logo search
Kotsuba

Сократ

Сократ проводил дни, часто разговаривая с горожанами. Участвовал в Пелепонесской войне, был очень неприхотлив в быту: «Многие живут, чтобы есть; я ем, чтобы жить». Интереса к политической деятельности не проявлял.

Целью учения Сократа было понять, что есть добро, а что есть зло. В поисках ответа на этот вопрос Сократ общался с политиками, поэтами и «специалистами».

Точка зрения политиков Сократа в итоге не удовлетворила, так как он заметил, что по­ литики даже не могут нормально воспитать собственных детей, не говоря уже о гражданах. По Сократу, политикам нельзя доверять государство.

Далее Сократ общался с поэтами, но и они разочаровали его. Поэты оказались всего лишь медиумами, создающими красивые произведения, но не вкладывающими свою мудрость в стихи.

Общение со специалистами объяснило Сократу, почему он считался самым мудрым греком. Специалисты прекрасно разбирались в свой области и не разбирались в чужой, но тем не менее считали себя умными вообще, следуя чужим мнениям, хотя и не были компетенты. Сократ же полагал, что нельзя опираться на мнения, а нужно оперировать только знаниями: «Если я этого ещё не знаю, я понимаю, что я это не знаю. Я вижу свою некомпетентность»

Я знаю только то, что ничего не знаю.

῝Εν οÚδα íτι æυδàν οÚδα.

Таким образом, Сократ продолжает традицию рационализма.

Фундаментальным вопросом для Сократа был вопрос о том, что такое благо, а что та­ кое зло, так как от этого зависит жизнь индивидуума и жизнь общества. По Сократу, человеку необходимо руководствоваться своей природой, которая включает в себя и разум. Если человек находится в здоровом состоянии, то её можно доверять в своих действиях, но если человек болен, то это доверие лишь усугубит его положение, как больному с чесоткой. «Познай самого себя» — и тогда ты можешь понять, что есть добро, а что есть зло.

Сократ разделяет тело и душу. О себе нужно заботиться, но как правило под этим понимают только заботу о теле. Тело же есть лишь инструмент души, душа управляет телом, поэтому о ней нужно заботиться, но как? По Сократу, душу делает лучше добродетель

(греч. ἀγαθìς), в его беседах раскрывается эта тема: как совершать благо и не делать ошибок. Как основные методы разума, Сократ называет индуктивный метод и поиск общих определений. Знания должны быть выражены в понятиях — рационально систематизирован­

ных мыслях, которые фиксируют черты определённого класса и их отличия от других.