logo search
uch_filosofiya_uchebnik_tom1 / Философия

Лекция 4-5. Рене декарт и картезианство. План

1. Метафизика Декарта.

2. Теория познания и психология.

3. Декарт и картезианство.

Роль Декарта в философии Нового времени сравнима с ролью Галилея в становлении науки Нового времени. Соединив стремление к образцовому методу с метафизической спекуляцией, он сформировал новый тип философствования и поэтому с ним связывают начало нового периода в истории философии(первая половина ХУ11в.). Рене Декарт (1596-1650) родился на западе Франции в Лаэ (провинция Турень), воспитывался в иезуитском колледже Ла Флеш (1604-1612), изучал математику в Париже, в начале Тридцатилетней войны служил добровольцем в армии, после нескольких лет путешествий по странам Европы поселился в Голландии, где им были написаны его основные сочинения - как результат двадцатилетних уединенных научных исследований и философских размышлений. В 1648г. по приглашению шведской королевы Христины переехал в Стокгольм и там же в 1650г. умер. Декарт относился к классическому типу ученого: без личностных амбиций(в противоположность Ф. Бэкону) по поводу исправления всего человечества, охваченный жаждой совершенствования собственного разума и постижения истины, дороживший мнением только известных ученых, с которыми вёл обширную научную переписку, отсылая им рукописи своих работ.

Основные сочинения Декарта: "0пыты" (1637г.), включавшие "Рассуждение о методе для хорошего направления разума и отыскания истины", а также математические ("Геометрия"), физические ("Диоптрика" и Метеоры") исследования; "Размышления о первой философии" (1641г.)-основное философское сочинение Декарта; "Начала философии" (1644г.); "Аффекты души"(1649г.).

Декарт начал строить философию на новых принципах, но будучи действительно оригинальным мыслителем, он намного сильнее, чем полагал сам, связан с философской традицией: проблемы его метафизики - это проблемы схоластики эпохи классики, а подход к решению этих проблем у Декарта близок во многом подходу Августина Блаженного, Бонавентуры и Дунса Скота(субъективизм исходной позиции, поиск источника знания в Боге, волюнтаристическая теория суждения). Некоторые гносеологические идеи Декарта и концепция неограниченной свободы Бога были подготовлены оккамистами, а знаменитое "мыслю - следовательно, существую" сформулировано Августином, многократно повторялось схоластиками, а во времена Декарта заново обосновано Т. Кампанеллой. И всё же есть все основания считать Декарта творцом новой методологии философского познания и автором новой системы философии, которую он считал (подобно античным мыслителям) универсальной наукой и образно сравнивал с деревом: его корни - это метафизика; ствол - физика; ветви - все остальные науки, сгруппированные Декартом в три раздела – медицину (биологию), механику и этику. Кстати, Декарт творчески работал и достиг существенных результатов во всех областях широко понимаемой философии - в метафизике, физике, математике, биологии, психологии.

Взгляды Декарта.