12.3.2. Сущность и истоки глобальных проблем
Под глобальными проблемами философия понимает общепланетарные противоречия и трудности развития, которые в силу своей остроты и масштабности ставят под вопрос дальнейшее существование человечества. О них настойчиво заговорили ученые и политики, писатели и общественные деятели в 70–80-е гг. XX в., когда эти проблемы обнаружили себя в полной мере. Большой вклад в осмысление глобальных проблем внес Римский клуб – Международная неправительственная организация, основанная в 1968 г. и поставившая задачу всестороннего осмысления этих проблем, их происхождения и природы, путей и способов решения. Деятельность клуба (его первым президентом стал итальянский ученый А. Печчеи) проявилась, прежде всего, в форме подготовки теоретических докладов (“Пределы роста”, “Человечество на поворотном пункте” и др.), в которых анализировались наиболее острые проблемы цивилизации.
Глобальные проблемы возникли из различных источников на волне всемирных процессов – широкомасштабного освоения природных ресурсов, формирования единого хозяйственного организма человечества, становления единых коммуникаций и диалога культур, взаимодействия государств и народов.
Во-первых, ряд из них порожден конкретными причинами исторического характера. Это, например, резкая граница в уровне и качестве жизни между промышленно развитыми странами (“золотой миллиард” человечества) и странами так называемого “третьего мира” (бывшие колонии).
Во-вторых, некоторые проблемы появились как побочный продукт логики хозяйственной деятельности и бурного развития научно-технического прогресса (это относится, прежде всего, к современной экологической проблеме).
В-третьих, отдельные проблемы порождены характером исторического времени, особенностями XX в. Сюда следует отнести международный терроризм, некоторые трудноизлечимые болезни и т. д. Данные проблемы порождены также и стихийными факторами, неравномерностью в развитии стран и регионов мира, конкретно-историческими обстоятельствами.
Глобальные проблемы – это результат прошлого и настоящего человеческого рода. Они выражают неоднозначный дух истории и являют собой наиболее острые социоприродные противоречия в бытии современного человека и общества, тотальный (всеобъемлющий) кризис современной цивилизации. Груз глобальных проблем – это высокая цена человечества за прогресс своего существования, своей истории, за непродуманные решения и действия, эгоизм человеческого рода. Львиная доля глобальных проблем обусловлена именно деятельностью человека.
В научной и учебной литературе выделяют три группы глобальных проблем: интерсоциальные (проявляются в отношениях между странами и государствами), антропосоциальные (существуют в отношениях между человеком и обществом) и природосоциальные (проявляются в отношениях между природой и обществом). Комплекс глобальных проблем характеризуется как сложный узел острых противоречий и трудностей в развитии современной цивилизации. Они взаимосвязаны и накладываются друг на друга, пронизывая весь планетарный социальный организм и делая неопределенным его дальнейшее существование. В своей действительности совокупность глобальных проблем представляет собой следующую картину.
Проблема всемирного ядерного разоружения является порождением острого идеологического, политического и военно-технологического соперничества ряда государств, имевшего место во второй половине XX в. Увы, но история человечества наполнена бесконечными военными конфликтами. Всего их на планете произошло свыше 4500, и они унесли сотни миллионов человеческих жизней. Войны оказались спутниками человеческого рода, о чем сокрушался английский поэт Дж. Мильтон:
О срам людской!
Согласие царит меж бесов проклятых, но человек, –
Сознаньем обладающая тварь, –
Чинит раздор с подобными себе...
В Первую и Вторую мировые войны были вовлечены десятки стран и народов. Это потрясло до основания человеческую цивилизацию, нанесло ей колоссальный материальный и нравственный ущерб и сопровождалось огромными людскими жертвами.
В 1945 г. США применили атомное оружие против гражданского населения Японии, и это означало наступление ядерной эры человечества. Затем стали создаваться все более мощные его виды и современные средства доставки. Человечество было вовлечено в затяжную гонку ракетно-ядерных вооружений. К настоящему времени ряд стран (Россия и США, Великобритания, Франция и Китай, Индия и Пакистан) являются официальными обладателями оружия массового поражения.
Кроме этого “ядерного клуба” еще около 30 стран технологически способны создавать данный вид оружия массового поражения. За послевоенную историю человечество не раз оказывалось на грани его применения, как, например, осенью 1961 г. во время Карибского кризиса между США и СССР. После 1945 г. на нашей планете осуществлено более 2000 испытаний ядерного оружия. Однако авария на Чернобыльской АЭС в 1986 г. показала чрезвычайную опасность выхода “мирного атома” из-под контроля человека и беззащитность общества перед этой бедой. Нетрудно представить себе весь трагизм негативных последствий применения ядерного оружия на планете, где постоянно происходят военные конфликты.
