logo search
Шпоры по философии за 1 семестр

2. Античная философия, ее характерные черты. Основные этапы развития и их

представители.

Подразделяется на древнегреческую и древнеримскую (конец 7 в. до н.э. – 2 в.

н.э.). Традиционно первым античным философом считается Фалес, а последним —

Боэций. Античная философия сформировалась под влиянием и воздействием

предфилософской греческой традиции, которую условно можно рассматривать как

ранний этап самой античной философии, а также воззрений мудрецов Египта,

Месопотамии, древневосточных стран.

Одной из главных черт античной, прежде всего древнегреческой философии, было

стремление понять проблему бытия, космоса, мира в целом. Космологизм –

характерная черта греческой философии. Человек рассматривался в его отношении

к космосу, как элемент космоса. Космос же понимался как бесконечная и

упорядоченная природа. За этими пределами хаос во Вселенной. При этом

рассуждения о космосе носили чисто умозрительный характер, то есть не были

основаны на научных данных. Ранние греческие мыслители искали материальное

начало мира и космоса, его первоначало – праматерию. Фалес считал такой

праматерией воду, Анаксимен воздух, Гераклит – огонь. Назывались также четыре

стихий – вода, земля, воздух, огонь, из сочетания которых якобы состоят все

тела. Обращение к данным стихиям есть материалистический подход, ибо оно

ориентирует на познание реальной действительности – природы, космоса, всей

вселенной. Важнейшее направление материалистической философии Древней Греции

связано с атомистическим учением философов Левкиппа и Демокрита. Левкипп

высказал идею, что мир состоит из атомов. В мире есть только атом и пустота,

атомы объединяются в пустоте, создавая тела и даже души. Атомы неделимы и

универсальны.

Идеи атомизма способствовали установлению принципа материального единства мира.

Рассматривая вопрос о движении и покое, сформировались две точки зрения:

1. Покоя не существует – в мире все движется. (Гераклит) 2. Не существует

движения.

Наряду с материалистическим развивалось и идеалистическое направление

античной философии. Оно было представлено многими философами, среди которых

выделялся Платон.

Основным содержанием античной философии был космоцентриз - особый подход в

постижении природы и человека (мировоззренческая установка) – это восприятие

и признание совершенства, гармоничности, разумности и одушевленности, природы

(космоса).

Понятие «космос» рассматривалось в двух значениях:

1. Порядок, противоположность хаосу. 2. Красота.

Человек признавался неотъемлемой частью космоса. Разум человека считался

вторичным по отношению к космическому уму.

Космоцентризм определял основную проблематику философских исследований:

1. Проблема бытия и небытия, материи, душа и Бог - из чего состоит мир?

Движется ли он или покоится? Как соотносится материя и форма? строения материи

души? 2. Права человека – что такое добродетели? Как они формируются? В

чем смысл и цель человеческой жизни? Какое государство является наилучшим? 3.

Проблема воли и свободы человека - Выдвигались идеи ничтожности человека

перед силами природы и общественными катаклизмами и, одновременно, его

могущества и силы его духа в стремлении к свободе, благородной мысли, к

познанию, в котором видели счастье человека (Аврелий, Эпикур);

Цель философии определяется как свободное познание истины, исключающее всякую

выгоду. Важной задачей философии является нравственное совершенствование

человека. Методом античной философии было рациональное познание природы и

человека.

Характерные черты античной философии: 1. АФ возникает и в значительной мере

развивается как результат непосредственного чувственного созерцания мира. 2.

Изначальная нерасчлененность знаний в АФ. возникла как учение о природе,

космосе (натуралистическая философия). Позднее с середины 5-го века до н. э.

(Сократ) возникает учение о человеке с этого момента две тесно связанные

линии: Постижение природы и Постижение человека. 3. космоцентризм - понимание

космоса природы как единого соразмерного целого обладающего некоторым

духовным началом (душа, мировой разум). 4. АФ многого достигла на понятийном

уровне - концепция идей Платона, понятие формы (Эйдоса) Аристотеля, понятие

смысла слова у стоиков. Однако она почти не знает законов. Логика античности

- это преимущественно логика общих имен, понятий. 5. Обращает на себя

внимание поразительное умение античных философов находить ответы на

кардинальные вопросы бытия. АФ по-настоящему функциональна, она призвана

помочь людям в их жизни.

Основные этапы:

а) Философы физиса (природы) (VII—V вв. до н. э). Первые греческие

натурфилософы ("досократики") не касались или почти не касались вопросов

этики и эстетики, уделяя внимание в первую очередь космогонии и космологии и

заложив основу для последующего развития точных наук. Основные школы: 1)

Милетская школа. Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Ксенафан. 2) Элеаты.

Парменид, Зенон (из Элеи). 3) Пифагорейцы. 4) Гераклид 5) Демокрит

б) Гуманисты (Сократ, софисты). (V—IV вв. до н. э.) проблемы добра и зла,

этики поведения человека

в) Академия Платона и Аристотеля. (IV—III вв. до н. э.)

г) Эллинисткий период. (IV—I вв. до н. э.) Период завоевания Греции сначала

Македонией, а потом Римом. Поскольку в период оккупации на первый план встали

вновь проблемы человека, данный период характеризуется этико-философией.

д)Неоплатонизм. е) Патристика. Попытка объединить античную философию с

социальным философствованием христианства.