12.2.1. Представления о прогрессе в истории философии
Первые представления о развитии общества стали возникать тогда, когда человек научился мыслить рационально и ставить вопрос о том, является ли общество чем-то неизменным, раз и навсегда данным, или же ему свойственна трасформация, переход в иное состояние. В античных мифах, например, существовало представление о некоем “золотом веке” человечества – безмятежном состоянии, которое затем было утрачено, и на смену ему пришли заботы и печали. Для большинства античных философов история общества представала как простая последовательность событий, за которыми стоит нечто неизменное и вечное (“космос”, “логос”, “мировой разум”). В учениях некоторых из них (Марк Аврелий, Зенон из Китиона, Сенека и др.) появился фатализм – убежденность в том, что человек якобы подчинен судьбе и обстоятельства его жизни роковым образом предопределены. Настоящее время кратко как миг, а будущее – сомнительно, поэтому человеку остается лишь прошлое как единственно определенное и устойчивое.
В средние века религиозная философия утверждала мысль о якобы изначальной греховности человека и неизбежности наказания за это, о суете сует и тщетности человеческой жизни, о безвозвратно утраченном рае. Сформировалось учение о грядущем конце мира и человечества, о Страшном суде. Считалось, что в истории уже все заранее предрешено, и места для свободы и творчества не остается. В эпоху Возрождения появилась твердая уверенность в том, что “золотой век” лежит не в прошлом, а в будущем человечества. Это будет некое “царство разума”, а его творцом станет уже не Бог, а сам человек как господин и повелитель окружающей природы, кузнец собственного счастья. Социалисты-утописты (Т. Мор, Т. Кампанелла) разрабатывали детальные проекты такого общества. Будучи оптимистами, они горячо верили, что в этом обществе возобладает свободный труд, социальное равенство и свободное развитие человеческой личности.
Итальянский философ Д. Вико, автор теории “исторического круговорота”, считал, что каждый народ проходит в своем развитии три эпохи – божественную, героическую и человеческую. После прохождения своей вершины общество оказывается в состоянии упадка, а потом движение вновь начинается по восходящей линии. В истории, таким образом, имеет место круговорот, повторение пройденного.
Философы до К. Маркса, даже те из них, которые развивали материалистические идеи, в понимании общественной жизни, закономерностей исторического процесса оставались идеалистами. Так, французские просветители в разуме человека, его способности к совершенствованию усматривали двигатель общественного прогресса, они связывали общественный прогресс прежде всего с развитием научного знания и культуры. Полагалось, что история общества – это продукт Разума, который способен к бесконечному совершенствованию своих способностей. Показателен в этом отношении труд Ж.А. Кондорсе: “Эскиз исторической картины человеческого ума”. Не учитывая общественной природы человека, уверенность в светлом будущем философ черпал в силе человеческого разума, природной склонности человека к добру. Утверждая рационалистическую трактовку прогресса, он заявлял, что настанет момент, когда Солнце будет освещать Землю, населенную свободными людьми, не признающими другого господина, кроме своего разума. Просветители давали высокую оценку нарождавшейся промышленной цивилизации и связывали с ней надежды человечества на лучшее будущее.
Идеолог немецкого просвещения И.Г. Гердер выдвинул идею о закономерном изменении общества от низшего к высшему, но причины общественного прогресса видел в развитии духовной культуры. В Новое время была также высказана идея противоречивости общественного прогресса, которую сформулировал и обосновал Ж.Ж. Руссо. Он считал, что развитие цивилизации и культуры вовсе не означает прогресса, а, напротив, ведет к нравственной деградации и падению человека. Естественной для существования человека является природа, от которой он в настоящее время оторван, но к которой ему следует возвратиться.
Позитивисты О. Конт и Г. Спенсер отказались от идеи бесконечности прогресса, объявили капитализм высшей формой общественного развития.
В классической немецкой философии обосновывалась идея закономерности и неодолимости прогресса общества. Так, Г. Гегель попытался представить историю общества как логичный процесс смены состояний, двигателем которого является “мировой разум”. История, по убеждению философа, – это прогресс в продвижении к состоянию свободы. Мировой разум придает развитию общества разумный порядок и строгую гармонию.
Оптимистический подход к пониманию общественного прогресса сложился и в философии марксизма. Общественно-экономические формации предстали в марксизме как ступени восходящего развития человечества. Локомотивами истории являются творчество трудящихся масс, социально-классовая борьба и революции. На смену “неподлинной” истории неминуемо придет коммунизм, который наконец-то освободит человека от рабства в различных формах его проявления. Коммунизм – это идеальное состояние истории, скачок человечества из “царства несвободы” в “царство свободы”.
По мнению Ф. Ницше, общество не развивается по восходящей линии, а напротив, регрессирует или, в лучшем случае, повторяет ранее пройденные ступени своего развития. Он соглашается с тем, что важную роль в развитии общества играет мораль, но роль эта сугубо отрицательна, так как в основе развития лежит борьба за существование, а мораль стремиться ослабить её.
