logo search
философия эконом

9.1. Понятие «бытие»

На первый взгляд может показаться, что понятие бытие не должно вызывать никаких споров. Термин бытие происходит от глагола быть, следовательно, бытие означает ничто иное как существование. Все существующее – это и есть бытие. Однако понятие бытие с древнейших времен и по сей день по-разному истолковывается различными философскими школами и течениями.

Да и не философу, стоит ему, например, задуматься над временными характеристиками бытия, положим, задаться вопросом, можно ли какое-то событие прошлого отнести к бытию, становится ясно, что ответить на этот вопрос не так просто. А будущее, то чего еще нет, но что будет, с той или иной степенью обязательности, можно ли его отнести к бытию? Можно ли к бытию относить возможность, возможность реальную или даже формальную, конкретную и абстрактную? Или бытие это то, что имеет место сейчас и сию минуту, но тогда оно практически неуловимо и представляет собой только миг между прошлым и будущим.

А сны, фантазии, сказочные сюжеты, ложные суждения – можно ли их отнести к бытию?

Наконец, каждый встречался с понятиями небытие, инобытие, как понимать их; как соотнести с философским понятием бытие такие понятия как реальность, объективная и субъективная реальность, действительность, материя, мир, природа, космос, Вселенная.

Этими и другими проблемами, связанными с сущностью бытия, занимается такая философская дисциплина как онтология. Термин онтология происходит от древнегреческих слов «онтос», что означает сущее и «логос» - учение. В рамках онтологии ставятся и разрешаются многочисленные вопросы: что есть мир, что лежит в его основе, возник ли он естественным путем или является творением Бога, развивается ли он и если развивается, то каков характер этого развития, можно ли говорить о единстве мира и если «да», то в чем оно и др.

Один из важнейших вопросов онтологии – это вопрос о субстанциональности бытия. Субстанция в философии понимается как предельное основание, как первопричина, как нечто, причина существования чего заключена в нем самом. Субстанция самодетерминирована и самодостаточна. По вопросу о том, что является субстанцией бытия философы различных мировоззренческих направлений высказывают порой диаметрально противоположные суждения.

Материалисты полагают, что субстанцией бытия является материя, объективная реальность, которая первична по отношению к человеческому сознанию. Марксисты даже отождествляют объективную реальность с бытием и в качестве материи противопоставляют бытие сознанию.

Объективные идеалисты считают, что субстанцией бытия выступает мировой разум, абсолютная идея, материальный же мир, как и сознание человека, они объявляют инобытием абсолютной идеи. В частности, такую точку зрения высказывал Гегель.

Субъективные идеалисты, Беркли и его последователи, единственной субстанцией называют сознание субъекта, вне которого ничто не существует. Это философское направление сводит бытие к сознанию человека. Крайним случаем субъективного идеализма являлся солипсизм.

Дуализм, идеи которого в наиболее полном виде высказал Декарт, в отличие от монистических философских учений объявлял бытие совокупностью двух самостоятельных, равноправных и независимых друг от друга субстанций: материи и сознания.

Наконец, в таких философских течениях ХХ века как неопозитивизм и экзистенциализм имели место попытки отрицания того, что бытие имеет какую бы то ни было причину, субстанцию. В частности, Б. Рассел утверждал, что теперь большинство философов не признает субстанцию полезным понятием.

Другим существенным вопросом онтологии является вопрос об акциденциях (свойствах), об атрибутах бытия. В этом вопросе также заметна борьба материализма и идеализма.

Под атрибутами бытия, то есть обязательными, необходимыми свойствами ему присущими, материалисты понимали, прежде всего, объективность (независимость от человеческого сознания), движение, которое выступает способом существования бытия, пространство и время, являющиеся формами его существования, и, наконец, отражение, заключающееся в способности любого материального объекта запечатлевать и воспроизводить в своих специфических изменениях особенности воздействующих на него других материальных объектов.

Объективные идеалисты, выводящие бытие из мирового разума, приписывали последнему такие атрибуты, как созидательную творческую силу, абсолютное знание, целеполагание, свободу, устремленность к добру.

Субъективные идеалисты атрибутами бытия объявляли те или иные качества человеческого мышления, например, последовательность ощущений, логическую непротиворечивость, прогностическую способность, априорное (доопытное) и апостериорное (опытное) знание.

Таким образом, бытие это предельно широкая философская категория, обозначающая реальность. Однако, что включает в себя эта реальность, только то, что является объективной реальностью или то, что можно назвать субъективной реальностью, или то и другое вместе остается предметом споров различных философских школ.

В античной философии первым отчетливо формулировал проблемы бытия Анаксимандр. Его апейрон (беспредельное) выступает субстанцией всего существующего. Элеат Парменид представлял бытие как неподвижное, непрерывное и однородное, не содержащее в себе никакого небытия и не могущего перейти в него. Бытие он связывал с сознанием, а материальный мир представлял как своего рода кажущееся бытие или даже небытие.

Идеи диалектики бытия и небытия высказал Гераклит, который утверждал, что одна и та же вещь существует и не существует. Атомисты связывали понятие бытие с существованием мельчайших неделимых частиц, из которых построено все мироздание, а понятие небытие сводили к пустоте. Таким образом, небытие оказывалось так же существующим, как и бытие.

Идеалист Платон противопоставляет мир идей в качестве истинного, подлинного бытия миру вещей, который в его понимании есть бытие не подлинное.

Христианская философия средневековья противопоставляла истинное бытие, то есть бытие самого Бога, и неистинное бытие, бытие природы, бытие того, что сотворено богом.

В Новое время утверждается понимание бытия как инертного объекта, противостоящего субъекту. Вследствие господства механики в системе наук 17 – 18 вв. основополагающим в понимании бытия становится понятие естественного тела. Тела, из которых построено бытие, подчиняются автоматически действующим, слепым законам механики. Это был натуралистический подход к бытию, исключающий из понимания бытия какое бы то ни было субъективное начало.

Этой материалистической, но в тоже время и метафизической традиции противостояла дуалистическая трактовка бытия Р. Декарта и идеалистическая – Беркли, Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля. Так Фихте свел бытие к духовно-идеальному началу, созданному деятельностью человека, а Шеллинг подлинное бытие усматривал в духовное деятельности человека и прежде всего в его духовной свободе.