К настоящему времени накоплено и хранится в военных арсеналах несколько десятков тысяч ядерных боеприпасов. Их совокупный потенциал позволяет 30–35 раз уничтожить все живое на нашей планете. Одним из отрицательных последствий этого станет “ядерная зима”, т. е. резкое падение температуры из-за значительного загрязнения атмосферы планеты от многочисленных пожаров. Ядерная война разрушит материальную культуру человечества, которая создавалась тысячелетиями. Она подорвет естественные условия существования человека, включая и его генетические основы. Победителя в этой войне не будет, потому что ее последствия на планете невозможно локализовать и преодолеть.
Проблема ядерного разоружения имеет и экономический аспект. Создание и совершенствование ядерного оружия, утилизация ядерных материалов требуют колоссальных материальных затрат и ресурсов, дорогостоящих технологий. Парадоксально, но величайшие открытия в науке и технике, сделанные разумным человечеством, работали во второй половине XX в., прежде всего, на создание ракетно-ядерных “меча” и “щита”. Их создавали и обслуживали сотни тысяч квалифицированных специалистов. Самые ценные и редкие материалы, новейшие технологии использованы в этом деле. Надо признать, что научно-техническая мысль человечества в этих вопросах оказалась на высоте. Например, современная баллистическая ракета с десятью разделяющимися боеголовками в полете на 10 тысяч километров не отклоняется в сторону более чем на 200 м и может стереть с лица Земли многомиллионный город.
Гонка ракетно-ядерных вооружений поставила человечество на грань гибели от случайности (халатность обслуживающего персонала, сбои в компьютере, террористическая акция и т. д.). Не следует забывать и о том, что на нашей планете имеются огромные запасы химического и бактериологического оружия, которые тоже обладают очень большой силой поражения. В последние годы были созданы и применены новые системы вооружений с высокой степенью эффективности – вакуумная бомба и лазерная пушка, высокоточное оружие, системы залпового огня и многое другое. Сфера военной деятельности распространилась и на космическое пространство. Причем создается не только новое оружие, но и средства противодействия ему, что еще больше раскручивает спираль гонки вооружений и порождает сложную для разрешения ситуацию. Человечество все больше увязает в некоем круге неразумности, выбраться из которого все труднее. Самоубийство – что еще может быть более печальным концом истории человеческого рода?
Сегодня уже очевидно, что будущее человечества возможно лишь на путях всеобщего и полного ядерного разоружения. Эта идея все больше осознается мировым сообществом. В последние годы стали заключаться соглашения по ограничению и уничтожению оружия данного типа. Мир без насилия и войн и есть та почва, без которой невозможно нормальное решение человечеством всех иных проблем, больших и малых. Суть же проблемы разоружения – это уничтожение раскола и конфронтации человечества и переход к логике диалога и сотрудничества на основе согласования национальных и общечеловеческих интересов и ценностей. Разоружение – это преодоление состояния безумия человечества, которое слепо мчится к бездне своего небытия. Безъядерный и ненасильственный мир является первым и необходимым условием для дальнейшего существования человеческого рода.
Экологическая проблема стала глобальной во второй половине XX в. в связи с бурной и неконтролируемой хозяйственной деятельностью человечества. Ее негативные последствия уже сказались практически во всех регионах нашей планеты. Данная проблема по сути своей означает разрушение биосферы как естественной среды обитания и существования человечества.
В последние годы экологический кризис все более обостряется и обретает черты необратимого процесса. Фактически налицо экспансия “технического” человека в среду своего обитания. Экоэкстремизм человека приведет, по оценкам ученых, к потере в предстоящие 50 лет от четверти до половины биологического потенциала нашей планеты. С 1945 г. разрушено около 11% плодородной почвы, что равно территории Китая и Индии, вместе взятых.
При существующих темпах уничтожения лесов и потребления органического топлива температура на нашей планете может подняться к 2100 г. на 6°С, а уровень вод Мирового океана – на 5–7 м, что будет иметь катастрофические последствия для многих стран. Впрочем, некоторые ученые полагают, что глобальное потепление уже достигло своего апогея и грозит скоро смениться своей противоположностью – глобальным похолоданием, которое будто бы заявит о себе уже в 2012 г.
Опасным явлением последних лет стало, также разрушение озонового слоя атмосферы. Загрязняется и космическое пространство, в котором оставлено около 7 тыс. искусственных объектов (спутники, станции).
