Сократ
Сократ проводил дни, часто разговаривая с горожанами. Участвовал в Пелепонесской войне, был очень неприхотлив в быту: «Многие живут, чтобы есть; я ем, чтобы жить». Интереса к политической деятельности не проявлял.
Целью учения Сократа было понять, что есть добро, а что есть зло. В поисках ответа на этот вопрос Сократ общался с политиками, поэтами и «специалистами».
Точка зрения политиков Сократа в итоге не удовлетворила, так как он заметил, что по литики даже не могут нормально воспитать собственных детей, не говоря уже о гражданах. По Сократу, политикам нельзя доверять государство.
Далее Сократ общался с поэтами, но и они разочаровали его. Поэты оказались всего лишь медиумами, создающими красивые произведения, но не вкладывающими свою мудрость в стихи.
Общение со специалистами объяснило Сократу, почему он считался самым мудрым греком. Специалисты прекрасно разбирались в свой области и не разбирались в чужой, но тем не менее считали себя умными вообще, следуя чужим мнениям, хотя и не были компетенты. Сократ же полагал, что нельзя опираться на мнения, а нужно оперировать только знаниями: «Если я этого ещё не знаю, я понимаю, что я это не знаю. Я вижу свою некомпетентность»
Я знаю только то, что ничего не знаю.
῝Εν οÚδα íτι æυδàν οÚδα.
Таким образом, Сократ продолжает традицию рационализма.
Фундаментальным вопросом для Сократа был вопрос о том, что такое благо, а что та кое зло, так как от этого зависит жизнь индивидуума и жизнь общества. По Сократу, человеку необходимо руководствоваться своей природой, которая включает в себя и разум. Если человек находится в здоровом состоянии, то её можно доверять в своих действиях, но если человек болен, то это доверие лишь усугубит его положение, как больному с чесоткой. «Познай самого себя» — и тогда ты можешь понять, что есть добро, а что есть зло.
Сократ разделяет тело и душу. О себе нужно заботиться, но как правило под этим понимают только заботу о теле. Тело же есть лишь инструмент души, душа управляет телом, поэтому о ней нужно заботиться, но как? По Сократу, душу делает лучше добродетель
(греч. ἀγαθìς), в его беседах раскрывается эта тема: как совершать благо и не делать ошибок. Как основные методы разума, Сократ называет индуктивный метод и поиск общих определений. Знания должны быть выражены в понятиях — рационально систематизирован
ных мыслях, которые фиксируют черты определённого класса и их отличия от других.
- Досократики
- Милетская школа
- Пифагорейская школа
- Эмпедокл
- Демокрит
- Классическая античная философия
- Сократ
- Аристотель
- Христианство
- Гностицизм
- Философия Нового времени
- Фрэнсис Бэкон
- Рене Декарт
- Бенедикт Спиноза
- Английский эмпиризм
- Джон Локк
- Дэвид Юм
- Готфрид Вильгельм Лейбниц
- Немецкий идеализм
- Иммануил Кант
- Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг
- Неклассическая философия XIX века
- Первый позитивизм
- Второй позитивизм (эмпириокритицизм)
- Неокантианство
- Марбургская школа
- Баденская школа
- Экзистенциализм
- Николай Александрович Бердяев
- Альбер Камю
- Логический позитивизм (неопозитивизм)
- Пьер Морис Мари Дюгем
- Аналитическая философия
- Бертран Артур Уильям Рассел
- Людвиг Йозеф Иоганн Витгенштейн
- Постпозитивизм
- Карл Раймунд Поппер
- Постмодернизм
- Актуальные проблемы философии
- Западничество
- Пётр Яковлевич Чаадаев
- Славянофильство
- Иван Васильевич Киреевский
- Константин Сергеевич Аксаков
- Религиозная философия XIX века
- Фёдор Михайлович Достоевский
- Владимир Сергеевич Соловьёв
- Философия XX века
- Николай Александрович Бердяев
- Семён Людвигович Франк
- Экзаменационные программы
- Четвёртый курс