Поздняя классика (Аристотель)
Онтология.
1.1. Учение о единстве мира. Четыре причины бытия.
Материя как чистая возможность всего сущего.
Форма как образец существования (парадигма)
Цель как необходимость достижения образца.
Двигатель как достаточное усилие для оформления материи.
1.2. Учение об энтелехии — превращении возможности в действительность.
Теоретическая фаза. Соединение трех причин волевым усилием — формы, цели и двигателя. Достижение состояния желания (представление о Боге).
Практическая фаза. Соединение трех причин с материей. Превращение возможности в действительность или осознание невозможности осуществления.
Гносеология. Учение об Уме (Нус) — Перводвигателе. Его распадение на причины дает энергию (как распад атома). Это — возможность возможности, энергия соединения причин и превращения материальной возможности в действительность. Познание возможного и невозможного. Изучение категорий есть получение энергии от Перводвигателя. Логика — умение находить возможность возможного.
Аксиология. Учение о душе. Третий вид души — разумная. Человек обладает разумной душой и есть «политическое животное», т.е. общественное существо. Учение о продолжении рода (семья), совместном существовании (поселение) и государстве. Разделение экономии и политии. Экономия как жизнь в необходимости добывать средства к существованию. Полития как свободная жизнь за пределами необходимости. Идеальное государство (полития) должно освободить человека от добывания средств к жизни (рабы или машины).