6. Русская философия XX века
Отвечая на шестой вопрос следует отметить духовный ренессанс в России в начале XX в., его источники и составные части. Программа нового религиозного сознания. Критика исторического христианства. Религиозно-философские собрания и общества. Религиозные опыты. Влияние Владимира Соловьева. Символизм и мистицизм как проявление религиозных исканий. Проблема взаимоотношения Бога и Человека в философском творчестве Д.С. Мережковского. Этапы жизни человеческой личности: язычество, приобщение к христианству, полная внутренняя гармония человека в его слиянии с христианством. Идеалы человека и общества: христианин, гармоничная и добродетельная личность, живущая с такими же другими личностями в религиозном безгосударственном объединении. Всемирная история как «правда о духе и правда о плоти». Метафизика любви в творчестве В.В. Розанова. В.В. Розанов о «достоинстве христианства и недостоинстве христиан». Различие знания (рассудка) и понимания (разума). Философия пола и любви. Онтологическое значение пола. Проблема семьи. Мистическое значение семьи. Консерватизм социально-политической позиции В.В. Розанова. Расцвет русской поэзии в начале XX века, ее символический и профетический характер. Философские искания В. Иванова и А. Белого. Христианский экзистенциализм и персонализм. Н.А. Бердяев. Его жизнь и творчество. Главные идеи Н.А. Бердяева: свобода предшествует бытию, личность несовместима с объективацией, спасение - в творчестве. Интуитивизм Н.О. Лосского как методологический принцип познания нерасчленяемых целостных явлений. Понятие «гносеологической координации» и «творческой интуиции». Основные темы философского творчества Н.О. Лосского: ценность и бытие, Бог и мировое зло, классическая этика Абсолюта, характер русского народа, история русской философии. Л. Шестов о познании как грехопадении человека в сферу обязательных истин разума. Оправдание человека в его трагичности. Критика рационализма. «Всесознание». Вера как новое измерение мышления. Примат веры над разумом. Афины и Иерусалим как символы философии Л. Шестова. Философия всеединства в XX в. С.Н. и Е.Н. Трубецкие об историческом фундаменте идеи всеединства в античной и средневековой философии. Становление самостоятельного философского направления русской философии XX века не основе концепции всеединства. «Религиозно-философское общество памяти В. Соловьева». Применение идеи всеединства к различным сферам философского, исторического, религиозного и научного знания, а также общественной жизни в целом. Софиология С.Н. Булгакова. Космос как одушевленное Богом целое. «Человеческое творчество в знании, в хозяйстве, в культуре, в искусстве софийно». «Философия хозяйства». Причина всех бед на земле - в разобщении; в обществе это проявляется в разделении на экономическую, политическую и духовную сферы, в религии - в разобщенности христианских церквей. Выход - в объединении всех в едином, абсолютном и всемогущем Боге и в объединении всех христианских церквей в единой экуменической Церкви. С.Н. Булгаков о божественном предопределении судьбы человека и его ответственности перед Богом после смерти. П.А. Флоренский. «Столп и утверждение истины». Философия П.А. Флоренского как «конкретная метафизика». Софиология. Концепция антиномизма как следствия греховности разума. Идеи как лучи Логоса. Метафизика богословия. Проблема онтологического, гносеологического, религиозного и социокультурного статуса символа. Символ как «посол» метафизики. Идеи П.А. Флоренского об относительности, непостоянстве времени и пространства, а также о неизбежности того, что будущие научные открытия приведут к новому пониманию взаимоотношений материи и духа. Подтверждение идей П.А. Флоренского позднейшими достижениями в области физико-математических исследований. Отвечая на заключительный вопрос семинарского занятия нельзя не проанализировать особенности философии русского зарубежья. Высылка из России видных писателей и философов. Основные направления в философии русского зарубежья. Философия антикоммунизма. Критика коммунизма за абстрактные идеалы добра и справедливости. Работы Н.А. Бердяева «Философия неравенства» и «Истоки и смысл русского коммунизма». С.Л. Франк как теоретик антикоммунизма. Его мистический гуманизм и социальная философия. Принципы иерархизма в творчестве П.