В русской социальной философии проблема общественного прогресса рассматривалась и решалась с различных позиций. Так, представители естественнонаучной философии (М. Ломоносов, К. Циолковский, В. Вернадский) горячо верили в прогресс общества и связывали его возможность с точным знанием, развитием техники и промышленности. Г. Плеханов и В. Ленин смотрели на прогресс общества сквозь призму материалистического понимания истории и теории классовой борьбы. Славянофилы (И. Киреевский, А. Хомяков, И. Аксаков и др.) считали, что прогресс возможен лишь на путях следования России своим традиционным национальным ценностям (православие, самодержавие и народность). В русской религиозной философии (В. Соловьев, Н. Бердяев и др.) решение проблемы прогресса общества виделось на основе сохранения духовности в таких ее формах, как религия и мораль, нравственность людей. Религиозные философы отрицательно относились к идее применения насилия в истории, пусть даже и во имя самых высоких целей.
Разочарование в результатах общественного прогресса характерно для многих мыслителей ХХ в. Например, знаменитый австрийский психиатр и философ З. Фрейд даже призвал к отказу от цивилизации, к возврату в примитивное состояние. “То, что мы называем нашей цивилизацией, – писал он, – в значительной степени ответственно за наше несчастье, и мы могли бы быть намного счастливее, если бы отказались от цивилизации и возвратились бы к примитивным условиям жизни” (Цит. по: Денисов В.В. Социология насилия. – М., 1975. – С. 125).
Многочисленные факты духовной деградации человечества в первой половине ХХ в. дали повод полагать, что прогресса уже больше не существует и цивилизация движется к гибели. Немецкий философ А. Кестлер в своем эссе с символическим названием “Человек – ошибка эволюции” выдвинул новые соображения в пользу концепции общественного регресса.
В XX в. существовали и оптимистические трактовки общественного прогресса. В ряде теорий (А. Тоффлер, У. Ростоу) он связывался с внедрением передовых технологий и возрастанием роли инженерно-технической интеллигенции. Была выдвинута идея “технотронной эры” как грядущей перспективы человечества. Многочисленные концепции (постиндустриального общества, конвергенции, микроэлектронной революции) настойчиво пытались убедить, что прогресс современного общества обязательно состоится, и это произойдет благодаря силе науки и техники.
Обращение к истории социально-философской мысли показывает, что тема общественного прогресса всегда являлась в ней предметом большого внимания. Это вызвано, прежде всего, стремлением философии вскрыть его пружины, выявить его важнейшие тенденции и формы проявления, предвосхитить будущее человечества. Так что же такое прогресс общества?
Под общественным прогрессом принято понимать тип развития общества, характеризующийся поступательным (восходящим), направленным и необходимым переходом его от низшего состояния к высшему, становлением нового, более совершенного и жизнеспособного в обществе. Прогресс общества – это, прежде всего, становление цивилизованности (культурности) во взаимоотношениях между людьми и социальными группами, между обществом и природой. Кратко говоря, прогресс есть создание культуры во всех ее формах. Сферы его проявления совпадают с основными подсистемами общества, и в соответствии с этим принято выделять экономический, социальный, политический и др. прогресс в обществе. В основе общественного прогресса лежат умственная и практическая деятельность человека, непрерывное совершенствование орудий труда и навыков по их применению, развитие науки и техники, рост потребностей общества.
Данное понятие всегда соотносится с понятием регресса, под которым в философии понимаются попятное движение, застой, распад жизнеспособных форм жизни общества. Прогресс и регресс – две стороны исторического процесса, которые друг без друга не существуют. Прогресс в одном отношении – это всегда регресс в другом. Вот почему нельзя представлять себе всемирную историю идущей вперед прямолинейно, без зигзагов. Исторический процесс по природе своей всегда противоречив, и часто эти противоречия очевидны.
В истории общества нет только светлых тонов, она многоцветна и не может выражать интересы всех людей одновременно. История гуманна и жестока. Богатство и бедность, образованность и невежество, творчество и разрушение неразлучны, как свет и тень. В течение многих веков в основе общественного прогресса лежала, по словам Ф. Энгельса, “низкая алчность”. Основной целью общества и двигателем его прогресса было обретение богатства для узкого слоя людей. Интересы большинства приносились в жертву меньшинству, и прогресс тем самым приобретал несправедливый, уродливый и антагонистический характер. Благосостояние и развитие одних осуществлялось ценой угнетения и страданий других. Такой, увы, оказалась логика истории человеческого рода, и давняя мечта угнетенных масс о “золотом веке” представляется в связи с этим отнюдь не беспочвенной.
Тема прогресса общества и противоречивой природы истории логично подводит нас к проблеме бытия человека в современном мире. Мы существуем на разломе эпох в истории человечества. Наше время – это время глубокой технологической революции и становления постиндустриальной (“техногенной”, “информационной”) цивилизации. Это время опережающего развития науки и роста искусственного мира, становления всемирного интеллекта, расширения рамок индивидуальной свободы. С помощью впечатляющего научно-технического прогресса, оторвавшись от природы и овладев ее силами, род человеческий оказался перед выбором: быть или не быть? Наша эпоха носит переходный характер, и это определяет важнейшие черты современного человека, его взаимосвязи и отношения с окружающим миром.
