6.5. Становление и развитие марксизма
Возникновение марксизма было закономерным явлением в истории философии. Оно подготовлено социально-экономическими причинами и предшествующим развитием общественной жизни. Марксистская философия является наследницей многих высших достижений европейской философской мысли, начиная с мудрецов Древней Греции и кончая мыслителями конца XVIII – начала XIX вв. Как указывал В. Ленин, вся гениальность К. Маркса заключалась в том, что он ответил на вопросы, поставленные его выдающимися предшественниками; при этом он “опирался на прочный фундамент человеческих знаний, завоеванных при капитализме” (Ленин В.И. Полное собрание сочинений: В 50 т. – Т. 41. – С. 304). Теоретическими источниками марксизма являются немецкая классическая философия, английская классическая политическая экономия и французский утопический социализм.
Свыше ста лет развитие революционного движения и общественной мысли было неразрывно связано с марксизмом и его философией. Марксизм являлся господствующей идеологией в СССР, странах социалистического содружества Азии и Европы, находился в центре идеологической борьбы двух систем.
С распадом СССР распространилось отрицательное отношение к марксистской философии, отождествление догматизированной философии марксизма с ее сущностью. Поэтому возникла потребность определить лучшее, что было разработано К. Марксом и Ф. Энгельсом в области философской мысли. Историческая преемственность также требует учета и использования всего того положительного, что было сделано этими мыслителями и что не потеряло своего значения и в современных условиях.
Размышляя о сложившейся ситуации, важно помнить: марксистская философия сформировалась в определенных исторических условиях, ей присущи как положительные стороны, так и недостатки. Относиться к ней надо взвешенно, объективно – захваливание ее, равно как и охаивание, одинаково некорректно, ненаучно. Философию марксизма (как и всякую иную) неправомерно отождествлять с политическими взглядами и действиями ее сторонников. Анализировать ее следует, руководствуясь методологическими принципами объективности и историзма. Необходимо учитывать, во-первых, исторические условия ее возникновения; во-вторых, – важнейшие проблемы, поставленные и решенные ею; в-третьих, – исторический путь, пройденный ею, и изменения, происходившие на этом пути; в-четвертых, – судьбу марксистской философии в современных условиях.
В 40-х гг. XIX в., когда капитализм утвердился как общественный строй в наиболее развитых странах Европы (Англии, Франции, Бельгии) и в США, а в ряде других (Германия, Австрия, Италия) переживал раннюю стадию развития, появляется марксизм. Тогда производство начало принимать все более общественный, международный характер, четко проявилась тенденция становления общества как целостной системы. Капиталистические общественные отношения вызвали изменения в социальной структуре общества, обострили противоречия между социальными общностями, классами. Восстания рабочих в Англии, Франции свидетельствовали о том, что буржуазный строй, его государство не дали ни социальной справедливости, ни социально-политического равенства, ни свободы, ни братства, под лозунгами которых осуществлялись революции.
Частная собственность, в которой буржуазные теоретики видели гаранта новой прекрасной жизни и связывали ее с развитием самой сущности и природы человека, построением подлинно человеческого общества, не оправдала ожиданий. Наоборот – обострилась проблема социальной справедливости, проблема будущности человека стала предметом философских раздумий.
Конец XVIII – начало XIX в. были ознаменованы революцией в естествознании. Открытие закона сохранения и превращения энергии (Ю.Р. Майер и др.), создание теории клеточного строения живых организмов (П.Ф. Горянинов, Т. Шванн, М.Я. Шлейден), появление эволюционной (Ч. Дарвин) и космогонической теории (И. Кант и П. Лаплас) раскрыли связи между животным, растительным миром и неорганической природой; сложилась новая картина мира, в котором совершается процесс развития.
Открытия естествознания противоречили традиционной картине мира, представлявшей неживую природу, живые организмы и человеческое общество как три самостоятельных царства. Требовалось преодолеть это противоречие.
В Англии формируются концепции У. Петти, А. Смита, Д. Рикардо по проблемам политической экономии, раскрывающие генезис капиталистического общества, безграничность развития рыночного производства, обосновывающие теорию трудовой стоимости, показавшие “экономическую анатомию классов”.
Французский экономист и историк Ж. Сисмонди, проанализировав теневые стороны капитализма, сделал выводы о неизбежности его экономических кризисов, выразил сомнение в его целесообразности, ставшее исходным для различных направлений утопического социализма. Просветительские идеи французских материалистов в XVIII в. о человеке и обществе вливаются непосредственно в социалистические и коммунистические учения Г. Бабефа, А. Сен-Симона и Ш. Фурье, построивших “социалистические модели” будущего.