А. Сорокина. Концепция общества как совокупности коллективных единств, связанных между собой разнообразными функциональными отношениями. Проблемы посткоммунистического развития России в трудах Н.С. Тимашева. Сменовеховство: В.Г. Богораз-Тан, Ю.В. Ключников, И.И. Лежнев, Н.В. Чахотин и их программа примирения с «Октябрьским переворотом» и большевизмом. Вера в то, что Русское государство станет «путем Божиим на Земле». Возвращение к веховским истокам: мистике, провидению, мессианству. Евразийство: его сущность, славянофильские корни, критика западничества и большевизма. Представители: Н.С. Трубецкой, П.Н. Савицкий, Г.В. Вернадский, Л.Н. Гумилев. И.А. Ильин как идеолог неомонархизма. Обоснование им необходимости сильной власти. Взгляд на право как на «необходимую форму духовного бытия человека». Работы «Аксиомы власти», «Наши задачи», «О монархии и республике». Эволюция философских взглядов И.А. Ильина от неогегельянства к идеям, основанным на традициях отечественной философской мысли. «Сначала - быть, потом - действовать и лишь затем из осуществленного бытия и ответственного, а может быть, и опасного, и даже мучительного делания - философствовать». И.А. Ильин об особенностях христианской антропологии. Теория «всемирного народоустройства» в «Розе мире» Д.А. Андреева. «Религия итога» и «соборное творчество» как продолжение традиции всеединства В.С. Соловьева. «Спор о Софии». Смещение философских интересов русской эмиграции в сторону чисто религиозных, церковных тем. Богословы Г.В. Флоровский, Н.О. Лосский, И.Ф. Мейендорф. Особенности и традиции русской философии в советской философии. Ярко выраженный материалистический характер отечественной философии, ее развитие в жестких рамках диалектического и исторического материализма. Догматизм. Влияние философского наследия В.И. Ленина. Три этапа развития советской философии: а) 1917 г. - 30-е гг. - время продолжающихся дискуссий при сильном давлении официального марксизма-ленинизма; б) 30-50-е гг. - период полной идеологизации философии, сталинизм, превращение философии в служанку официальной власти; в) 50-90-е гг. - время возрождения оригинальной русской философии. Основные проблемы философии последнего периода: проблема ценностей, новое толкование марксизма-ленинизма, возвращение к «истинному Марксу» и «истинному Ленину», проблемы гносеологии, сознания и идеальности, проблемы культуры, философия как методология. Философы, оставившие наиболее яркий след в советской философии: В.Ф. Асмус, А.А. Богданов, А.М. Деборин, А.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман, М.К. Мамардашвили. Герменевтика М.М. Бахтина как философия человека, ведущего нескончаемый диалог с другими людьми и самим собой. Быть для человека - значит общаться, быть для других и через них - для себя. Проблема социальности человека. М.М. Бахтин о методологии гуманитарных наук. Э.В. Ильенков об отчуждении как всемирно-исторической, а не только капиталистической проблеме человека, о диалектике абстрактного и конкретного, логического и исторического, о диалектике идеального. Аксиологическая проблематика в творчестве В.И. Тугаринова и других советских философов-марксистов, разрушавших догматический марксизм и создававших русскую философию постсоветского периода. В заключение необходимо подвести итоги и проанализировать перспективы развития современной русской философии. Необходимость русской философии как национальной универсальной мысли, выражающей дух эпохи и логику русского культурно-исторического процесса. Мелиоризм (тенденция к улучшению и преобразованию мира) и антропологизм как принципы современного русского секуляризированного сознания.
Основные понятия темы: историософия, провиденциализм, эсхатология, мессианизм, византизм, соборность, цельное знание, всецелый разум, восточная патристика, нравственность, всеединство, личность, свобода, софиология, миф, символ, имяславие, творчество, человек, общественный идеал.
- Философия
- Часть II
- Философия
- Пояснительная записка
- Место курса в системе социогуманитарного образования
- Требования к уровню освоения содержания курса
- 1.2. Содержание курса Содержание государственного образовательного стандарта (гсэ.Ф.10)
- Темы и краткое содержание
- Тема 1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества
- I. История философии
- Тема 2. Философия Древнего мира
- Тема 3. Античная философия
- Тема 4. Средневековая философия
- Тема 5. Философия эпохи Возрождения
- Тема 6. Философия Нового времени (XVII-XVIII вв.)