- Философия
- Анотация
- Содержание
- Тема 1. 7
- Тема 2. 19
- Тема 3 42
- Тема 4 50
- Тема 5. 61
- Тема 6. 79
- Тема 11. 167
- Тема 12 187
- Тема 1. Философия как мировоззрение, ее назначение, смысл и функции в обществе.
- 1.1. Предмет и структура философии.
- 1.2. Место философии в духовной культуре общества.
- 1.3. Основной вопрос философии.
- 1.1. Предмет и структура философии
- 1.2. Место философии в духовной культуре общества.
- 1.3. Основной вопрос философии
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 2. Античная философия.
- Натурфилософский период развития древнегреческой философии.
- Период создания универсальных философских систем.
- Философия эпохи эллинизма.
- 2.1. Натурфилософский период развития древнегреческой философии
- 2.2. Период создания универсальных философских систем
- 2.3. Философия эпохи эллинизма
- Контрольные вопросы
- Литература
- 3.2. Учение аврелия августина
- 3.3. Средневековая схоластика. Спор об универсалиях
- 3.4. Философия Пьера Абеляра. Проблема соотношения разума и веры
- 3.5. Философия Фомы Аквинского
- Контрольные вопросы
- Литература
- 4.2. Философия Возрождения
- 4.2.1. Взгляды на человека и мир философов Возрождения
- 4.2.2. Общественные теории эпохи Возрождения
- 4.2.3. Преодоление наивного антропоцентризма в философии м. Де Монтеня
- 4.3. Идеи Реформация в учениях м. Лютера, ж. Кальвина, т.Мюнцера
- Контрольные вопросы
- Литература
- 5.2. Проблема метода познания в философии Нового времени: ф. Бэкон, р. Декарт, Дж. Локк
- 5.3. Материализм и идеализм философии Нового времени: б. Спиноза, т. Гоббс, г.В. Лейбниц
- 5.4. Философия Дж. Беркли и д. Юма
- 5.5. Философия французского просвещения
- 5.5.1. Общая характеристика Просвещения
- 6.5.2. Французская философия хviii в.: природа, общество, человек
- 6.5.3. Проблема человека в философии просвещения: Вольтер, ж.-ж. Руссо
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 6. Немецкая классическая философия и марксизм
- 6.1. “Критическая философия” и. Канта
- 6.2. Философия и.Г. Фихте и ф. Шеллинга
- 6.3. Философия г. Гегеля
- 6.4. Антропологический материализм л. Фейербаха
- 6.5. Становление и развитие марксизма
- 6.6. Проблемы человека, общества и мира в философии марксизма
- 6.7. Эволюция философии марксизма: западные и восточно-европейские концепции
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 7 традиции и особенности развития философской мысли в украине
- 7.1. Составные части и периодизация развития философской мысли в Украине
- 7.2. Философская мысль Киевской Руси
- 7.3. Гуманистические идеи Возрождения и Просвещения в философской мысли Украины
- 7.4. Развитие философской мысли в Украине в XIX–XX веках
- Контрольные вопросы
- 8.2. Сциентистские направления
- 8.3. Антропологические направления
- 8.4. Религиозно-философские направления
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 9. Онтология
- 9.1. Понятие «бытие»
- 9.2. Виды бытия
- 9.3. Понимание материи в истории философии.
- 9.4. Ленинское определение материи
- Контрольные вопросы
- Литература
- 10.2. Марксистское понимание сознания.
- 10.3. Вульгарно-материалистическое истолкование сознания. Критика гилозоизма.
- 10.4. Материальное и идеальное. Противоположность материалистического и идиалистического истолкования познаваемости мира.
- 10.5. Критика агностицизма.
- 10.6. Проблема истины.
- Контрольные вопросы
- Тема 11. Антропология
- 11.1. Философы прошлого о сущности человека.
- 11.2. Происхождение человека.
- 11.3. Биологическое и социальное в человеке.
- 11.4. Смысл и цель жизни человека
- 11.4.1. Понятие цели и смысла жизни.
- 11.4.2. Противоположность идеалистического и материалистического подходов к пониманию смысла и цели жизни.
- Контрольные вопросы
- Литература
- 12.1.2. Экономическая сфера общества. Проблема соотношения сфер.
- 12.1.3. Основные концепции типологизации обществ
- 12.1.4. Социальная структура общества. Революционный и эволюционный пути развития общества
- 12.1.5. Политическая структура общества
- 12.2. Общественный прогресс
- 12.2.1. Представления о прогрессе в истории философии
- 12.2.2. Критерии прогресса
- 12.2.3. Цивилизационная и формационная теории общественного прогресса
- 12.3. Глобальные проблемы человечества
- 12.3.1. Антропологический кризис
- 12.3.2. Сущность и истоки глобальных проблем
- 12.3.3. Глобальные проблемы – вызов человеческому разуму
- Контрольные вопросы
- Литература