logo search
УМКД Философия часть 2

Тема 8. Учение о развитии

1. Диалектика как метод и принцип бытия. Соотношение между диалектикой и формальной логикой.

2. Законы диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, закон отрицания отрицания.

3. Категории диалектики.

4. Закон и закономерность. Динамические и статистические закономерности. Детерминизм и индетерминизм.

1Диалектика как метод и принцип бытия. Соотношение между диалектикой и формальной логикой. Освещение темы предполагает умение различать объективную и субъективную диалектику. Объективная диалектика изучает особенности проявления системы законов развития в объективной реальности. Она включает в себя диалектику природных процессов, диалектику общества (социогенез) и диалектику человека (антропогенез). Субъективная диалектика имеет своим предметом особенности реализации законов развития в субъективной реальности, т.е. в сознании и мышлении человека. В субъективной диалектике выделяют теорию развития знания и теорию развития мышления (диалектическую или содержательную логику). Теория развития знания изучает процессы превращения незнания в знание, углубления и преемственности в последнем, диалектику истины и заблуждения. Эта сторона субъективной диалектики исследует условия возникновения, развития и направленности познания. Предметом исследования диалектической логики является комплекс отношений логических форм, т.е. форм мышления, и их содержания. Ее основная задача заключается в том, чтобы выявить логический (категориальный) строй мышления, выработать универсальный инструментарий, оперирование которым дает возможность глубже познавать объективный мир. Диалектическая логика изучает возникновение и развитие понятий, закономерные взаимосвязи между ними, объединяя их совокупность в системно организованное целое, отражающее сложность мироздания. Единство объективной и субъективной диалектики представляет собой процесс исторически развивающейся практической деятельности человека и общества. Их тождество состоит в том, что содержание и той и другой объективно. Человек не может отменить или приостановить действие законов развития ни в материальных, ни в идеальных образованиях. Различие объективной и субъективной диалектики коренится в форме проявления законов развития: в природе и обществе - она объективна; в сознании, в мысли - она субъективна. Тождество и различие в единстве объективной и субъективной диалектики эксплицируется в следующих аспектах: субъективная диалектика детерминирована объективной; первая отражает вторую; субъективная диалектика обладает относительной самостоятельностью по отношению к объективной; их единство есть процесс развертывания отношения мышление-природа.

2Законы диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, закон отрицания отрицания. Источник саморазвития порождает закон единства и борьбы противоположностей. В соответствии с этим законом всякий предмет содержит в себе противоречия, т.е. противоположности, единство, борьба, взаимодействие которых заставляет предмет изменяться определенным образом. Закон противоречия детерминирует источник саморазвития и самодвижения предмета как имманентного ему. Содержание закона единства и борьбы противоположностей выражается через взаимодействие категорий тождества, различия, противоположности и противоречия. Противоречие представляет собой систему отношений, в рамках которой противоположности порождают друг друга, взаимопроникают и переходят друг в друга, разрешаясь в нечто новое. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений раскрывает механизм развития. Согласно этому закону, качественная трансформация предмета происходит тогда и только тогда, когда изменение количественных характеристик этого предмета достигает определенного предела. Если количественное изменение переходит ту или иную границу, происходит нарушение меры и предмет приобретает принципиально новое качество. Закон отрицания отрицания определяет направленность и преемственность в процессе развития: куда, в каком направлении происходит развитие, каковы его основные фазы и их взаимосвязь. Согласно этому закону, всякая последующая фаза развития предмета отрицает предыдущую таким образом, что удерживает, сохраняет все необходимые положительные моменты последней. Эта черта закона отрицания отрицания выражается категорией снятия. Таким образом, порождается новое и вместе с тем реализуется преемственность. Содержание закона отрицания отрицания, экстраполируемое на процесс познания, трансформируется в следующие методологические требования: он указывает на определенную направленность саморазвития; ориентирует на раскрытие его структуры и формы самодвижения, на поиск основных фаз развития и их взаимосвязи; детерминирует прогностическую компоненту познания.

3Категории диалектики. Основные законы диалектики не исчерпывают собой всех существенных характеристик развития. Поэтому помимо трех основных диалектика включает в себя и неосновные законы, содержание которых выражается через соотношение соответствующих категорий. Философские категории представляют собой предельно общие понятия, отражающие единство и отношения природы и духа. Категории диалектики не только выражают фундаментальные свойства мира, но и выступают как ступени его познания. Основные законы развития мира раскрывают механизм, причину и направленность изменений, происходящих в нем. Их содержание выражается через взаимосвязь соответствующих категорий, их координацию и субординацию.

Всякое развитие характеризуется взаимодействием сущности и явления. Категория сущности выражает внутренние, необходимые связи и отношения предмета. Категория явления отражает внешнюю форму реализации сущности предмета, форму наличествования сущности на «поверхности» взаимодействия и изменения. В сущности превалирует необходимое и общее, в явлении - случайное и единичное. Закон взаимозависимости предметов выражается через отношение категорий причины и следствия. Под причиной понимают такое явление, которое порождает другое или вызывает в нем определенные изменения. Порождаемое причиной явление (изменения в нем) называется следствием. Причина и следствие взаимообусловливают друг друга: они связаны генетически; асинхронны во времени (причина раньше следствия); возникновение следствия обратно воздействует на причину, вызывая в ней изменения» в том числе через круг опосредованных взаимосвязей, в которых оно само выступает как причина; реализация причинно-следственной связи зависит от условий. Системность развития выражается через соотношение категорий содержания и формы, целого и части, структуры и элемента, системы и среды. В категории системы мыслят определенным образом организованную совокупность элементов, связанных в единое целое необходимыми и достаточными взаимоотношениями. Существует четыре типа систем: природные, социальные, технические и идеальные. Кроме рассмотренных выше, в структуру диалектики входят и другие принципы и категории, например, категории прогресса и регресса, целого и части и т.д.

4Закон и закономерность. Динамические и статистические закономерности. Детерминизм и индетерминизм. В понятии закона любой науки мыслятся устойчивые, повторяющиеся связи и отношения предметов действительности. В отличие от правила, закон не имеет исключений и его действию подвержены все явления данной области мироздания. По степени распространенности законы делятся: на универсальные или всеобщие законы, действующие во всем мире, т.е. в материальной и идеальной сферах; общие, сфера действия которых ограничена или природой, или обществом, или мышлением; частные законы, действующие в некоторой части фундаментальных областей мира (например, законы электричества, экономические законы, законы логики и т.д.). Кроме того, законы различают по степени соотношения необходимости и случайности в них: динамические, в которых действие случайности сведено к нулю, и статистические, в которых действие случайности в принципе не может быть равно нулю, ибо их совокупность определяет форму необходимости.

Последние в современной науке и философии рассматриваются как более фундаментальные по отношению к первым.

Основные понятия темы: становление, изменение, развитие, прогресс, регресс, диалектика, метафизика, качество, количество, противоположность, противоречие, отрицание отрицания, детерминизм, индетерминизм, каузальность, самоорганизация, система, синергетика.