5. Античная философия: этапы становления и специфика.
Спецификой ранней античной философии является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Для ранних философов характерна стихийная диалектика мышления, например у Гераклита все сущее надо мыслить как подвижное единство и борьбу противоположностей.
Одним из важных этапов для греков было учение пифагорейцев, которые считали началом всего сущего число.
С середины V в до н. э. натурфилософия поменялась на философию человека, т. к. исчерпала себя, появились социальные, культурные факторы, которые стимулировали развитие софизма(учение о мудрости). Софисты были первыми наставниками греческого народа. Проблемы софизма - сущность знания; поиск истинны - не цель, а цель - это прибыль, нажива
Древнегреческий философ Сократ критиковал софистов. Для Сократа было целью методом индуктивной диалектики прийти к истине. Метод Сократа - выведение общих положений из частных принципов.
Сократ утверждал, аморальные действия происходят из-за недостатка знаний, моральной безупречности можно научить. Парадокс учения Сократа - учение, что добродетельный человек всегда счастлив - противоречит здравому смыслу.
Философским взглядам другого древнегреческого философа - Платона присущ объективный индивидуализм - мир как реальность существует, он математически и этически ориентирован. В триаде Платона теория идей, затем духовный, затем телесный мир. Гносеология Платона - идея это сущность вещей, то лишь знание идеально, которое проникает в сущность вещей (идей).
Платон полагал, то знание человека еще до рождения обладает опытом предыдущей жизни.
Ученик Платона, другой известный древнегреческий философ Аристотель подверг критике его теорию идей. В философии Аристотеля оказались объединенными и характерными для классической философии умозрение - исторический философский эмпиризм и эмпиризм частного отрицания знания, опиравшихся на наблюдения и метафизику вечных неизменных начал, и известный историзм социально-политических исследований. В философии Аристотель различал: теоретическую часть - учение о бытии, его частях, причинах и началах, практическую - о человеческой деятельности и поэтическую - о творчестве.
В более поздний период античной философии образовываются новые характерные философские школы: эпикуреизм,скептицизм,стоицизм.
Эпикуреи- получили свое название от основателя школы Эпикура. Эпикуреи проповедовали гедонизм (наслаждение для них - величайшая цель). В христианстве эпикуреев упрекали в излишнем чревоугодии, однако эпикуреи ратовали за ограниченные удовольствия.
Стоицизм- пропагандировали умеренность, мужественное отношение к жизни, отвращение к слабодушию. Стоицизм стал идеологией Древнего Рима, имеет три периода (древняя стоя, средняя стоя, поздняя стоя). Многие римские политики (сенаторы, императоры) были философами этой школы.
Скептицизм- возник в период кризиса античного общества. Скептицизм подвергал сомнению возможность познания объективной действительности. Скептики указывали на относительность человеческого познания, на его формальную недоказуемость, и зависимость от различных жизненных обстоятельств.
- 1. Философия, ее предмет и структура, функции в культуре.
- 2. Основной вопрос философии как историко-философская проблема.
- 3. Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения.
- 4. Философия традиционных обществ Индии и Китая.
- 5. Античная философия: этапы становления и специфика.
- 6. Философия средневековья: патристика и схоластика. Номинализм и реализм.
- 7. Философия Возрождения; ее основная направленность, проблематика, социальная роль.
- 8. Философия Нового времени. Рационализм и эмпиризм. Теория общественного договора т. Гоббса.
- 9. Философия эпохи Просвещения. Естественный материализм и.Ньютона и французских энциклопедистов. Социальная философия Вольтера и Руссо.
- 10. Проблема познавательных возможностей человека в философии Канта.
- 11. Диалектика, идеализм и материализм в воззрениях представителей немецкой классической философии.
- 12. Идейные источники и социально-экономические предпосылки философии марксизма.
- 13. Классический и современный марксизм. Франкфурская школа и ее социально-философские идеи.
- 14. Позитивизм и прагматизм и их роль в становлении современной философии науки
- 15. Философия экзистенциализма: отчужденный человек и пограничные ситуации.
- 16. Современная философия истории в воззрениях о. Шпенглера, п. Сорокина, к. Ясперса, ф. Фукуямы.
- 17. Проблема человека в религиозной философии хх века: неотомизм и персонализм
- 18. Русская философия. Её основная тематика и этапы развития.
- 19. Белорусская философская мысль xyi-xXвв.
- 20. Бытие, его философский смысл и основные формы
- 21. Категории субстанции и материи. Ленинское определение материи и его методологическое значение.
- 22. Движение как способ существования материи. Основные формы движения материи. Механицизм. Редукционизм. Витализм.
- 23. Субстанциальная и реляционная концепции пространства-времени. Концептуальное, перцептуальное и социальное пространство и время.
- 24. Философия монизма и проблема единства мира. Современная научная картина мира.
- 25. Диалектика как теория и метод познания и освоения действительности
- 26. Диалектические законы развития бытия, их статус, функции.
- 27. Философские концепции детерминизма и их естественнонаучная аргументация. Причинность и теологизм. Детерминизм и синергетика.
- 28. Философские категории, выражающие ценность и структурную организованность бытия (система, структура, элемент, часть, целое)
- 29. Проблема сознания в философии и естествознании.
- 30. Индивидуальное и общественное сознание, их структура, взаимосвязь, функции.
- 31. Эволюция сознания: основные этапы и социокультурная обусловленность. Сознание и отражение.
- 32. Проблема идеального в философии. Сознание и самосознание.
- 33. Мышление и язык. Аналитическая философия и герменевтика.
- 34. Познание как предмет философского анализа. Агностицизм и скептицизм.
- 35. Деятельная концепция познания. Чувственное и рациональное познание.
- 36. Проблемы истины в философии. Основные концепции истины.
- 37. Многообразие видов и форм практической деятельности. Научный эксперимент и социальная практика как критерии истины.
- 38. Субъект-объектные отношения в познании. Основные гносеологические модели.
- 39. Наука как предмет философского анализа и специфика научного знания.
- 40. Структура научно-познавательной деятельности. Эмпирический и теоретический уровни познания
- 41. Формы и методы эмпирического познания
- 42. Формы и методы теоретического познания.
- 43. Общелогические методы познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, гипотеза.
- 44. Проблема метода в философии. Методология, ее предмет и задачи.
- 45. Методология в сфере инженерной деятельности. Техникознание и конструктивистская методология.
- 46. Основания науки: научная картина мира, идеалы и нормы науки.
- 47. Научно-техническая революция и научно-технический прогресс.
- 48. Человек как предмет философского анализа. Проблема сущности и существования.
- 49. Эволюционная теория человека. Антропосоциогенез и его исторические формы. Роль труда в возникновении человека.
- 50. Человек, индивид, личность, индивидуальность.
- 51. Проблема гуманизма. Гуманизм и антропоцентризм.
- 52. Движущие силы и субъекты исторического процесса. Роль личности в истории.
- 58. Философия свободы и ее взаимосвязь с формами общественного сознания.
- 59. Глобальные проблемы современности и общественный прогресс.
- 60. Культура и цивилизация.