демократическое государство. Правовое государство и его принципы.
- 63 Нравственное сознание. Общечеловеческие основания морали.
- 64 Религия как форма общественного сознания и ее роль в современном обществе.
- 65 Эстетическое сознание и искусство. Функции искусства.
- 66 Наука и роль в обществе. Сциентизм и антистиентизм.
- 67 Позитивистское направление в западной философии и его исторические формы.
- 68 Философия экзистенциализма.
- 69. Неотомисткая философия.
- 70. Современная западная ф.
- 71 Нтр, ее сущность и социальные последствия.
- 72 Философское понимание культуры. Культура и цивилизация.
- 1 Важное значение для понимания сущности культуры имеет выявление закономерностей ее развития. Главнейшей из них является обусловленность культуры материальным производством.
- 73 Формационный и цивилизационный подходы к пониманию истории.
- 74. Противоречивый характер общественного развития. Социальный прогресс и его критерии.
- 78 Проблема человека в философии. Человек, индивид, личность.
- 81 Проблема свободы в ф.
- 82 Проблема смерти и бессмертия в различных религиозных и философских системах.
- 83. Понятие мировоззрения. Типы мировоззрения.
- 84. Проблема духовности личности.