- Тема 7. Классический и неклассический этапы философии Нового времени
- Тема 8. Русская философия
- Тема 9. Современная западная философия
- II. Философские проблемы
- Тема 10. Учение о бытии (онтология)
- Тема 11. Учение о развитии
- Тема 12. Философская проблема сознания
- Тема 13. Основные проблемы теории познания (гносеология)
- Тема 14. Научное познание и его специфика
- Тема 15. Природа человека и смысл его существования
- Тема 16. Ценность как способ освоения мира человеком (аксиология)
- Тема 17. Учение об обществе (социальная философия)
- Тема 18. Проблемы и перспективы современной цивилизации
- 1.3. Распределение часов по темам и видам работ
- 1.4. Форма итогового контроля
- 1.5. Учебно-методическая карта дисциплины _ф_│_р_│_в Философия (132 часа)
- 1.6. Карта согласования рабочей программы дисциплины вузовского компонента цикла гос (гсэ.Ф.10) Философия с другими дисциплинами
- 1.7. Карта обеспечения дисциплины учебно-методической литературой _ф_│_р_│_в Философия (132 часа)
- Обязательная литература
- Дополнительная литература
- 1.8. Карта обеспечения дисциплины учебными материалами _ф_│_р_│_в Философия (132 часа)
- 1.9. Карта обеспечения дисциплины оборудованием _ф_│_р_│_в Философия (132 часа)
- 2. Дидактические материалы
- 2.1. Практические занятия
- 2.1.1. Формы проведения практических занятий
- 2.1.2. Темы и материалы по проведению семинарских занятий
- Тема 1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества
- 1. Место и роль философии в культуре. Философия как мировоззрение.
- 2. Основной вопрос философии. Структура философского знания.
- 3. Философия и частные науки.
- 4. Функции философии.
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 2. Античная философия
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 3. Философия Нового времени (XVII-XVIII вв.)
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 4. Немецкая классическая философия.
- 1. Философия и. Канта. Априорные формы чувственности и рассудка.
- 2. Философия г. Гегеля.
- 3. Философия л. Фейербаха как учение о сущности человека.
- 4. Философия к. Маркса. «Тезисы о Фейербахе».
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 5. Современная западная философия.
- 1. Критика, обновление и защита в западной философии классических философских традиций XIX века (неотомизм, неокантианство, неогегельянство).
- 2. Проблема знания, языка и методологии. Неопозитивизм, герменевтика, структурализм. Их значение в понимании и толковании языка и науки.
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 6. Русская философия.
- 2. Идеология славянофилов и западников
- 3. Философия русской радикальной демократии и идея «русского социализма»
- 6. Русская философия XX века
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 7. Учение о бытии (онтология)
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 8. Учение о развитии
- Контрольные вопросы
- Рекомендуемая литература
- Тема 9. Проблема человека в философии
- 1. »Человек есть тайна». Образ человека в истории философской мысли.
- 2. Проблема антропосоциогенеза.
- 3. Смысл человеческого существования.
- 4. Свобода и ответственность.
- Контрольные вопросы
- Рекомендуемая литература
- Тема 10. Учение об обществе (социальная философия)
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 11. Ценность как способ освоения мира человеком (аксиология)
- 1. Ценности, их природа и принципы классификации
- 2. Моральные и нравственные ценности, их теоретическое освоение в рамках этики
- 3. Особенности эстетического способа ценностного освоения действительности
- 4. Разнообразие и взаимосвязь религиозных ценностей
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 12. Проблема сознания
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 13. Основные проблемы теории познания (гносеология)
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 14. Научное познание и его специфика
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 15. Будущее человечества (философский аспект)
- Контрольные вопросы
- Литература
- 2.2. Словарь основных понятий и терминов
- Вопросы по философским проблемам
- Вопросы на понимание курса:
- 3.2. Тесты по всему курсу
- 3.3. Рейтинг-контроль
- 3.3.1. Технологическая карта дисциплины
- 3.3.2. Рейтинговая книжка студента
- Формы рейтингового оценивания:
- 4. Методические рекомендации
- 4.1. Темы контрольных работ для студентов-заочников (темы на выбор)
- Литература
- 4.2. Методические рекомендации по написанию контрольной работы
- Структура работы
- Оформление контрольной работы
- Оценка контрольной работы.
- 4.3. Методические рекомендации по работе с первоисточниками
- 4.4. Карта самостоятельной работы студента по дисциплине _ф_│_р_│_в Философия (132 часа)