9.4. Ленинское определение материи
К классическим определениям материи, данным с позиций материализма, относится определение В. И. Ленина. Это определение он дает в своей работе, «Материализм и эмпириокритицизм», написанной в 1908 году.
Несколько слов относительно предыстории данной работы. На рубеже ХIХ – ХХ веков в естествознании были сделаны фундаментальные открытия, не укладывающиеся в рамки тех представлений о материальном мире, которые имели философы-материалисты прошлого. А. А. Беккерель и супруги Кюри открывают явление радиоактивности, было установлено, что атом не является неделимой частицей, Дж. Дж. Томсон открывает частицу, входящую в состав атома – электрон. Будет также выяснено, что масса электрона меняется в зависимости от скорости его движения: чем больше скорость, тем больше масса. В. К. Рентген открыл свои знаменитые икс-лучи, названные потом рентгеновскими. Уже в средине ХIХ века усилиями М. Фарадея и Дж. К. Максвелла в науку было введено понятие физическое поле, наконец, в 1905 году двадцатипятилетний А. Эйнштейн читает свою первую лекцию по теории относительности.
Итак, с античных времен считали, что существует мельчайшая, далее неделимая частица вещества – открытие электрона поставило эту идею под сомнение. (В связи с этим Ленин утверждал, что электрон также неисчерпаем, как атом, и в этом отношении оказался прав). Открытие электрона низвергло представления о том, что обязательным свойством материи является неизменность ее массы. Материалисты полагали, что материя, а под материей они понимали вещество, имеет четкие границы, фигуру, форму. Но открытое физиками поле не имело формы. Материалисты прошлого считали материю непроницаемой, открытие Рентгена показало несостоятельность этих взглядов.
Новейшие естественнонаучные открытия, перевернувшие, все прошлые представления о материи привели к так называемому «кризису в физике». Воспользовавшись им, философы идеалисты громогласно заявили о своей победе, о том, что «материя исчезает», что наконец-то само естествознание, которое до сих пор шло рука об руку с материализмом, доказало несостоятельность самой идеи существования материи, а значит несостоятельность материалистической философии.
Возникает вопрос, почему революционер, политический деятель, юрист по образованию – В. И. Ленин взялся за написание работы, которая потребовала от него громадных усилий по изучению не только философских но и естественнонаучных работ?
Дело в том, что Ленин был лидером партии большевиков, которая заявляла, что думает «перевернуть» Россию и весь мир, руководствуясь научной теорией К. Маркса. Эта теория являлась последовательно материалистической, она даже переносила материализм на проблемы общественной жизни. Маркс утверждал, что определяющим в жизни людей является их общественное бытие, которое есть ничто иное, как материальная сторона их существования, процесс материального производства. Основным производителем материальных благ в современном обществе является рабочий класс – пролетариат. Именно он этот класс осуществит социалистическое преобразование общества, освободит его от эксплуатации и, руководствуясь научно-материалистической теорий Маркса и Энгельса, построит принципиально новое общество – коммунистическое. Все это произойдет по открытым Марксом материалистическим законам общественного развития, произойдет строго закономерно и научно обоснованно.
Нетрудно представить себе, во что превращалась вся эта стройная концепция, если иллюзорной, несуществующей становилась сама материя. Следовательно, необходимость написания этой книги диктовалась соображениями политической борьбы. Ленин, критикуя идеалистов, утверждает, что исчезла не материя, а предел наших знаний о ней. Иными словами оказались ошибочными представления о материи материалистов прошлого.
В своей работе В. И. Ленин дает следующее определение материи: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» (Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 18. – С. 131). Нетрудно заметить, что данное определение дается по тому же принципу, что и определение Гольбаха, через противопоставление его сознанию. О материи говорится, что она существует объективно, то есть независимо от человеческого сознания и отображается им посредством ощущений. И более ничего, никакие другие характеристики материи Ленин не включает в ее определение, даже такие фундаментальные как движение, пространство и время. Он не говорит о том, что она неуничтожима и не возникает из ничего, что имеет сложную структуру, что обладает универсальным свойством отражения и т. д. Таким образом, Ленин дает самое общее определение материи, которое, по его мнению, не может быть опровергнуто никаким дальнейшим развитием науки, хотя, конечно же, наука и дальше будет дополнять и углублять наши представления о материи и ее свойствах.
- Философия
- Анотация
- Содержание
- Тема 1. 7
- Тема 2. 19
- Тема 3 42
- Тема 4 50
- Тема 5. 61
- Тема 6. 79
- Тема 11. 167
- Тема 12 187
- Тема 1. Философия как мировоззрение, ее назначение, смысл и функции в обществе.
