Литература
1. Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм. Полн. собр. соч. Т. 18.
2. Лосский Н. О. Мир как органическое целое. Избранное. – М. – 1991.
3. Максюта М. Є. Вступ до філософії. Розділ 3. Онтологія. – Київ, 2001. – С. 356 – 388.
4. Мир философии. Часть 1. Раздел 2. Бытие и материя. – М. – 1991.- С. 211 – 264.
5. Философский энциклопедический словарь. Бытие.– М.- 1983.- С. 69 – 70.
6. Філософія. Курс лекцій. Розділ 3. Проблеми буття. – Київ, 1993. – С. 315 – 330.
ТЕМА 10.
ГНОСЕОЛОГИЯ
10.1. История взглядов на сознание.
10.2. Марксистское понимание сознания.
10.3. Вульгарно-материалистическое истолкование сознания. Критика гилозоизма.
10.4. Материальное и идеальное. Противоположность материалистического и идеалистического истолкования мира.
10.5. Критика агностицизма.
10.6. Проблема истины..
10.1. История взглядов на сознание
Материалисты античного мира понимали сознание то как воздух, то как огонь, то как движение тончайших частиц – атомов. К примеру, Гераклит называл душу сухим огнем, который увлажняется, если человек неумерен в потреблении вина. Для Эпикура душа – это масса тончайших частиц рассеянных по всему телу. Он сравнивает душу с ветром и теплотой. По Аристотелю душа неотделима от тела, философ сравнивает сознание с воском, на котором могут оставлять след, отпечатываться соприкасающиеся с ним предметы.
Идеалисты, в частности Платон, понимают сознание как нечто противоположное вещественному, материальному миру. Платон полагает, что человеческая душа до своего соединения с телом обретала в мире идей и трактует человеческое познание как процесс воспоминания: душа должна вспомнить то, с чем она соприкасалась в мире идей.
В средние века, когда философия находится под контролем религии, материалистические представления о сознании развитие не получают. Сознание в эту эпоху трактуется как надмировое, божественное начало, которое существует до природы и творит ее. Индивидуальное, человеческое сознание понимается как некая божественная искра.
В Новое время вновь возрождаются и совершенствуются материалистические представления о сознании. Так, французский материалист П. Гольбах заявляет, что душа составляет часть нашего тела и ее можно отличить от него лишь в абстракции.
Р. Декарт предлагает дуалистическую концепцию сознания. Сознание, с его точки зрения, это особая духовная субстанция, принципиально отличная от телесной и не имеющая с ней никаких точек соприкосновения.
Гегель развивает объективно идеалистическую концепцию. За основу бытия он берет абсолютную идею, мировой разум, который «воплощает» себя в различных формах, в том числе и в форме человеческого сознания.
В духе субъективно идеалистических воззрений Беркли развивают свои концепции сознания Мах и Авенариус. Эрнст Мах утверждает, что мир состоит из элементов, но под элементами мира он понимает ощущения субъекта. Таким образом, по Маху, мир есть комплекс человеческих ощущений. Рихард Авенариус выдвигает идею принципиальной координации. Материя и сознание находятся в неразрывной связи, принципиальной координации и не могут существовать друг без друга («без субъекта нет объекта и без объекта нет субъекта»). Причем, сознание, с точки зрения Авенариуса, является центральным членом координации, тогда как материя всего лишь противочленом.
- Философия
- Анотация
- Содержание
- Тема 1. 7
- Тема 2. 19
- Тема 3 42
- Тема 4 50
- Тема 5. 61
- Тема 6. 79
- Тема 11. 167
- Тема 12 187
- Тема 1. Философия как мировоззрение, ее назначение, смысл и функции в обществе.
- 1.1. Предмет и структура философии.
- 1.2. Место философии в духовной культуре общества.
- 1.3. Основной вопрос философии.
- 1.1. Предмет и структура философии
- 1.2. Место философии в духовной культуре общества.
- 1.3. Основной вопрос философии
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 2. Античная философия.
- Натурфилософский период развития древнегреческой философии.
- Период создания универсальных философских систем.
- Философия эпохи эллинизма.