Одним из первых А. Сен-Симон высказал мысль, что в основе всякой политики лежит экономика, в будущем поглощающая политику: политическое управление людьми должно превратиться в распоряжение вещами и в руководство процессами производства. Ш. Фурье обосновал периодизацию исторического процесса (дикость, патриархат, варварство, цивилизация), критиковал буржуазный общественный строй с его противоречиями, остро проявившимися в борьбе сословий и классов во Франции 1789 г., высказал идеи о будущем обществе, в котором нет места противоречиям между городом и деревней, между умственным и физическим трудом.
Взгляды Ш. Фурье оказали сильное влияние на крупнейших французских историков О. Тьерри, Ф. Минье, Ф. Гизо, обосновывавших роль интересов людей как источника и двигателя исторического творчества. Актуальным проблемам буржуазного общества тогда немало внимания уделяла немецкая классическая философия.
В этих условиях происходило формирование философии марксизма с конца 30-х до конца 40-х гг. ХIХ в.
Развитие общественно-экономической практики, науки и философии к середине ХIХ в. требовало глубокого философского осмысления. Именно поэтому в данный период появляются такие направления философии, как позитивизм и марксизм, которые ставят перед собой задачи пересмотра гегелевской философии с ее претензией на абсолютную истину, а также задачи исследования действительности, обнаружения ее законов, понимания и объяснения жизни общества.
Марксизм не принимает позитивистские трактовки природы, познания и общества. К. Маркс и Ф. Энгельс создали свою философию, которую называют “новым материализмом”, “диалектическим материализмом”. Но марксизм возник не на пустом месте. Непосредственным теоретическим источником философии марксизма явилась немецкая классическая философия ХIХ в., прежде всего философия Г. Гегеля и Л. Фейербаха.
Г. Гегель внес серьезный вклад в развитие философской мысли: разработал стройную систему идеалистической диалектики как совокупности логических законов и категорий. Мыслитель сформулировал основные законы диалектики, по которым развиваются идеи, мысли. Он показал, что это развитие происходит не по замкнутому кругу, а поступательно, от низших форм к высшим, что источником развития являются противоречия. Г. Гегель дал характеристику основным категориям диалектики, показав их взаимную связь, превращаемость друг в друга.
К. Маркс и Ф. Энгельс в своих работах неоднократно подчеркивали приверженность диалектике, но не в гегелевском ее толковании, так как они не признавали диалектики идеалистической, или, как образно выразился Ф. Энгельс, “стоявшей на голове”. Они создали новую историческую форму диалектики – материалистическую.
Однако разработка Г. Гегелем учения о развитии не только высоко оценивалась К. Марксом и Ф. Энгельсом, но и широко использовалась ими. Марксистская диалектика настаивает на связи диалектики объективной и субъективной, понимает субъективную диалектику (диалектику человеческого мышления) как отражение объективной диалектики (диалектики объективного мира). К. Маркс и Ф. Энгельс создали материалистическую диалектику как науку о наиболее общих законах развития мира и человеческого сознания. Это учение, говоря словами В. Ленина, стало “душой марксизма”, так как не только способствовало разработке всех основных частей марксистской теории, но и явилось методологической основой для решения практических задач.
Применив материалистическую диалектику к анализу общественной жизни, К. Маркс и Ф. Энгельс открыли “тайну” прибавочной стоимости в капиталистическом обществе и материалистическое понимание истории, которые легли в основание разработки всех основных частей марксизма – философии, политической экономии и научного коммунизма.
Большее влияние на формирование мировоззрения К. Маркса и Ф. Энгельса оказал материализм Л. Фейербаха (1804–1872), который был выдающимся материалистом своего времени.
Отвергая идеализм и религию, он указывал, что философия не должна замыкаться в рамках чистой мысли, ее дело изучать природу, человека. Природа существует вне человека, она “существо первое, первичное, непроизводное”. Человек же – часть природы, продукт ее длительного развития. Сознание, по мнению мыслителя, не предшествует природе, а лишь отражает, познает ее. Материя, природа познаваемы, они доступны человеку, воспринимаются всеми органами чувств.
Значение его идей для философских поисков К. Маркса заключалось, кроме материалистической общей установки, еще и в том, что Л. Фейербах соединил традицию гуманизма (человек – высшая ценность) с атеистическим отрицанием религиозных иллюзий, с реабилитацией чувственного начала в человеке и мыслями о гуманизации отношения человека к природе и людям.
Л. Фейербах был материалистом, но не диалектиком, Г. Гегель был диалектиком, но не материалистом. К. Маркс и Ф. Энгельс соединили материализм и диалектику, достигли их органического единства в одном диалектико-материалистическом мировоззрении.
Философия диалектического материализма не смогла бы появиться без такого открытия К. Маркса, как материалистическое понимание истории (т. е. исторического материализма) как социально-философской концепции, раскрывающей органическое единство природного и социального, объективного и субъективного, материального и духовного, достраивающего материализм “доверху” и позволяющий с новых позиций рассматривать человека и всю его жизнедеятельность.
