2. Античная философия, ее характерные черты. Основные этапы развития и их
представители.
Подразделяется на древнегреческую и древнеримскую (конец 7 в. до н.э. – 2 в.
н.э.). Традиционно первым античным философом считается Фалес, а последним —
Боэций. Античная философия сформировалась под влиянием и воздействием
предфилософской греческой традиции, которую условно можно рассматривать как
ранний этап самой античной философии, а также воззрений мудрецов Египта,
Месопотамии, древневосточных стран.
Одной из главных черт античной, прежде всего древнегреческой философии, было
стремление понять проблему бытия, космоса, мира в целом. Космологизм –
характерная черта греческой философии. Человек рассматривался в его отношении
к космосу, как элемент космоса. Космос же понимался как бесконечная и
упорядоченная природа. За этими пределами хаос во Вселенной. При этом
рассуждения о космосе носили чисто умозрительный характер, то есть не были
основаны на научных данных. Ранние греческие мыслители искали материальное
начало мира и космоса, его первоначало – праматерию. Фалес считал такой
праматерией воду, Анаксимен воздух, Гераклит – огонь. Назывались также четыре
стихий – вода, земля, воздух, огонь, из сочетания которых якобы состоят все
тела. Обращение к данным стихиям есть материалистический подход, ибо оно
ориентирует на познание реальной действительности – природы, космоса, всей
вселенной. Важнейшее направление материалистической философии Древней Греции
связано с атомистическим учением философов Левкиппа и Демокрита. Левкипп
высказал идею, что мир состоит из атомов. В мире есть только атом и пустота,
атомы объединяются в пустоте, создавая тела и даже души. Атомы неделимы и
универсальны.
Идеи атомизма способствовали установлению принципа материального единства мира.
Рассматривая вопрос о движении и покое, сформировались две точки зрения:
1. Покоя не существует – в мире все движется. (Гераклит) 2. Не существует
движения.
Наряду с материалистическим развивалось и идеалистическое направление
античной философии. Оно было представлено многими философами, среди которых
выделялся Платон.
Основным содержанием античной философии был космоцентриз - особый подход в
постижении природы и человека (мировоззренческая установка) – это восприятие
и признание совершенства, гармоничности, разумности и одушевленности, природы
(космоса).
Понятие «космос» рассматривалось в двух значениях:
1. Порядок, противоположность хаосу. 2. Красота.
Человек признавался неотъемлемой частью космоса. Разум человека считался
вторичным по отношению к космическому уму.
Космоцентризм определял основную проблематику философских исследований:
1. Проблема бытия и небытия, материи, душа и Бог - из чего состоит мир?
Движется ли он или покоится? Как соотносится материя и форма? строения материи
души? 2. Права человека – что такое добродетели? Как они формируются? В
чем смысл и цель человеческой жизни? Какое государство является наилучшим? 3.
Проблема воли и свободы человека - Выдвигались идеи ничтожности человека
перед силами природы и общественными катаклизмами и, одновременно, его
могущества и силы его духа в стремлении к свободе, благородной мысли, к
познанию, в котором видели счастье человека (Аврелий, Эпикур);
Цель философии определяется как свободное познание истины, исключающее всякую
выгоду. Важной задачей философии является нравственное совершенствование
человека. Методом античной философии было рациональное познание природы и
человека.
Характерные черты античной философии: 1. АФ возникает и в значительной мере
развивается как результат непосредственного чувственного созерцания мира. 2.
Изначальная нерасчлененность знаний в АФ. возникла как учение о природе,
космосе (натуралистическая философия). Позднее с середины 5-го века до н. э.
(Сократ) возникает учение о человеке с этого момента две тесно связанные
линии: Постижение природы и Постижение человека. 3. космоцентризм - понимание
космоса природы как единого соразмерного целого обладающего некоторым
духовным началом (душа, мировой разум). 4. АФ многого достигла на понятийном
уровне - концепция идей Платона, понятие формы (Эйдоса) Аристотеля, понятие
смысла слова у стоиков. Однако она почти не знает законов. Логика античности
- это преимущественно логика общих имен, понятий. 5. Обращает на себя
внимание поразительное умение античных философов находить ответы на
кардинальные вопросы бытия. АФ по-настоящему функциональна, она призвана
помочь людям в их жизни.
Основные этапы:
а) Философы физиса (природы) (VII—V вв. до н. э). Первые греческие
натурфилософы ("досократики") не касались или почти не касались вопросов
этики и эстетики, уделяя внимание в первую очередь космогонии и космологии и
заложив основу для последующего развития точных наук. Основные школы: 1)
Милетская школа. Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Ксенафан. 2) Элеаты.
Парменид, Зенон (из Элеи). 3) Пифагорейцы. 4) Гераклид 5) Демокрит
б) Гуманисты (Сократ, софисты). (V—IV вв. до н. э.) проблемы добра и зла,
этики поведения человека
в) Академия Платона и Аристотеля. (IV—III вв. до н. э.)
г) Эллинисткий период. (IV—I вв. до н. э.) Период завоевания Греции сначала
Македонией, а потом Римом. Поскольку в период оккупации на первый план встали
вновь проблемы человека, данный период характеризуется этико-философией.
д)Неоплатонизм. е) Патристика. Попытка объединить античную философию с
социальным философствованием христианства.
- 1. Философия, ее специфика, предмет, структура и функции. Взаимосвязь ф. И
- 1.1. Место и роль философии в системы духовной культуры.
- 1.2 Возникновение философии, её культурно-исторические предпосылки.
- 1.3. Предмет и структура философского знания (онтология, гносеология, логика
- 1.4. Философия и наука.
- 1.5. Функции философии.
- 2. Античная философия, ее характерные черты. Основные этапы развития и их
- 3. Философы «физиса» в аф.
- 4. Гуманисты
- 7. Эллинистическая философия (скептицизм, стоицизм, неоплатонизм)
- 8. Средневековая философия. Аврелий Августин