7.Философское учение Платона.
Период большого синтеза (Высокая классика).
ПЛАТОН - самый знаменитый ученик Сократа, оставил после себя обширное письменное наследие – диалоги, в Византии. Платон создал учение о двух планах бытия – 1) феноменальном, постигаемом чувствами и 2) сверхчувственном, постигаемом интеллектом, умопостигаемая реальность. Сверхчувственный мир, гиперурания, состоит из идей, которые суть сущности вещей, их образцы. Мир – это материальное отображение идей. Идеи вечны, неразложимы, неизменны. Первоначало идей, вещей, всех свойств – Единое. На его основе мир идей иерархически организован – самая высокая идея – идея блага. Она – функция единого. Единому противостоит начало множественности (инаковости) – диада. Из соединения единого (целого) и диады вырастает тотальность всех идей Единое – принцип бытия, истины, ценности. Восхождение от идеи к идее – основа диалектики Платона. Демиург (бог) на основе идей создал физический космос. Мир – это видимый бог. Мир наделен душой – сущность, тождество, различие – ее принципы. Душа вечна и неизменна Человек получает ее при рождении, когда происходит вселение души в тело (метампсихоз). Душа способна к познанию — истина извлекается из глубины души припоминанием (анамнез) всего, виденного раннее. Ступени познания – мнение (знание чувственного мира) и знание (знание идей). Научный поиск, накопление знаний – способ очищения души от греха, цель тела – катарсис, стремление достигнуть высшего блага через познание как добродетель есть процесс уподобление божеству, и это важный моральный долг человека. К сверхчувственному миру человек может подняться силой Эроса – любви как жажды красоты, добра, блага, мудрости, счастья, бессмертия.
Особую роль в философии Платона играет учение о государстве. Основная задача государства – создание справедливости, гармонии классов. Идеальное государство состоит из трех классов: 1) крестьян, ремесленников, купцов, 2) стражников, 3) мудрецов-просветителей. Основой политики государства должна быть философия. Первенство в государстве принадлежит закону при всех формах правления – монархии, тирании, аристократии, олигархии, демократии и тилократии (власть военных). Платонизм и неоплатонизм стали ведущими направлениями европейской философии.Идельное общество – приоритет общих интересов над частными,общность имущества и жен,ликвидация брака и семьи.
- 1.Ф. И мировоззрение
- 2. Возникновение философии. Основной вопрос. Направления философской мысли.
- Причины возникновения философии:
- Основной вопрос философии
- 3.Структура и функции философского знания. Специфика философских проблем.
- 4.Взаимодействие философии с другими формами культуры. Наука и философия.
- Философия и медицина
- 5.Античная философия
- 6.Демокрит.Софисты.Сократ.
- 7.Философское учение Платона.
- 8.Философия Аристотеля.
- 9.Философские школы эпохи эллинизма: эпикуреизм, неоплатонизм, стоицизм, скептицизм. Влияние античной философии на медицину и фармацию.
- 10. Философские школы Древней Индии. Основные принципы традиционной медицины востока. Особенности древнеиндийской философии:
- 11.Философские школы Древнего Китая. Основные принципы традиционной медицины востока.
- 12.Теоцентризм средневековой философии. Основные идеи Библейского послания. Специфика средневековой философии и перироды её развития.
- 13) Патристика и её основные представители
- 14) Схоластика и её основные представители.
- 15.Философия Возрождения. Сущность гуманистического подхода к проблеме человека. Влияние философских идей Возрождения на развитие медицины и фармации.
- 16. Зарождение нового естествознания в эпоху Возрождения. Неоплатонизм. Н. Кузанский, д. Бруно, Парацельс.
- 17. Социально-политические теории возрождения. Лютер. Макиавелли. Мор. Компанелла
- 18.Наукоцентризм философии нового времени. Научная революция.
- 19.Проблема метода в философии нового времени. Р.Декарт и ф.Бэкон
- 20.Философские системы Спинозы и Лейбница.
- 21. Философия просвещения и французский материализм 18т века, их влияние на науку,медицину и фармацию.
- 22.Английская эмпирическая философия: Гоббс,Локк,Беркли, Юм.
- 23. И.Кант- родоначальник немецкой классической философии.
- 24. «Наукоучение» г. Фихте и «Система трансцендентального идеализма» ф. Шеллинга
- 25. Философская система г. Гегеля
- 26. Антропологический материализм л. Фейербаха
- 27. Диалектико-материалистическая философия (к. Маркс и ф. Энгельс)
- 28. Философия иррационализма XIX века: а. Шопенгауэр, ф. Ницше, а. Бергсон, о. Шпенглер.
- 29. Феноменология.
- 30. Герменевтика.
- 31. Позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм.
- 32.Экзистенциализм.
- 33. Философия психоанализа, ее влияние на медицину и фармацию.
- 34 . Отличительные особенности русской философии. Русская среднеековая философия. Влияние религии на русскую философию.
- 35.Русское Возрождение, его основные представители
- 36. Русская философия первой половины XIX века. П.Я.Чаадаев, славянофилы и западники.
- 37. Русский космизм (н.Федоров, в.Вернадский, к.Циалковский)
- 38. Религиозно-философские искания л.Н.Толстого и ф.М.Достоевского.
- 39.Русская религиозная философия х1х – начала хх вв.:
- 40. Философские идеи русских врачей и естествоиспытателей.
- 41. Онтология о категории бытыя. Его основные формы и диалектика. Роль в становлении мировоззрения врача и фармацевта.
- 42. Картина мира. Отношение « Человек и мир» как философская проблема. Основные принципы понимания мироздания: космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм
- 43. Материальная субстанция. Современная наука о сложной, системной организации материи. Основные уровни организации живой и неживой природы.
- 44. Понятие движения, его типы и формы. Движение и развитие.
- 45. Пространство и время как формы бытия материи. Биологическое и социальное пространство и время.
- 46. Философская концепция человека как основание наук о человеке. «Природа» и «сущность» человека.
- 47. Проблемы антропогенеза, основные факторы, подходы. Социальное и биологическое в человеке.
- 48. Исторические и социальные аспекты бытия человека. Проблема смысла человеческого существования.
- 49. Биологическое и социальное в человеке. Роль медицины и фармации в формировании научной картины человека.