Философские идеи фрейдизма.
Фрейдизм – широко распространенное в буржуазных странах субъективно-идеалистическое учение о природе человека, идеями которого в значительной мере проникнуты современные буржуазные социология, философия, антропология, этика, педагогика и эстетика. Фрейдизм (или психоанализ) возник в конце XIX в. Его создатель австрийский врач-психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939) вначале разработал психоанализ как метод лечения психических заболеваний, а затем распространил сферу его компетенции и на общественные отношения. В основе этики Ф. лежит положение о врожденности психических комплексов человека.
Структуру и мотивы поведения человека Фрейд выводит из его бессознательных, прежде всего сексуальных (либидо), влечений. Первичным элементом внутреннего мира человека Фрейд считает непознаваемое Id («оно», бессознательное), которое действует как ненаправленная энергия, стремление, обретает направленность в «принципе удовольствия» и проявляется у мужчин в противоречивом комплексе сексуальных влечений к матери и агрессивных побуждений по отношению к отцу («комплекс Эдипа»). Подобные влечения приписываются и женскому полу («комплекс Электры»).
Жизненные стремления человека Фрейд и сводит к таким увлечениям, якобы унаследованным; еще с первобытных времен. Новообразованием общества возникают моральные нормы поведения, ограничивающие и подавляющие открытые проявления бессознательных влечений. Поэтому, с точки зрения Фрейда, в сознании человека на самых ранних этапах общественного развития развивается и передается затем по наследству особая инстанция «Идеал-Я», которая является результатом усвоения индивидом моральных норм.
Рассматривая характер взаимоотношения индивида и общества в буржуазном мире, Фрейд абсолютизировал его и необоснованно сделал вывод о том, что любая цивилизация враждебна человеку, т. к. обусловливает подавление его влечений и является результатом превращения (сублимации) психической энергии в различные виды культурной деятельности. Влечения же, не поддавшиеся сублимации, проявляются в форме психических болезней и аморальных поступков людей.
Билет 29.
- Ответы на экзаменационные вопросы по философии
- Философия как наука и форма общественного сознания
- Философская мысль в Древней Индии. Основные идеи Брахманизма
- Сущность и структура философского знания.
- Философия Древнего Китая. Этические и правовые взгляды Конфуция.
- Основные направления и школы философии.
- Философия всеединства в.С. Соловьева.
- Основные функции философии.
- Милетская, эфесская и элейская школы. Пифагореизм.
- Философия и аксиология. Проблема ценностей в современных условиях.
- Атомистический материализм. Демокрит, Эпикур, Лукреций.
- Мировоззрение, его структура и социальная роль.
- 3 Типа мировоззрения:
- Философия Платона. Платон об идеях и идеальном государстве.
- Бытие как философская категория. Основные формы бытия.
- Философская система Аристотеля.
- Философское учение о материи.
- Патристика. Философско-теологические взгляды Августина Блаженного.
- Философия о движении, пространстве, времени.
- Схоластика. Номинализм и реализм в философии Средневековья.
- Происхождение, сущность, структура сознания.
- Теологическое учение Фомы Аквинского.
- Проблема всеобщих связей и развития в философии.
- Развитие философской мысли в эпоху Возрождения.
- Единичное, особенное, общее.
- Основные черты философии Нового времени.
- Целое и часть. Система и элемент.
- Философское учение ф. Бэкона. Разработка индуктивной методологии.
- Причина и следствие. Необходимость и случайность.
- Философия т. Гоббса. Договорная теория государства.
- Содержание и форма. Сущность и явление.
- Философия р. Декарта. Учение о методе.
- Возможность и действительность. Формальная и реальная возможности.
- Французский материализм XVIII в. Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах.
- Качество, количество, мера, их взаимосвязь.
- Философия Просвещения. Монтескье, Вольтер, Руссо.
- Диалектика о единстве и борьбе противоположностей.
- Основные черты и историческая роль немецкой классической философии.
- Диалектическое отрицание. Отрицание отрицания.
- Философское учение и. Канта. Мораль и познание.
- Проблема познаваемости мира, её решение в истории философии.
- Философская система и метод г. Гегеля.
- Чувственное познание, его формы.
- Философия л. Фейербаха.
- Классификация методов научного познания.
- Иррационализм философии а. Шопенгауэра, ф. Ницше, а. Бергсона.
- Эмпирическое познание. Наблюдение, эксперимент, моделирование.
- Социальные, научные, философские предпосылки марксизма.
- Теоретическое познание. Абстрагирование, идеализация, формализация.
- Основные черты и этапы развития русской философии.
- Диалектика как учение и метод.
- 2. Русская философия XVIII в. М.В. Ломоносов, а.Н. Радищев.
- Философия и методология.
- Славянофилы и западники в русской философской мысли.
- Исторические типы мировоззрения.
- Проблемы свободы, смысла жизни, творчества в философии н.А. Бердяева.
- Позитивизм и его исторические формы: эмпириокритицизм, неопозитивизм, постпозитивизм.
- Философские идеи фрейдизма.
- Концепции происхождения и развития человека
- Философские проблемы инженерной деятельности
- Взаимосвязь человека и природы, человека и культуры
- Философские проблемы инженерной деятельности
- Сущность общества и его природа
- Виды знаний и вера
- Основные формы общественного сознания и их содержание
- Природа техники и технологий и их взаимосвязь
- Знание и познание. Рациональное и иррациональное в познании
- Сущность ценностей и их классификация
- Происхождение и сущность сознания. Отражение и сознание
- Сущность глобальных проблем и их классификация
- Проблема истины и её критериев в науке и философии
- Развитие и общественный прогресс
- Формационные и Цивилизационные концепции общественного развития
- Смысл человеческого бытия
- Биологическое и социальное в человеке
- Современные человеко-технические и технологические системы
- Гражданское общество и государство
- Ценностные критерии общественного прогресса
- Насилие и ненасилие в диалектике свободы и ответственности
- Настоящее и будущее России и её народов
- Понимание, интерпретация, объяснение
- Ценности современного российского общества
- Вопрос 31.
- Вопрос 32.