- 2.1. Натурфилософский период развития древнегреческой философии
- 2.2. Период создания универсальных философских систем
- 2.3. Философия эпохи эллинизма
- Контрольные вопросы
- Литература
- 3.2. Учение аврелия августина
- 3.3. Средневековая схоластика. Спор об универсалиях
- 3.4. Философия Пьера Абеляра. Проблема соотношения разума и веры
- 3.5. Философия Фомы Аквинского
- Контрольные вопросы
- Литература
- 4.2. Философия Возрождения
- 4.2.1. Взгляды на человека и мир философов Возрождения
- 4.2.2. Общественные теории эпохи Возрождения
- 4.2.3. Преодоление наивного антропоцентризма в философии м. Де Монтеня
- 4.3. Идеи Реформация в учениях м. Лютера, ж. Кальвина, т.Мюнцера
- Контрольные вопросы
- Литература
- 5.2. Проблема метода познания в философии Нового времени: ф. Бэкон, р. Декарт, Дж. Локк
- 5.3. Материализм и идеализм философии Нового времени: б. Спиноза, т. Гоббс, г.В. Лейбниц
- 5.4. Философия Дж. Беркли и д. Юма
- 5.5. Философия французского просвещения
- 5.5.1. Общая характеристика Просвещения
- 6.5.2. Французская философия хviii в.: природа, общество, человек
- 6.5.3. Проблема человека в философии просвещения: Вольтер, ж.-ж. Руссо
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 6. Немецкая классическая философия и марксизм
- 6.1. “Критическая философия” и. Канта
- 6.2. Философия и.Г. Фихте и ф. Шеллинга
- 6.3. Философия г. Гегеля
- 6.4. Антропологический материализм л. Фейербаха
- 6.5. Становление и развитие марксизма
- 6.6. Проблемы человека, общества и мира в философии марксизма
- 6.7. Эволюция философии марксизма: западные и восточно-европейские концепции
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 7 традиции и особенности развития философской мысли в украине
- 7.1. Составные части и периодизация развития философской мысли в Украине
- 7.2. Философская мысль Киевской Руси
- 7.3. Гуманистические идеи Возрождения и Просвещения в философской мысли Украины
- 7.4. Развитие философской мысли в Украине в XIX–XX веках
- Контрольные вопросы
- 8.2. Сциентистские направления
- 8.3. Антропологические направления
- 8.4. Религиозно-философские направления
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 9. Онтология
- 9.1. Понятие «бытие»
- 9.2. Виды бытия
- 9.3. Понимание материи в истории философии.
- 9.4. Ленинское определение материи
- Контрольные вопросы
- Литература
- 10.2. Марксистское понимание сознания.
- 10.3. Вульгарно-материалистическое истолкование сознания. Критика гилозоизма.
- 10.4. Материальное и идеальное. Противоположность материалистического и идиалистического истолкования познаваемости мира.
- 10.5. Критика агностицизма.
- 10.6. Проблема истины.
- Контрольные вопросы
- Тема 11. Антропология
- 11.1. Философы прошлого о сущности человека.
- 11.2. Происхождение человека.
- 11.3. Биологическое и социальное в человеке.
- 11.4. Смысл и цель жизни человека
- 11.4.1. Понятие цели и смысла жизни.
- 11.4.2. Противоположность идеалистического и материалистического подходов к пониманию смысла и цели жизни.
- Контрольные вопросы
- Литература
- 12.1.2. Экономическая сфера общества. Проблема соотношения сфер.
- 12.1.3. Основные концепции типологизации обществ
- 12.1.4. Социальная структура общества. Революционный и эволюционный пути развития общества
- 12.1.5. Политическая структура общества
- 12.2. Общественный прогресс
- 12.2.1. Представления о прогрессе в истории философии
- 12.2.2. Критерии прогресса
- 12.2.3. Цивилизационная и формационная теории общественного прогресса
- 12.3. Глобальные проблемы человечества
- 12.3.1. Антропологический кризис
- 12.3.2. Сущность и истоки глобальных проблем
- 12.3.3. Глобальные проблемы – вызов человеческому разуму
- Контрольные вопросы
- Литература