- Философия
- Анотация
- Содержание
- Тема 1. 7
- Тема 2. 19
- Тема 3 42
- Тема 4 50
- Тема 5. 61
- Тема 6. 79
- Тема 11. 167
- Тема 12 187
- Тема 1. Философия как мировоззрение, ее назначение, смысл и функции в обществе.
- 1.1. Предмет и структура философии.
- 1.2. Место философии в духовной культуре общества.
- 1.3. Основной вопрос философии.
- 1.1. Предмет и структура философии
- 1.2. Место философии в духовной культуре общества.
- 1.3. Основной вопрос философии
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 2. Античная философия.
- Натурфилософский период развития древнегреческой философии.
- Период создания универсальных философских систем.
- Философия эпохи эллинизма.
- 2.1. Натурфилософский период развития древнегреческой философии
- 2.2. Период создания универсальных философских систем
- 2.3. Философия эпохи эллинизма
- Контрольные вопросы
- Литература
- 3.2. Учение аврелия августина
- 3.3. Средневековая схоластика. Спор об универсалиях
- 3.4. Философия Пьера Абеляра. Проблема соотношения разума и веры
- 3.5. Философия Фомы Аквинского
- Контрольные вопросы
- Литература
- 4.2. Философия Возрождения
- 4.2.1. Взгляды на человека и мир философов Возрождения
- 4.2.2. Общественные теории эпохи Возрождения
- 4.2.3. Преодоление наивного антропоцентризма в философии м. Де Монтеня
- 4.3. Идеи Реформация в учениях м. Лютера, ж. Кальвина, т.Мюнцера
- Контрольные вопросы
- Литература
- 5.2. Проблема метода познания в философии Нового времени: ф. Бэкон, р. Декарт, Дж. Локк
- 5.3. Материализм и идеализм философии Нового времени: б. Спиноза, т. Гоббс, г.В. Лейбниц
- 5.4. Философия Дж. Беркли и д. Юма
- 5.5. Философия французского просвещения
- 5.5.1. Общая характеристика Просвещения
- 6.5.2. Французская философия хviii в.: природа, общество, человек
- 6.5.3. Проблема человека в философии просвещения: Вольтер, ж.-ж. Руссо
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 6. Немецкая классическая философия и марксизм
- 6.1. “Критическая философия” и. Канта
- 6.2. Философия и.Г. Фихте и ф. Шеллинга
- 6.3. Философия г. Гегеля
- 6.4. Антропологический материализм л. Фейербаха
- 6.5. Становление и развитие марксизма
- 6.6. Проблемы человека, общества и мира в философии марксизма
- 6.7. Эволюция философии марксизма: западные и восточно-европейские концепции
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 7 традиции и особенности развития философской мысли в украине
- 7.1. Составные части и периодизация развития философской мысли в Украине
- 7.2. Философская мысль Киевской Руси
- 7.3. Гуманистические идеи Возрождения и Просвещения в философской мысли Украины
- 7.4. Развитие философской мысли в Украине в XIX–XX веках
- Контрольные вопросы
- 8.2. Сциентистские направления
- 8.3. Антропологические направления
- 8.4. Религиозно-философские направления
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 9. Онтология
- 9.1. Понятие «бытие»
- 9.2. Виды бытия
- 9.3. Понимание материи в истории философии.
- 9.4. Ленинское определение материи
- Контрольные вопросы
- Литература
- 10.2. Марксистское понимание сознания.
- 10.3. Вульгарно-материалистическое истолкование сознания. Критика гилозоизма.
- 10.4. Материальное и идеальное. Противоположность материалистического и идиалистического истолкования познаваемости мира.
- 10.5. Критика агностицизма.
- 10.6. Проблема истины.
- Контрольные вопросы
- Тема 11. Антропология
- 11.1. Философы прошлого о сущности человека.
- 11.2. Происхождение человека.
- 11.3. Биологическое и социальное в человеке.
- 11.4. Смысл и цель жизни человека
- 11.4.1. Понятие цели и смысла жизни.
- 11.4.2. Противоположность идеалистического и материалистического подходов к пониманию смысла и цели жизни.
- Контрольные вопросы
- Литература
- 12.1.2. Экономическая сфера общества. Проблема соотношения сфер.
- 12.1.3. Основные концепции типологизации обществ
- 12.1.4. Социальная структура общества. Революционный и эволюционный пути развития общества
- 12.1.5. Политическая структура общества
- 12.2. Общественный прогресс
- 12.2.1. Представления о прогрессе в истории философии
- 12.2.2. Критерии прогресса
- 12.2.3. Цивилизационная и формационная теории общественного прогресса
- 12.3. Глобальные проблемы человечества
- 12.3.1. Антропологический кризис
- 12.3.2. Сущность и истоки глобальных проблем
- 12.3.3. Глобальные проблемы – вызов человеческому разуму
- Контрольные вопросы
- Литература