- 1.1. Предмет и структура философии.
- 1.2. Место философии в духовной культуре общества.
- 1.3. Основной вопрос философии.
- 1.1. Предмет и структура философии
- 1.2. Место философии в духовной культуре общества.
- 1.3. Основной вопрос философии
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 2. Античная философия.
- Натурфилософский период развития древнегреческой философии.
- Период создания универсальных философских систем.
- Философия эпохи эллинизма.
- 2.1. Натурфилософский период развития древнегреческой философии
- 2.2. Период создания универсальных философских систем
- 2.3. Философия эпохи эллинизма
- Контрольные вопросы
- Литература
- 3.2. Учение аврелия августина
- 3.3. Средневековая схоластика. Спор об универсалиях
- 3.4. Философия Пьера Абеляра. Проблема соотношения разума и веры
- 3.5. Философия Фомы Аквинского
- Контрольные вопросы
- Литература
- 4.2. Философия Возрождения
- 4.2.1. Взгляды на человека и мир философов Возрождения
- 4.2.2. Общественные теории эпохи Возрождения
- 4.2.3. Преодоление наивного антропоцентризма в философии м. Де Монтеня
- 4.3. Идеи Реформация в учениях м. Лютера, ж. Кальвина, т.Мюнцера
- Контрольные вопросы
- Литература
- 5.2. Проблема метода познания в философии Нового времени: ф. Бэкон, р. Декарт, Дж. Локк
- 5.3. Материализм и идеализм философии Нового времени: б. Спиноза, т. Гоббс, г.В. Лейбниц
- 5.4. Философия Дж. Беркли и д. Юма
- 5.5. Философия французского просвещения
- 5.5.1. Общая характеристика Просвещения
- 6.5.2. Французская философия хviii в.: природа, общество, человек
- 6.5.3. Проблема человека в философии просвещения: Вольтер, ж.-ж. Руссо
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 6. Немецкая классическая философия и марксизм
- 6.1. “Критическая философия” и. Канта
- 6.2. Философия и.Г. Фихте и ф. Шеллинга
- 6.3. Философия г. Гегеля
- 6.4. Антропологический материализм л. Фейербаха
- 6.5. Становление и развитие марксизма
- 6.6. Проблемы человека, общества и мира в философии марксизма
- 6.7. Эволюция философии марксизма: западные и восточно-европейские концепции
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 7 традиции и особенности развития философской мысли в украине
- 7.1. Составные части и периодизация развития философской мысли в Украине
- 7.2. Философская мысль Киевской Руси
- 7.3. Гуманистические идеи Возрождения и Просвещения в философской мысли Украины
- 7.4. Развитие философской мысли в Украине в XIX–XX веках
- Контрольные вопросы
- 8.2. Сциентистские направления
- 8.3. Антропологические направления
- 8.4. Религиозно-философские направления
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 9. Онтология
- 9.1. Понятие «бытие»
- 9.2. Виды бытия
- 9.3. Понимание материи в истории философии.
- 9.4. Ленинское определение материи
- Контрольные вопросы
- Литература
- 10.2. Марксистское понимание сознания.
- 10.3. Вульгарно-материалистическое истолкование сознания. Критика гилозоизма.
- 10.4. Материальное и идеальное. Противоположность материалистического и идиалистического истолкования познаваемости мира.
- 10.5. Критика агностицизма.
- 10.6. Проблема истины.
- Контрольные вопросы
- Тема 11. Антропология
- 11.1. Философы прошлого о сущности человека.
- 11.2. Происхождение человека.
- 11.3. Биологическое и социальное в человеке.
- 11.4. Смысл и цель жизни человека
- 11.4.1. Понятие цели и смысла жизни.
- 11.4.2. Противоположность идеалистического и материалистического подходов к пониманию смысла и цели жизни.
- Контрольные вопросы
- Литература
- 12.1.2. Экономическая сфера общества. Проблема соотношения сфер.
- 12.1.3. Основные концепции типологизации обществ
- 12.1.4. Социальная структура общества. Революционный и эволюционный пути развития общества
- 12.1.5. Политическая структура общества
- 12.2. Общественный прогресс
- 12.2.1. Представления о прогрессе в истории философии
- 12.2.2. Критерии прогресса
- 12.2.3. Цивилизационная и формационная теории общественного прогресса
- 12.3. Глобальные проблемы человечества
- 12.3.1. Антропологический кризис
- 12.3.2. Сущность и истоки глобальных проблем
- 12.3.3. Глобальные проблемы – вызов человеческому разуму
- Контрольные вопросы
- Литература