logo search
методичка по ИЗФ

Раздел II.

ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

II. Содержание курса

  1. Разделы курса, темы, их краткое содержание

  2. Темы лабораторных, семинарских занятий и коллоквиумов (если предусмотрены)

  3. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

  4. Примерная тематика рефератов, курсовых работ (если предусмотрены)

  5. Примерный перечень вопросов к экзамену (зачету)

ПРОГРАММА

Введение в историю средневековой философии

Проблема начала средневековой философии: основные точки зрения. Периодизация истории философии Средних веков. Особенности средневековой культуры. Западноевропейская (латинская), византийская (греческая), иудейская и арабская культуры в рамках Средних Веков. Особенности каждого периода в развитии философии Средневековья.

Начало христианской философии в рамках античности

Ранне-христианские апологеты I–II вв. (Тертуллиан, Татиан Сириец, Афинагор Афинский, Иустин Мученик, Феофил Антиокийский, Минуций Феликс). Основная проблема апологетики: социокультурные вопросы эпохи начала христианской эры. Проблема соотношения разума и веры в рамках апологетики как вопрос об отношении христианства к языческой культуре. Два направления апологетики: Иустин и Татиан.

«Непримиримое» направление: Татиан и Тертуллиан. «Речь против эллинов» Татиана как отрицание языческой культуры как целого. Отношение Тертуллиана к философии «Философия – мать всех ересей». «Credo quia absurdum est» Тертуллиана: культурный смысл этого выражения.

Стоицизм и апологетика. Три формы бытия Логоса. Семенной логос как понятие, гарантирующее возможность усвоения христианством языческой культуры. Метафизическая проблема существования Логоса. Развитие теории Логоса – Слова Божия у Феофила Антиохийского.

Смысл и значение апологетики.

Гностицизм: общая характеристика. Учение Валентина о плероме и кеноме. Сотериология гностиков.

Манихейство: общая характеристика. Симон Волхв и Манес. Дуализм манихейства. Выводы.