9.2. Виды бытия
Еще Аристотель утверждал, что бытие не является чем-то однородным, что оно содержит в себе различные уровни и формы. Он предложил классификацию, включающую десять семантических классов предикатов бытия: сущность, количество, качество, отношение, место, время, состояние, обладание, действие, страдание (претерпевание). Например, Сократ – это одно из проявлений бытия. Сущность Сократа – человек, количество – один, весит столько-то, рост такой-то, качество – мудрый, нравственный, отношение – все, что отличает Сократа от других или роднит с ними, место – находится на площади Афин, время – 399 г. до нашей эры, день смерти Сократа, состояние – стоит, обладание – одет в тогу, действие – пьет кубок яда, страдание – тяжело дышит, умирает.
Обычно выделяют следующие четыре вида бытия – это природное бытие, духовное бытие, бытие человека и социальное бытие.
Природное бытие в свою очередь можно подразделить на естественную и искусственную природу. Естественная природа включает в себя природу неорганическую и органическую. Искусственная природа – это та же естественная природа, но преобразованная усилиями человека, руководствующегося своими потребностями. Несмотря на то, что искусственная природа составляет ничтожно малую часть всей остальной, естественной природы, именно ею окружил себя человек. Даже выглянув в окно, кроме неба и туч на нем, мы не обнаружим ничего естественного, почва, деревья, трава, кустарники, все это преобразовано, специально высажено человеком, что же говорить о домах, линиях электропередач, автомобилях и прочих плодах цивилизации. Все это природа облагороженная, а может быть напротив, что в нашем обществе случается нередко, изуродованная человеком.
Духовное бытие включает в себя индивидуальное сознание, сознание общественное, информационное сознание (виртуальная реальность), а богословы и верующие люди, конечно же, будут настаивать на существовании божественного сознания. Если в существовании общественного и индивидуального сознания никаких сомнений быть не может, то по поводу информационного сознания (компьютерного разума) ведутся споры. Даже самый совершенный компьютер на сегодняшний день ближе к логарифмической линейке, чем к интеллекту человека. Тем более недоказанным и с точки зрения науки сомнительным является существование Бога и божественного разума. Хотя неоспоримых доказательств обратного наука тоже не имеет.
Бытие человека в самом общем виде можно представить как телесное и духовное, материальное и моральное, индивидуальное и групповое.
Наконец, в социальном бытии можно выделить такие компоненты как производство (материальное и духовное), государство, гражданское общество, микросреда, а также классы и другие социальные группы.
Каждому из видов бытия мы посвятим отдельную лекцию, поэтому нет нужды характеризовать их подробно. Единственно, что необходимо здесь отметить, это то, что предложенная классификация видов бытия не может быть понимаема как жесткая схема. Отдельные элементы этой классификации не изолированы, они взаимодействуют и взаимопроникают друг в друга. Например, духовное бытие вообще и духовное бытие человека можно отделить друг от друга только в абстракции, теснейшим образом связаны между собой искусственная природа и материальное производство.
- Философия
- Анотация
- Содержание
- Тема 1. 7
- Тема 2. 19
- Тема 3 42
- Тема 4 50
- Тема 5. 61
- Тема 6. 79
- Тема 11. 167
- Тема 12 187
- Тема 1. Философия как мировоззрение, ее назначение, смысл и функции в обществе.
- 1.1. Предмет и структура философии.
- 1.2. Место философии в духовной культуре общества.
- 1.3. Основной вопрос философии.
- 1.1. Предмет и структура философии
- 1.2. Место философии в духовной культуре общества.
- 1.3. Основной вопрос философии
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 2. Античная философия.
- Натурфилософский период развития древнегреческой философии.
- Период создания универсальных философских систем.
- Философия эпохи эллинизма.