Проблемы экологии обостряются жестокой экономической конкуренцией между государствами и монополиями за обладание природными ресурсами. Этому способствует и сама сущность частной собственности, проявляющаяся в погоне за прибылью как основным мотивом в хозяйственной деятельности. Частная собственность все чаще оказывается тормозом на пути решения экологической проблемы. Вот почему в настоящее время человечество встало перед насущной необходимостью принять концепцию направляемого развития, что означало бы жесткий контроль над хозяйственной деятельностью и потреблением природных ресурсов. Проблема сохранения природы требует соединения политики и экономики, нравственности и просто здравого смысла. Ее острота не исчезла, а практическое решение во всемирном масштабе находится, по сути дела, на самой ранней стадии.
Демографическая проблема вызвана к жизни быстрым ростом населения на планете и исчерпанием ресурсов для его существования. К началу нашей эры на Земле обитало около 250 млн. человек, а к началу XIX в. их было уже около 1 млрд. В 20-е гг. XX в. численность населения удвоилась и на октябрь 1999 г. составляла 6 млрд. человек. Ежегодно на свет появляется около 130 млн. новорожденных. Наибольший прирост населения дают страны Азии, Африки и Латинской Америки, где существует самый низкий уровень жизни и ее качества. Ученые предсказывают увеличение населения к 2025 г. до 8,5 млрд., а в перспективе – до 12,5 и даже до 20 млрд, что будет означать колоссальный демографический взрыв. Это резко обострит проблему питания и здравоохранения, увеличит нагрузку на природную среду, приведет к конфликтам и нестабильности в мировом сообществе, к другим негативным последствиям.
Продовольственная проблема возникла как бы на стыке трех названных выше проблем – ядерного разоружения, экологической и демографической. Сегодня колоссальные материальные ресурсы направляются на военные цели, а не на созидательные проекты. К тому же ежегодно сокращается плодородный слой земли, необходимый для аграрной деятельности. В начале XX в. на одного человека в мире приходилось 9 га культурных земель, в середине века – уже 6, а в ближайшие годы останется всего лишь около 2 га. По оценкам ООН, нормальным питанием сейчас обеспечено лишь около 20% населения Земли, а еще столько же голодает. Неуклонный рост населения все больше приходит в противоречие с недостатком природных ресурсов на нашей планете.
Проблема “Север – Юг” означает резкое различие в уровне и качестве жизни между населением промышленно развитых стран и странами так называемого “третьего мира”. Она сложилась во многом в силу причин исторического характера – как наследие прежней колониальной системы, уродливого разделения труда, несправедливого экономического обмена между государствами. В настоящее время соотношение в доходах между населением этих групп стран составляет примерно 60 : 1. Смертность в развитых странах мира составляет около 12 человек на 1 тыс. населения, а в развивающихся – около 67 человек. Соответственно резко различается и средняя продолжительность жизни населения этих стран. К сожалению, Украина за годы так называемой независимости сделала все возможное, чтобы перейти в разряд стран “третьего мира”. Проблема “Север – Юг” означает наличие в современном мире двух полюсов – богатства и нищеты. Ее решение невозможно без согласованных усилий всего мирового сообщества и его доброй воли, без создания на нашей планете нового экономического порядка.
Энергетическая проблема обусловлена стремительным исчерпанием традиционных источников энергии и ресурсов (лес, нефть, газ, каменный уголь) или же их ограниченностью (водные ресурсы), в то время как запросы материального производства требуют все новых и новых природных материалов для переработки. Растущие потребности человечества побуждают искать и осваивать нетрадиционные источники в виде энергии морских приливов и отливов, атомной и термоядерной энергии. Это необходимо, поскольку, как полагают специалисты, мировых запасов газа хватит на 55–60 лет, нефти – на 30–35 лет, а каменного угля и того меньше.
Комплекс названных нами проблем современной цивилизации и их иерархия (порядок, масштаб, значение) этим не исчерпываются. Сюда с полным основанием можно отнести и такие, как международный терроризм, наркомания, СПИД, онкологические и другие тяжелые заболевания (“болезни цивилизации”), вопрос сохранения памятников истории и культуры. Ученые предупреждают и об опасности столкновения Земли с крупными космическими объектами естественного происхождения. Очевидно, что XXI в. несет с собой отнюдь не безмятежное существование человеческого рода.
- Философия
- Анотация
- Содержание
- Тема 1. 7
- Тема 2. 19
- Тема 3 42
- Тема 4 50
- Тема 5. 61
- Тема 6. 79
- Тема 11. 167
- Тема 12 187
- Тема 1. Философия как мировоззрение, ее назначение, смысл и функции в обществе.