- 2.1. Натурфилософский период развития древнегреческой философии
- 2.2. Период создания универсальных философских систем
- 2.3. Философия эпохи эллинизма
- Контрольные вопросы
- Литература
- 3.2. Учение аврелия августина
- 3.3. Средневековая схоластика. Спор об универсалиях
- 3.4. Философия Пьера Абеляра. Проблема соотношения разума и веры
- 3.5. Философия Фомы Аквинского
- Контрольные вопросы
- Литература
- 4.2. Философия Возрождения
- 4.2.1. Взгляды на человека и мир философов Возрождения
- 4.2.2. Общественные теории эпохи Возрождения
- 4.2.3. Преодоление наивного антропоцентризма в философии м. Де Монтеня
- 4.3. Идеи Реформация в учениях м. Лютера, ж. Кальвина, т.Мюнцера
- Контрольные вопросы
- Литература
- 5.2. Проблема метода познания в философии Нового времени: ф. Бэкон, р. Декарт, Дж. Локк
- 5.3. Материализм и идеализм философии Нового времени: б. Спиноза, т. Гоббс, г.В. Лейбниц
- 5.4. Философия Дж. Беркли и д. Юма
- 5.5. Философия французского просвещения
- 5.5.1. Общая характеристика Просвещения
- 6.5.2. Французская философия хviii в.: природа, общество, человек
- 6.5.3. Проблема человека в философии просвещения: Вольтер, ж.-ж. Руссо
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 6. Немецкая классическая философия и марксизм
- 6.1. “Критическая философия” и. Канта
- 6.2. Философия и.Г. Фихте и ф. Шеллинга
- 6.3. Философия г. Гегеля
- 6.4. Антропологический материализм л. Фейербаха
- 6.5. Становление и развитие марксизма
- 6.6. Проблемы человека, общества и мира в философии марксизма
- 6.7. Эволюция философии марксизма: западные и восточно-европейские концепции
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 7 традиции и особенности развития философской мысли в украине
- 7.1. Составные части и периодизация развития философской мысли в Украине
- 7.2. Философская мысль Киевской Руси
- 7.3. Гуманистические идеи Возрождения и Просвещения в философской мысли Украины
- 7.4. Развитие философской мысли в Украине в XIX–XX веках
- Контрольные вопросы
- 8.2. Сциентистские направления
- 8.3. Антропологические направления
- 8.4. Религиозно-философские направления
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 9. Онтология
- 9.1. Понятие «бытие»
- 9.2. Виды бытия
- 9.3. Понимание материи в истории философии.
- 9.4. Ленинское определение материи
- Контрольные вопросы
- Литература
- 10.2. Марксистское понимание сознания.
- 10.3. Вульгарно-материалистическое истолкование сознания. Критика гилозоизма.
- 10.4. Материальное и идеальное. Противоположность материалистического и идиалистического истолкования познаваемости мира.
- 10.5. Критика агностицизма.
- 10.6. Проблема истины.
- Контрольные вопросы
- Тема 11. Антропология
- 11.1. Философы прошлого о сущности человека.
- 11.2. Происхождение человека.
- 11.3. Биологическое и социальное в человеке.
- 11.4. Смысл и цель жизни человека
- 11.4.1. Понятие цели и смысла жизни.
- 11.4.2. Противоположность идеалистического и материалистического подходов к пониманию смысла и цели жизни.
- Контрольные вопросы
- Литература
- 12.1.2. Экономическая сфера общества. Проблема соотношения сфер.
- 12.1.3. Основные концепции типологизации обществ
- 12.1.4. Социальная структура общества. Революционный и эволюционный пути развития общества
- 12.1.5. Политическая структура общества
- 12.2. Общественный прогресс
- 12.2.1. Представления о прогрессе в истории философии
- 12.2.2. Критерии прогресса
- 12.2.3. Цивилизационная и формационная теории общественного прогресса
- 12.3. Глобальные проблемы человечества
- 12.3.1. Антропологический кризис
- 12.3.2. Сущность и истоки глобальных проблем
- 12.3.3. Глобальные проблемы – вызов человеческому разуму
- Контрольные вопросы
- Литература