- 1.1. Предмет и структура философии.
- 1.2. Место философии в духовной культуре общества.
- 1.3. Основной вопрос философии.
- 1.1. Предмет и структура философии
- 1.2. Место философии в духовной культуре общества.
- 1.3. Основной вопрос философии
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 2. Античная философия.
- Натурфилософский период развития древнегреческой философии.
- Период создания универсальных философских систем.
- Философия эпохи эллинизма.
- 2.1. Натурфилософский период развития древнегреческой философии
- 2.2. Период создания универсальных философских систем
- 2.3. Философия эпохи эллинизма
- Контрольные вопросы
- Литература
- 3.2. Учение аврелия августина
- 3.3. Средневековая схоластика. Спор об универсалиях
- 3.4. Философия Пьера Абеляра. Проблема соотношения разума и веры
- 3.5. Философия Фомы Аквинского
- Контрольные вопросы
- Литература
- 4.2. Философия Возрождения
- 4.2.1. Взгляды на человека и мир философов Возрождения
- 4.2.2. Общественные теории эпохи Возрождения
- 4.2.3. Преодоление наивного антропоцентризма в философии м. Де Монтеня
- 4.3. Идеи Реформация в учениях м. Лютера, ж. Кальвина, т.Мюнцера
- Контрольные вопросы
- Литература
- 5.2. Проблема метода познания в философии Нового времени: ф. Бэкон, р. Декарт, Дж. Локк
- 5.3. Материализм и идеализм философии Нового времени: б. Спиноза, т. Гоббс, г.В. Лейбниц
- 5.4. Философия Дж. Беркли и д. Юма
- 5.5. Философия французского просвещения
- 5.5.1. Общая характеристика Просвещения
- 6.5.2. Французская философия хviii в.: природа, общество, человек
- 6.5.3. Проблема человека в философии просвещения: Вольтер, ж.-ж. Руссо
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 6. Немецкая классическая философия и марксизм
- 6.1. “Критическая философия” и. Канта
- 6.2. Философия и.Г. Фихте и ф. Шеллинга
- 6.3. Философия г. Гегеля
- 6.4. Антропологический материализм л. Фейербаха
- 6.5. Становление и развитие марксизма
- 6.6. Проблемы человека, общества и мира в философии марксизма
- 6.7. Эволюция философии марксизма: западные и восточно-европейские концепции
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 7 традиции и особенности развития философской мысли в украине
- 7.1. Составные части и периодизация развития философской мысли в Украине
- 7.2. Философская мысль Киевской Руси
- 7.3. Гуманистические идеи Возрождения и Просвещения в философской мысли Украины
- 7.4. Развитие философской мысли в Украине в XIX–XX веках
- Контрольные вопросы
- 8.2. Сциентистские направления
- 8.3. Антропологические направления
- 8.4. Религиозно-философские направления
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 9. Онтология
- 9.1. Понятие «бытие»
- 9.2. Виды бытия
- 9.3. Понимание материи в истории философии.
- 9.4. Ленинское определение материи
- Контрольные вопросы
- Литература
- 10.2. Марксистское понимание сознания.
- 10.3. Вульгарно-материалистическое истолкование сознания. Критика гилозоизма.
- 10.4. Материальное и идеальное. Противоположность материалистического и идиалистического истолкования познаваемости мира.
- 10.5. Критика агностицизма.
- 10.6. Проблема истины.
- Контрольные вопросы
- Тема 11. Антропология
- 11.1. Философы прошлого о сущности человека.
- 11.2. Происхождение человека.
- 11.3. Биологическое и социальное в человеке.
- 11.4. Смысл и цель жизни человека
- 11.4.1. Понятие цели и смысла жизни.
- 11.4.2. Противоположность идеалистического и материалистического подходов к пониманию смысла и цели жизни.
- Контрольные вопросы
- Литература
- 12.1.2. Экономическая сфера общества. Проблема соотношения сфер.
- 12.1.3. Основные концепции типологизации обществ
- 12.1.4. Социальная структура общества. Революционный и эволюционный пути развития общества
- 12.1.5. Политическая структура общества
- 12.2. Общественный прогресс
- 12.2.1. Представления о прогрессе в истории философии
- 12.2.2. Критерии прогресса
- 12.2.3. Цивилизационная и формационная теории общественного прогресса
- 12.3. Глобальные проблемы человечества
- 12.3.1. Антропологический кризис
- 12.3.2. Сущность и истоки глобальных проблем
- 12.3.3. Глобальные проблемы – вызов человеческому разуму
- Контрольные вопросы
- Литература